в Иркутске 21:24, Апр. 19    
Отзывы о школах Иркутска
06.03.20 04:30
#1414260
Sergey SergeEvich
https://vk.com/wall-62604527_30073
Сегрегация в образовании:

"Главным критерием одарённости, как известно, является участие и победы в олимпиадах. Мотивация к тому у детей огромная: все призёры «Всероса» (Всероссийской олимпиады школьников) принимаются в любой вуз соответствующего профиля без всяких ЕГЭ, не говоря уже о денежных бонусах. Специалистов, способных подготовить ребёнка к олимпиаде, не так много, и значительная часть из них сосредоточена в столице. В число этих специалистов входят и те, кто составляет задания олимпиад, что заведомо может подтолкнуть к коррупции. Заметим, что в этом вопросе сегодня принято игнорировать презумпцию невиновности, и одна лишь возможность коррупционных схем зачастую является основанием для ликвидации эффективных и работоспособных структур даже без намёка на состав преступления.
Напомним, что 55% призёров «Всероса-2019» проживает в Москве.

Победы в олимпиадах являются важнейшим показателем, по которому рейтингуют школы. В Москве попавшие в топ образовательные учреждения получают бонусы (гранты) порядка 20-30 млн в год. При этом надо заметить, что победители олимпиад во многих случаях добиваются своих достижений не в «родной школе», а на площадках дополнительного образования. Получается, что навар от работы одних получают совсем другие. Естественно возникает вопрос: нельзя ли такие отношения «поставить на разумную коммерческую основу»? И здесь вырисовывается ещё одна коррупционная схема.

Всё это только абстрактные рассуждения. Но вот недавно журнал «Столичное образование» ( https://www.facebook.com/StolichnoeObrazovanie/videos.. ) опубликовал фактический материал, полностью подтверждающий такую теорию.

Работает в Москве ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», где куют таланты, и малозаметная прежде школа № 625, в которой всего 4 выпускных класса (крайне мало для столицы с её укрупнёнными образовательными монстрами). Но в этой школе ученики получили 62 диплома на региональном этапе олимпиад, и 26 ребят прошли в финал «Всероса». Откуда там столько олимпиадников? Ответ прост: в школе запущен совместный проект с Центром педагогического мастерства.
Цитируем «Столичное образование»:

«Решение простое – не взращивать призеров в своей школе, а зачислять уже кем-то подготовленных умников и умниц, которые в обязательном порядке получат призовые места, тем самым позволив учебному заведению войти в ТОП рейтинга школ Москвы.
Вот фрагмент из письма учителей в редакцию:
«…Есть информация, что эти ребята не учились раньше в этой школе. Это сговор между Центром педагогического мастерства и школой на взаимовыгодных условиях. Этих детей зачислили всего на 1 год, они не на все уроки ходят. Эти ребята занимают на олимпиадах призовые места, а школа улучшает свои позиции в рейтинге и получает грант. А грант – это большие деньги...».
При этом зачисленные на таких условиях ребята будут в школе на особом положении. Они вообще могут не посещать занятия. Главное что от них требуется – призовые места. Так появляются в московских школах «мертвые души».

Ну а теперь самое интересное (снова цитата):

«Центр педагогического мастерства, с которым у школы № 625 совместный проект, неразрывно связан с именем его директора – Ивана Валерьевича Ященко. В мире образования – человек известный, у него столько должностей и обязанностей…Кроме директорства в ЦПМ Иван Ященко является профессором факультета математики в НИУ ВШЭ. Ну, это дело обычное, скажете вы, многие совмещают две работы. А три, четыре, пять? Но есть совмещения не только не этичные, но ещё и противозаконные, если не забывать о коррупционной составляющей. Например, Иван Ященко издает учебники и «решебники» для подготовки к ЕГЭ и одновременно с этим возглавляет группу, разрабатывающую задания единых экзаменов и методику их оценивания. То есть – сам составляет задачи и сам оценивает как они решены, а еще является членом группы, которая формирует школьные рейтинги. По факту - Иван Ященко влияет одновременно и на результаты школьных олимпиад, и на результаты рейтингов школ. И это далеко не всё… На самом деле, в сфере образования трудно найти авторитетную организацию, куда бы не входил Иван Ященко. Чтобы не ошибиться в многочисленных должностях заглянем на страницу «Википедии», посвященную этому «герою».

Иван Ященко – учредитель Фонда «Талант и успех», который занимается одаренными детьми. Стоял у истоков создания образовательного центра для талантливых детей «Сириус» и является членом Попечительского совета, который возглавляет ( на минуточку !) Президент РФ.

Член координационной группы по реализации Концепции математического образования в Российской Федерации. До недавнего времени был членом Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
Руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике.
Заместитель председателя оргкомитета Московской математической олимпиады.
С 2006 года - проректор Московского Института открытого образования.
Преподает математику в знаменитой 57-й школе.

Он совладелец информационного ресурса об олимпиадах «Olimpiada.ru».
А также Ященко входит на федеральном уровне в состав Российского совета олимпиад школьников, а на региональном - является одним из руководителей городского оргкомитета Московской олимпиады школьников. И он же (!) является главным экспертом-составителем рейтингов школ Москвы и школ Российской Федерации. Ну, просто не человек, а многорукий Шива !

Любопытная деталь – Иван Ященко является директором ЧАСТНОГО образовательного учреждения дополнительного образования «Московский центр непрерывного математического образования», который является соучредителем олимпиады школьников «Турнир имени М.В.Ломоносова» и одновременно директором ГОСУДАРСТВЕННОГО автономного учреждения «Центр педагогического мастерства», который является координатором олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».

В такой ситуации несложно перепутать государственный карман с личным. Сплошной конфликт интересов!
... "
21.04.20 22:03
#1416600
Sergey SergeEvich
Коммерсант
Школы особого значения
Школы особого значения – Наука – Коммерсантъ
https://www.kommersant.ru/doc/4323114
Сами рейтинги школ доступны по ссылке
---

Очередной рейтинг школ агентства RAEX зафиксировал, что разрыв между элитными и массовыми школами увеличивается за счет роста конкурентоспособности лидеров.

Всего каких-то пять-шесть лет назад родители одаренных школьников били тревогу: курс на уравниловку среднего образования создавал угрозу ликвидации элитных гимназий и школ. К счастью, самые худшие прогнозы не сбылись. Вместе с тем определенное размывание бренда сильных школ все же произошло — многие из них не избежали участи слияния с более слабыми учебными заведениями в единый крупный «многопрофильный образовательный комплекс».
О методике рейтинга

Рейтинги лучших школ России по конкурентоспособности выпускников показывают, в каких школах наибольшая доля выпускников, успешно поступающих в вузы из топ-50 рейтинга вузов RAEX 2019 года. Рейтинги базируются на предоставленной ведущими вузами России эксклюзивной информации о приемных кампаниях 2018 и 2019 годов. Статистика о школах была получена от всех университетов, кроме РУДН и МГПУ. Всего агентством обработана информация о 190 тыс. выпускников 18 тыс. школ.

Подробное описание методологии см. на www.raex-rr.com.

Однако за последние два-три года риторика властей изменилась: вместо усреднения — курс на выявление и поддержку талантливых детей. И тезис о том, что школы должны быть разными, стал воплощаться в жизнь на практике. К созданию и развитию элитных школ подключились многие: университеты, власти регионов и даже Российская академия наук. Лучшие школы вошли в рейтинг агентства RAEX — единственный регулярно публикуемый национальный рейтинг школ России.
...
22.04.20 11:05
#1416619
Юрий Михайличенко
Иркутск
Иркутска в списке не нашел, жаль...
А так - правильное направление, как я считаю.
16.07.20 01:05
#1421397
Sergey SergeEvich
Цитата:
Хорошо выучили, востребованы, вот и едут. Плохо надо учить, тогда все дома останутся, как неуловимые ковбои. А чтобы талантливая молодёжь не покидала сёла и малые города — надо плохо учить в школе.
(И в этом направлении наше образование движется семимильными шагами. С 1 сентября в десятых классах вводится профильное обучение. В продвинутых школах будут натаскивать на конкретный набор ЕГЭ по четырём профилям. А небольшим школам малых городов и посёлков предложен «универсальный» пятый профиль, где все предметы пойдут «на базовом уровне». Такое «образование» к вступительным ЕГЭ уже официально не будет иметь никакого отношения — подробно см. https://vk.com/wall-62604527_33774 .)

Да, экономика страдает от дефицита кадров. Но специалисты покидают регионы (и страну) как раз потому, что там нет экономики. Проблему экономической миграции нельзя решить дискриминацией в сфере образования. Её решение — в области экономики. Поэтому ничего конструктивного в изложенной выше демагогии нет. Создавать проблемы в образовании, чтобы уменьшить отток кадров может только полный идиот. Напротив, сложности с качественным обучением (показателем которого для многих являются сегодня баллы ЕГЭ) становятся дополнительным фактором, мотивирующим покинуть депрессивный регион.

https://vk.com/im?sel=c80&w=wall-62604527_38806
03.08.20 07:04
#1422288
Sergey SergeEvich
Образование только для богатых | Камилла Нигматуллина | Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/media/docent/obrazovanie-tolko-dlia-bogatyh-5f22ea...
Цитата:
Читаю хулиганскую книгу Алексея Маркова «Жлобология», где целый параграф посвящен расслоению общества на основе доступности образования. Автор описывает порочный круг, в котором у бедных нет денег на образование, которое позволило бы им выйти из бедности, а богатые «обречены» на хорошее высшее образование, а значит хорошие социальные связи, даже при отсутствии больших талантов к учебе.

Еще один провоцирующий аргумент – образование становится всё дороже, а его необходимость – всё меньше. Он приводит статистику, по которой 20% выпускников МВА не могут найти приличную работу, хотя образование стоило сотни тысяч долларов. Работодатели ценят не когнитивные способности, а умение выстраивать связи с другими людьми, презентовать свою работу, укладываться в дедлайны и просто любить сложные задачи.

Когда мы говорим о том, что нужную информацию можно найти в книгах, онлайн-курсах и википедии, то упускаем как раз этот момент – социализации. Если вуз находится на хороших позициях и проходной балл высок, то бОльшая часть однокурсников в итоге станет приличными профессионалами, связи с которыми могут пригодиться.

В этом же основной недостаток дистанционного образования – в отсутствии нормальных человеческих отношений, которые помогают развивать мозги. Можно ли с этим справиться? Очевидно, потребуются виртуальные технологии и новые методики преподавания, которые будут направлены не на заваливание студентов домашней работой, а на поддержание постоянной коммуникации и совместного решения задач.

В российском обществе пока нет такого большого расслоения по доступности образования, как в американском или китайском, но растущий ценник на программы и неумение родителей формировать капитал на образовательные цели с рождения ребенка могут привести к тому, что бюджетные места будут заняты олимпиадниками, инвалидами и целевиками, а коммерческие – детьми родителей, которые ценят образование и откладывают на него системно.

Если говорить о проблеме качества дорогостоящего образования, то в нем нужно начинать учитывать не только запросы родителей и работодателей, но и сценарии общественного развития. Грубо говоря, если школа не успевает рассказать ученикам, что такое жизнь, потому что надо тренироваться на сдачу ЕГЭ, то как раз в вузе необходимо дать ликбез по основным типам грамотности, включая медийную, коммуникативную и, конечно, финансовую. Чтобы юный специалист задумался о том, что однажды и у него будут дети (позже, чем еще 20 лет назад, но, скорее, будут), которым нужно обеспечить образование и хорошее социальное окружение.
07.08.20 16:55
#1422509
Sergey SergeEvich
The Economist Access, [30.07.20 13:59]
#DailyChartRubric

Интеллектуальное расслоение

Разрыв в успеваемости между богатыми и бедными учениками был всегда.

В Великобритании в 2018 году дети из неблагополучных семей в 2 раза чаще покидали школу без базовой подготовки по английскому языку и математике, чем их состоятельные сверстники.

С марта на удаленку перешли не только взрослые. Обеспеченные дети чаще имеют доступ к ноутбукам и интернету. А вот многим бедным ученикам приходится конкурировать с членами семьи за доступ к единственному ноутбуку, чтобы добраться до учебных материалов. Некоторым даже приходится отказаться от уроков.

Доказано, что бедные студенты хуже успевают на онлайн-курсах, чем на очных. А исследование, проведенное профессорами из Гарварда и Брауна, показало, что после того, как американских школьников отправили домой в марте, использование онлайн-платформы zearn по математике напрямую коррелировало со средними доходами домашних хозяйств в соседних районах (см. диаграмму, “badges earned” — хорошие оценки)

Хорошо образованные, преуспевающие родители с большей вероятностью поощряют обучение ради него самого.

Не ожидайте, что всё наладится, как только ученики вернутся в классы: исследование, проведенное Институтом финансовых исследований, показало, что бедные родители менее склонны отправлять детей обратно в школу при первой возможности.
09.08.20 23:27
#1422584
Sergey SergeEvich
Почему зарплата учителей — лучшая инвестиция для страны
https://pedsovet.org/beta/article/pocemu-zarplata-ucitelej-lucsaa-invest...

"Кстати, последняя четверть завершившегося учебного года показала: обеспечить нормальный образовательный процесс во время карантина смогли только те школы, где работают продвинутые в цифровом плане педагоги и учатся дети из обеспеченных семей, у которых есть персональные ноутбуки для учебы. Это престижные или частные школы в Москве, Петербурге и некоторых крупных городах. Остальные 95% школ мучались, пытаясь имитировать онлайн-обучение. Педагогам старшего возраста сложно дается преподавание в цифровой среде. Низкие зарплаты не мотивируют учителей осваивать новые форматы — да и времени нет: много другой обязательной рутины.

Сегодня школа не может конкурировать за кадры с коммерческими образовательными организациями. Молодые, перспективные, инициативные учителя уходят из государственных школ в частные. Например, в «РОББО Клубах» около 70% преподавателей имеют опыт работы в школе."
10.08.20 01:39
#1422586
Sergey SergeEvich
Отделить ЕГЭ от школы! Народный учитель РФ Сергей Рукшин.: Аналитика Накануне.RU
https://www.nakanune.ru/articles/116193/

Именно тогда впервые зазвучала применительно к высшей школе мысль, что "все животные равны, но некоторые равнее других". Я отлично помню, как на РОСРО предлагалось разделить все вузы на три категории — одни обязаны принимать только по результатам ЕГЭ, другие могут проводить собственные вступительные испытания по предметам, которых нет в ЕГЭ. И, наконец, третья группа вузов, которые имеют право проводить собственные вступительные экзамены даже по тем предметам, которые входят в ЕГЭ. Там, разумеется, оказывалась и ВШЭ — вотчина инициатора ЕГЭ Ярослава Кузьминова. Эта изначальная показательная сегрегация с разделением вузов на категории тоже сопровождала введение ЕГЭ, и этот вопрос тоже обсуждался. Увы, выделение вузов "третьего сорта" продолжается и сейчас — но уже под флагом цифровизации…
12.09.20 14:20
#1423981
Sergey SergeEvich
Учителя – только для детей элиты, а остальным – дистанционка? : Аналитика Накануне.RU
О подводных камнях дистанционного образования Накануне.RU рассказал эксперт в сфере образования, доктор физико-математических наук Александр Иванов:
https://www.nakanune.ru/articles/116333/
24.09.20 05:31
#1424480
Sergey SergeEvich
Официальные и очень неутешительные выводы по результатам дистанционного "обучения", наконец, опубликованы в научной статье (это ваш наиважнейший аргумент во всех инстанциях):

Журнал «ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ»

Научно-практический рецензируемый журнал (при поддержке НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава РФ)

Выходит 4 раза в год

№ 2—2020

Выводы:

1. Дистанционное обучение детей и подростков в условиях эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19) показало, что современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, включая электронные средства доставки

учебной информации в зависимости от возраста и состояния здоровья обучающихся.

Необходим государственный заказ на проведение широкомасштабных многоцентровых исследований по обоснованию системы гигиенической безопасности цифровой школы с соответствующим финансированием.

2. Дистанционно обучающиеся школьники 5—11‑х классов в период самоизоляции во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19) подвергаются таким неблагоприятным факторам, как школьные учебные занятия и увеличение продолжительности выполнения домашних заданий (на это указывают 29,8

и 59,7 % опрошенных соответственно), увеличение времени работы с компьютером и другими гаджетами (характерно для 46,7 % опрошенных); время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами, 4 ч и более

отмечается у 77,2 % опрошенных; снижение продолжительности прогулок — у 68,3 % и физической активности — у 55,2 % респондентов.

3. Самоизоляция и дистанционное обучение детей и подростков в условиях эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19) является стрессоформирующей ситуацией, оказывающей неблагоприятное влияние на психосоматическое состояние школьников: у 83,8 %

обучающихся отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня; наличие депрессивных проявлений можно предположить у 42,2 % респондентов, астенических состояний — у 41,6 %, обсессивно-фобические

состояния можно предположить у 37,2 %, гиперкинетические реакции — у 29,2 %, синдром

головных болей — у 26,8 %, нарушения сна — у 55,8 %. Каждый пятый школьник (21,2 %) указал, что самоизоляция невыносима.
07.10.20 04:27
#1425034
Sergey SergeEvich
Екатерина Шульман, [02.10.20 18:19]
РБК Тренды под руководством Светланы Миронюк затеяли серию интервью о путях, по которым к нам движется будущее. Со мной говорили о меняющемся в образовании: онлайн и оффлайн, самообучающиеся дети и новое неравенство. Выступаю как преподаватель и потомок уходящих в глубину веков бессчетных поколений педагогов. Обещают, видео тоже будет.

"Школьное образование — это инструмент государства по изготовлению для себя граждан. То, что называется школьным куррикулумом — набором и содержанием предметов, которым принудительно обучаются все дети и подростки, имеет своей целью на выходе сформировать определенную «болванку гражданина». Я не употребляю этот термин в каком-то уничижительном смысле, это делают все государства, и это правильно. Это потом позволяет взрослым мирно общаться и иметь общий язык в широком смысле, некоторый общий набор знаний и ценностей. И вот с ним государство выпускает юного гражданина в высшую школу.

Новое поколение, которое называют поколением Z, прекрасно. Все сколько-нибудь профессионально состоявшиеся преподаватели находятся в совершенном восторге от своих учеников и студентов. Прежде всего, от их коммуникативных навыков, от того, как они самовыражаются, как ведут себя в разнообразных ситуациях. В том числе некомфортных для юного человека: когда им отказывают в чем-то или ругают за что-то. То, как они умеют при этом формулировать свои потребности и соблюдать чужие границы, — восхитительно. Такое ощущение, что этим новым людям инсталлируют в голову при рождении какой-то курс прикладной психологии.

Что такое поколение Z и как оно видит свое образование
А жалуются преподаватели на то, что студенты приходят без базовых координат, без того, что мы называли «научной картиной мира». Выясняется, что люди не знают, что существует три ветви власти, не понимают, зачем они нужны. Очень смутно ориентируются в истории. Хронологическая сетка у них не выстроена в голове. Моя отдельная боль — владение русским языком. Не просто снижение грамотности, а размывание владения словами, истончение лексической ткани.

— Упрощение, скажем так, лексическое?

Да. Употребление слов, которые значат не то, что они думают. Смешение канцелярского стиля и разговорного, жаргонного. Большое количество бессмысленных, накручивающихся как сахарная вата на палку слов и оборотов, которые ничего не значат. Я бы на первые курсы, а может, и на весь бакалавриат вводила в качестве предмета русский язык: диктанты и изложения. Студентов надо учить говорить и писать на родном языке так, чтобы высказывания имели точный смысл и не было лишних слов.

При этом скорость обучения нового поколения очень впечатляет. Если дать направление — «вот туда мы идем, тут смотрим, там ищем», они начинают прогрессировать с удивительной скоростью.

Похоже, умение учиться на самом деле формируется, а не истребляется жизнью в сети. Там ты постоянно ищешь информацию, анализируешь ее, непрерывно читаешь и пишешь. Поэтому благодаря интернету нам достались студенты с гораздо более сформированной учебной деятельностью, чем предыдущие поколения. Ребенок, который родился с планшетом в руках и просто смотрел там мультики, научился искать себе их".

https://trends.rbc.ru/trends/education/5f75ec499a79479881268482
07.10.20 16:24
#1425057
Юрий Михайличенко
Иркутск
Вчера (в кои-то веки) был на родительском собрании выпускного класса.
Меня сильно удивила установка педагогов на узкую специализацию. Например, по математике если хуже с геометрией, то на неё вообще не тратить время, а сконцентрироваться на алгебре и конкретных 3-4 типах задач.
Как я понимаю, благодаря ЕГЭ, во всю готовим специалистов "по тому, что получается"...
07.10.20 17:45
#1425064
Sergey SergeEvich
yumiha [1425057]: Так и есть - это один из многочисленных недостатков Егэ. Например, стереометрию никто не знает, т к хоть она и есть в программе, но в Егэ по ней всего одна или 2 задачи и 5 можно получить даже не решая их...
20.11.20 15:20
#1426942
Sergey SergeEvich
ДИСТАНТ: ШКОЛА БЕЗ ДЕТЕЙ И ДЕТИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ! - YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=stFZh7x4Ijc
Михаил Богданов
24,7 тыс. подписчиков
По предложению С.М. Миронова обсудили в кругу родителей и экспертов дистанционное обучение - то, к чему пришли и к чему можем дойти: текущее положение дел с применением электронных средств обучения в школах и тенденции в развитии этих самых электронных платформ и образовательных сред..
Разговор получился продолжительным, но очень содержательным. Рекомендую.
Тайм-код выступлений:
04:10 - Оксана Падалко
18:55 - Анна Швабауэр
33:28 - Ольга Баранец
41:00 - Елена Хавченко
47:10 - Сергей Киселев
56:33 - Ольга Лемехова
1:06:41 - Михаил Богданов
Комментарии и репосты - приветствуются.
Ссылки на интересные новости для следующего обзора можно присылать в телеграм: @spbrodcom
Телеграм-канал для учителей: @teachersroom
#mbogdanov
17.12.20 01:21
#1427973
Sergey SergeEvich
За возрождение образования
https://vk.com/rvs.obrazovanie
ПАМЯТИ ЗАПРЕЩЁННОЙ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ

Ещё не так давно практически в любой школе страны дети могли получить полноценное среднее образование, которое давало возможность занять достойное место в обществе. Разумеется, в зависимости от талантов, прилежания и способности трудиться. А учение — безусловно — труд.

В то время не было понятия социального лифта, потому что не было социальных этажей. Все дети считались равными, и в значительной мере это было действительно так.

Советскую систему образования, которая унаследовала лучшие традиции дореволюционной отечественной школы, последовательно разрушали на протяжении многих лет. В нынешнем учебном году этот процесс проходит точку невозврата.
До старшей школы добрался новый ФГОС, и отныне среднее образование в «хороших» школах крупных городов будет исключительно узкопрофильным, а в малых городах и посёлках — не будет никакого. Со всей неизбежностью.

Советская система образования теперь запрещена законодательно, на уровне федерального государственного стандарта.

Современное профильное обучение, которое внедряется действующим ФГОСом, принципиально отличается от советских специализированных классов и школ. Прежняя специализация включала в себя обязательное усвоение ВСЕХ общих образовательных программ. Поэтому выпускники языковой школы с лёгкостью могли идти в математики, инженеры, хирурги, равно как и выпускники физ-мат классов.

Теперь же углублённое изучение двух-трёх дисциплин идёт за счёт других предметов, которые либо преподают в минимальном объёме «на базовом уровне», либо совсем исключают из расписания. Как следствие, возможности выбора на выходе из такой профильной школы крайне ограничены.

Действующий закон «Об образовании» допускает профилизацию на всех этапах обучения, начиная с первого класса. В Екатеринбурге, например, ещё в 2018 году «углубленно изучали отдельные предметы 13 процентов учеников начальных классов» – https://rg.ru/2018/11/21/reg-urfo/shkolnikam-pridetsi.. . С пятого класса профили стали нормой, а после девятого непрофильное обучение теперь просто запрещено.

Ущербность такого подхода в эпоху стремительных технологических перемен совершенно очевидна. Это удар по нашим национальным интересам (не путать с интересами власти), и проблема выбора для граждан,
которая не имеет рационального решения. Родителям приходится отправлять своего ребёнка в узкий образовательных коридор, имея смутное представление о том, как он будет там себя чувствовать, и что его ждёт на выходе (подробно см. https://vk.com/wall-62604527_21950 ).

Реформаторы (надо отдать им должное) сумели выстроить свою стратегию так, что нынешняя профильная школа оказалась востребованной. Она является прямым следствием системы ЕГЭ.

Вступительные экзамены в вуз (в виде ЕГЭ) механически соединили со школой и при этом упразднили выпускной аттестационный контроль. (Два обязательных ЕГЭ, которые надо сдать на минимальный балл для получения аттестата, являются его убогой имитацией. В уходящем году, кстати, и этого не было, и никто не заметил разницы.)

Целью обучения в старших классах стала успешная сдача вступительных экзаменов в вуз (и ничего кроме!). Эти экзамены зависят от выбора специальности, и они у каждого свои. Так и получилось, что у сидящих в одном классе детей интересы к изучению предметов стали абсолютно несовместимыми. Одному нужны физика с математикой, а другому — история и литература. Классическое среднее образование потеряло смысл, ибо оно не в состоянии конкурировать с целевой натасканностью на конкретные ЕГЭ.

Самые лучшие учителя, которые в среднем звене ещё ухитряются учить каждого, в непрофильной старшей школе опускают руки: почти вся их энергия уходит в пустоту. Нет сил и смысла работать в классе, где 90% учеников тебя демонстративно игнорируют. Уважающий себя учитель бежит от такой работы при первой возможности.

Мечта большинства современных старшеклассников — профильная школа, в которой будут только те предметы, что нужны для сдачи ЕГЭ. И новый ФГОС эту школу как бы обеспечивает.

Только что в этом нового? Где можно было — школы уже давно профилированы и при этом выдают аттестаты о среднем ОБЩЕМ образовании. Только что общего в профильном обучении гуманитариев и математиков, например? Только ЕГЭ по русскому для всех един.
(Не пора ли убрать слово «общее» из официальных документов? Для приличия, хотя бы.)

В крупных городах главным препятствием для профилизации является отсутствие кадров. Учеников там достаточно, развести их по профилям в разные школы теоретически можно. А вот хороших учителей для профильной подготовки не хватает, и взять их негде (не о Москве речь, которая высокими зарплатами собирает педагогов со всей страны — см. https://vk.com/wall-62604527_29113 ).

В новом ФГОСе эта проблема учтена. Старшей школе предложено пять профилей на выбор (подробно см. https://vk.com/wall-62604527_38943 ), но один из них — универсальный — профилизации не предполагает: там все дисциплины можно изучать на базовом уровне, то есть совершенно официально без всякой подготовки к ЕГЭ. Выше уже сказано, что такое «образование» заегэшенным старшеклассникам абсолютно не нужно.

Минпрос разъясняет, что универсальный профиль предназначен для тех, «кто ещё не определился с выбором», проще говоря, ЕГЭ сдавать не хочет и в вуз не собирается.

Но это — прямая ложь.
Универсальный профиль — неизбежная судьба всех малых городов и посёлков, где проживает треть населения страны. Если в селе одна школа, а на выпуске всего один класс, то никакая конкретная профилизация невозможна, ибо она не устроит всех в любом случае. Поделить класс на части — нет ни денег (подушевое финансирование), ни кадров. Потому в такой школе будет универсальный профиль без вариантов.

А дети в нём, как и в школах столицы, вполне «определились с выбором», то есть выбрали свои ЕГЭ. Но готовиться к ним придётся исключительно самостоятельно, потому что в универсальном классе такая подготовка не предусмотрена, да и невозможна в принципе, о чём уже сказано выше.

Такой у нас ЕГЭ — «справедливый и объективный». Одних учат хорошие учителя в профильных классах (бесплатно, за счёт бюджета), других — не учат ничему. А потом всем — один экзамен, содержащий к тому же задания олимпиадного уровня, недоступные даже среднему учителю.
«Честно и справедливо».

Это — ЕГЭ. Безжалостный инструмент территориальной образовательной сегрегации. И речь здесь не о каких-то частных случаях, связанных с отсутствие учителя.
Такова система.

И тут встаёт тот же вопрос: что в этом нового, что меняет новый ФГОС в провинциальных школах введением универсальных классов?

Разница есть и очень принципиальная.

Начнём с мелочи. По стандарту на любом профиле обязательны следующие восемь дисциплин:
математика, русский язык, литература, история, иностранный язык, физкультура, ОБЖ и астрономия (обязательность — исключительно «на базовом уровне»).
При этом весь учебный план профиля содержит 11 — 12 предметов (больше не надо: «берегут здоровье детей»). Кроме того, во все профили рекомендовано (сверху) включить обществознание. Уже девять. Добавьте ещё пару предметов, и будет полный учебный план.

А вот список, из которого можно добавлять: физика, химия, биология, информатика, география и т. д. Это теперь необязательные дисциплины, и каких-то из них в универсальном классе российской провинции теперь точно не будет. Возможны и совсем экзотические варианты. Добавьте к перечисленным 9 предметам экономику и право (есть теперь и такие), поручив их «профессионалам» — безработному бухгалтеру и отставному адвокату, и вот вам «средняя школа». Учитесь, детки!

Если прежде отсутствие учителя-предметника в выпускном классе провинциальной школы всё-таки составляло для власти некоторую проблему, то теперь — нет.

Нет учителя, не будет и предмета в учебном плане. Вот и всё. Строго по ФГОС.
Креативное решение проблемы дефицита педагогических кадров.

А теперь — самое главное.

Совершенно ясно, что такое циничное лишение детей значительной части страны даже формального среднего образования быстро станет острой политической проблемой. И решение, которое предложит власть, совершенно очевидно.

Сегодня, выступая против дистанционного обучения, мы видим ясную альтернативу: это — хороший учитель. В условиях профильного стандарта в единственной школе посёлка или небольшого города альтернативы дистанту нет. Ведь не приставишь персонального педагога к каждому ученику.

Очень скоро настанет день, когда в Думу явится Кравцов (или его сменщик, если физиономия нынешнего министра осточертеет народу до такой степени, что его поменяет на другого, как обычно) и скажет депутатам, что по стандарту обучение у нас профильное и очень качественное, но в малокомплектных школах обеспечить ОЧНУЮ профилизацию невозможно, потому необходимо (с привлечением самых современных технологий и на основе искусственного интеллекта — только так! ) дать возможность сельским детям получать качественное образование дистанционно.

И думские депутаты, которые недавно отклонили законопроект о дистанционном обучении, уравнивающий этот эрзац с настоящей школой, такой закон примут. Потому что проблема обучения сельских детей будет жечь пятки (разогревать такие темы у нас умеют, когда требуется). Поддержат все, в том числе и борец за права учителей Смолин.

И этот закон даст юридическую отмашку форсированному внедрению дистанта. Детей посадят за компьютеры. Не дома — в школьном классе. «Понимаете разницу?» (Кравцов). Ученики будут двигаться по «индивидуальной образовательной траектории» под наблюдением тьютора, который проследит, чтобы дети пальцы в розетку не совали.
Аффилированный бизнес будет жиреть на поставках в «новую школу» «харда и софта». И ровно в срок, когда эти поставки закончатся, народ «поймёт разницу». Проще говоря, осознает, что сидеть в такой школе старшеклассникам совсем ни к чему. Дома — проще.
И не нужны будут ни школа, ни учитель.

**Утвердится «новое образование»: общедоступное, дешёвое (для власти), под полным идеологическим контролем, ибо в нём нет учителя, который способен заложить крамолу в молодые умы.
А главное — «справедливое», полное «равенство возможностей» для всех.**

Таковы мрачные перспективы.
Но реальность (скорее всего) окажется неизмеримо страшнее. При такой образовательной политике нашу страну разорвут вместе со всеми её властными структурами, включая думских депутатов.

И может быть тогда кто-нибудь из них вспомнит, что не так давно практически в любой школе страны дети могли получить полноценное среднее образование, которое каждому давало возможность занять достойное место в обществе.

И в ту уходящую эпоху Советский Союз был ведущей страной мира.

Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников.docx
https://vk.com/doc96700101_582695979?hash=362a3c63406b10dbfa&dl=7e9a...

Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы И П Костенко М 2013-502с
https://vk.com/doc96700101_582694238?hash=5e1dc32eb621d8c740&dl=6692...

Реформы образования _1918-2018 Идеи методология результаты Историко - педагогоич исследование Петрова г Железнодорожный - 99с
https://vk.com/doc96700101_582694723?hash=f229c77ddf045a2b38&dl=ffa2...
17.12.20 08:07
#1427976
Максим Пензин
Иркутск
Как-то странно выглядит в наше время все это восхваление "великого советского".
Половина фактов и, тем более, выводов поставлены с ног на голову.
17.12.20 09:13
#1427977
Юрий Михайличенко
Иркутск
profdoc [1427973]: Теперь же углублённое изучение двух-трёх дисциплин идёт за счёт других предметов, которые либо преподают в минимальном объёме «на базовом уровне», либо совсем исключают из расписания. Как следствие, возможности выбора на выходе из такой профильной школы крайне ограничены. - у меня сын в физмат классе - ничего подобного не заметил. Так же, как и в советское время (а я сам имел этот опыт), профильность класса создается за счет дополнительных часов по профилю, не в ущерб общей программе.
Я не говорю, что всё идеально, но и передергивать нужно аккуратнее...
17.12.20 11:04
#1427982
Эдуард .
Иркутск
удалено модератором
17.12.20 13:18
#1427990
Sergey SergeEvich
удалено модератором
17.12.20 13:49
#1427993
Дмитрий Ржевский
Иркутск
profdoc [1427973]: И в ту уходящую эпоху Советский Союз был ведущей страной мира.
Написал представитель передовой нации в америкосовском интернете и на америкосовском компьютере.
Все разделы | Топ-100 | Переход в раздел:
Сообщения могут добавлять только зарегистрированные пользователи.