в Иркутске 11:21, Апр. 20    
Отзывы о школах Иркутска
01.10.19 09:23
#1403919
Юрий Михайличенко
Иркутск
profdoc [1403909]: Вот интересно: а есть статистика по нечитающим в прошлые годы? По-моему, и в брежневские времена читало не так много людей, хотя книги на полках стояли - просто, модно было...
01.10.19 09:33
#1403922
Who is it?
profdoc [1403909]: 44% россиян никогда не читают никаких книг.

Да! Я никогда не читаю никаких книг. Бумажных. У меня их просто нет. Вообще. Какие были, родителям увёз и на полку поставил.
01.10.19 17:49
#1404006
Pavel Chimitov
Irkutsk
StarWind [1403829]:Физика: в космосе вакуум, воздуха нет, ничего нет и люди летают
География: отметки горных вершин Алтай 4 километра, Гималаи 8 километров, Кавказ 5 километров
Но люди на вершинах не летают и в скафандрах там не ходят!


Та же физика говорит что абсолютного вакуума в космосе не бывает =) очень разряженная "атмосфера" , но не вакуум. В самом космосе много чего есть...но это не важно.
Важно что даже у первокурсников в головах каша из нескольких понятий - Невесомость (люди летают) и воздуха нет. Два этих эффекта друг с другом никак не связаны. Поэтому дальше (про вершины) тоже немного некорректно - на вершинах таки давление ниже, из за этого и вода закипает не при 100 градусах и ровным счетом из за этого в случае разгерметизации салона самолета говорят "одеть маску вначале на себя, потом на ребенка", т.к. на высоте 10-12 км дышать особо не чем и человек очень быстро теряет сознание. Да и альпинисты вроде тоже при восхождении не брезгуют кислородными баллонами =)

(минутка занудства закончилась =)

yumiha [1403869]: есть очень много статей и исследований о зависимости массовизации и качества образования. Суть в том что по мере увеличения количества обучающихся, неизбежно падает "качество" отдельно взятого индивида, что в последствии переходит на вторую волну учителей.
Это не сугубо российский тренд это общемировая проблема...и мир с ней столкнулся гораздо раньше россии (т.к. плановая экономика СССР это успешно нивелировала). Но из за этого во всем мире образование начало изменяться (как раз с середины 20-го века), а СССР-Россия копила эти проблемы и несоответсвия...в итоге из за накопившихся противоречий в России кризис образования оказался более болезненным. И если западные ВУЗы успели адаптироваться к академической революции, то в России этот процесс в самом разгаре, и т.к. в России несравнимо меньше денег чем в Китае, то заливать проблемы баблом как они мы не можем.
Ну и накладывается полученная в наследство от СССР дико формализованная бюрократическая машина (образования), которая по своей сути не может быстро меняться и подстраиваться под современные реалии. А так как министерствами управляют клерки, то для них важна бумажка, а не человек (т.е. формальные отчеты, а не качество знаний студента).
Для примера есть ФГОС3+ (федеральный гос. образовательный стандарт) в котором были прописаны обязательные дисциплины, потом вышел ФГОС3++, в котором этих дисциплин нет и нет профессиональных компетенций (типо ВУЗы должны их сами формулировать) и визуально это больше свободы, НО в большинстве ФГОС эти профессиональные компетенции стали просто обязательными. А по поводу дисциплин есть забавная строка - выбирайте перечень дисциплин сами, но если есть ПООП (примерная образ. программа), то вы обязаны ей подчиняться (эти ПООП обычно десяток московских ВУЗов пишет на всю страну).
В школах (и СПО) все еще хлеще ... там и санкнижки нужны, и ежегодные профосмотры ...а идиотизм норм вообще не поддается логике (по нормам пожарной безопасности на окнах не должно быть решеток, а по соображениям антитерорристической защиты, вся территория должна быть наглухо закрыта ...в итоге перед проверкой пожарников решетки снимают, а перед проверкой силовиков ставят обратно =) или вот например обязали всех вести проектную деятельность, а бюджет не дали (хотя такой формат обучения один из самых затратных для организации) в итоге получается имитация проектной деятельности. т.е. школьники не занимаются разработкой машин, схем ..не играются с ардуино и т.д., а рисуют красивые презентации в поверпоинте ... т.е. ни какого "знания через практику" или "командная работа" или "ответственность за принятые решения" и т.д. там даже близко нет (не во всех школах такое, есть и "правильные" но таких меньшинство...в большей массе школа в 10-11 классах в основном натаскивают на ЕГЭ, при этом школьники часто даже не осознают почему тот или иной ответ правильный =( )
Пффф...выдохнул
01.10.19 18:44
#1404017
Сергей Верхушин
Иркутск
proteus [1404006]: Я просто привел маленький smoke test на ответ. Точно так же, когда в результате расчета диаметра Земли вдруг получилось 10 мм, то достаточно взять линейку, посмотреть сколько это и выглянуть в окно, чтоб понять, что где-то закралась ошибка.

Ответная минутка занудства закончилась :)
01.10.19 18:57
#1404020
Юрий Михайличенко
Иркутск
proteus [1404006]: На качество образования и, в первую очередь, желание учиться сильно повлиял и переход общества к безудержному потреблению. Тем более, связь между образованностью и доходом никак не проявилась. Поэтому вывод - не фиг учиться!
Справедливости ради, её (связи) и ранее не наблюдалось. Любой начинающий рабочий получал поболее начинающего инженера, врача или учителя. Но всеобщий дефицит нивелировал внешние признаки этого перекоса. Т.е. деньги были (если), то особо выделиться всё равно не получалось.
01.10.19 19:39
#1404024
Who is it?
yumiha [1404020]: Больше знаешь - меньше/легче работаешь при равном доходе.
01.10.19 21:05
#1404032
Юрий Михайличенко
Иркутск
whoisit [1404024]: Вообще никак не связано. Если говорить не про знания, а про квалификацию - это ближе и то далеко не всегда.
01.10.19 22:18
#1404037
Who is it?
yumiha [1404032]: Связь прямая, и это работает всегда. Чем больше нужно потратить времени на то, чтобы овладеть той или иной профессией, тем выше порог вхождения, тем ниже конкуренция, тем выше заработная плата. Рынок труда - это тоже рынок, и на нём действуют все законы рынка, в том числе и то, что рынок всегда стремится к равновесию. Например, чтобы научиться штукатурить стены, нужен один рабочий день с перерывами для просмотра ютуба, мешков 40 ротбанда и неделя тренировок. Максимум месяц. А чтобы научиться проектировать многоквартирные дома, нужно 5 лет (или сколько там сейчас) отучиться в университете, а потом ещё года 3 стажироваться в проектном институте каком-нить. На выходе первый дышит строительными смесями, таскает 50-кг мешки, машет шпателем от рассвета до заката и лежит на диване в выходной, а второй сидит под кондиционером с 9 до 18, обедая бизнес-ланчем в ресторане, а в выходные тратит накопленные силы на Хамар-Дабане.

Вот мотивация для школьников!
02.10.19 07:42
#1404049
Sergey SergeEvich
Гуриев - пенсионная реформа, демедведизация, доллар / вДудь - YouTube Сергей Гуриев - большой экономист, который в 2013 году был вынужден уехать из России. В этом видео - разговор про экономику и политику на максимально простом языке.
https://www.youtube.com/watch?v=Bj7q5VAf8-w

С 7.20 по 10.50 - как раз про российское образование.
02.10.19 09:09
#1404052
Юрий Михайличенко
Иркутск
whoisit [1404037]: Вы говорили про знания и доход. Про профессионализм ничего не было сказано. Знания могут не иметь никакого отношения к проф. деятельности.
02.10.19 10:11
#1404057
Who is it?
yumiha [1404052]: Любое знание улучшает "положение в курятнике". Либо увеличивает доход, либо снижает расходы. Если умеешь считать, вычислишь себе выгодный кредит, снизишь издержки. Юридически мало-мальски подкован - выскребешь деньги со страховой или не дашь себя обмануть при заключении договора - прямой профит. Знаешь ПДД, не остаёшься виноватым в ДТП, снижаешь расходы. И так далее.
02.10.19 11:27
#1404066
Юрий Михайличенко
Иркутск
whoisit [1404057]: Есть куча знакомых безумно эрудированных интеллигентов, кое-как перебивающихся...
Кроме знания, нужно еще, как минимум, желание и умение ими пользоваться. Об области знаний и не говорю - сложно сказать, чем поможет в материальной жизни мнс'а глубочайшие познания в поэзии серебряного века.
02.10.19 13:14
#1404076
Слон Обыкновенный
Иркутск
yumiha [1404066]: сложно сказать, чем поможет в материальной жизни мнс'а глубочайшие познания в поэзии серебряного века.
Телок трахать без существенных затрат поможет. Любое знание может быть материально полезно, в этом согласен с whoisitом.
02.10.19 17:01
#1404096
Юрий Михайличенко
Иркутск
Slon77 [1404076]: !!!
Век живи - век учись...
03.10.19 17:01
#1404181
Sergey SergeEvich
03.10.2019
Три лицея Иркутской области участвуют в проекте «Базовые школы РАН»

Иркутская область, 3.10.19 (ИА «Телеинформ»), - С началом учебного года в Иркутской области стартовал проект «Базовые школы РАН». В нем принимают участие три образовательных учреждения Приангарья – Лицей ИГУ в городе Иркутске, братский лицей №2 и ангарский лицей №1.

Как сообщает пресс-служба ИНЦ СО РАН, программы совместного федерального проекта Российской академии наук и министерства просвещения РФ для Иркутской области были утверждены в июле этого года.

– Наш лицей разработал концепцию проекта «Академические пробы», которая включает в себя профильные практики, научно-исследовательскую работу учеников лицея на базе академических институтов Иркутской области, а также участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях научных институтов. Это направлено, как сказал Владимир Путин, для воспитания собственных нобелевских лауреатов со школьной скамьи, – рассказывает заместитель директора по научно-педагогической работе лицея №1 Ангарска Алена Сергеевна Грошева.

В рамках проекта ученики этого лицея 11 сентября посетили Институт динамики систем и теории управления имени Матросова СО РАН. Им рассказали об истории института, показали суперкомпьютер «Академик В.М. Матросов» и прочли лекцию «Роботы и как мы ими управляем».

Другая экскурсия состоялась 18 сентября в Иркутском институте химии имени Фаворского СО РАН. Юным ангарчанам рассказали об основании ИРИХ СО РАН, разработках лекарственных средств, мономеров, материалов, о достижениях фундаментальной химической науки. Лицеисты ознакомились с лабораториями химиков-синтетиков, с приборами и оборудованием, которые позволяют синтезировать новые органические и элементоорганические соединения, установить их строение и изучить свойства. В ближайшее время ИРИХ СО РАН посетят ученики братского лицея №2, для них будут организованы очные или удаленные научно-популярные лекции.

Другие ключевые задачи проекта – формирование новых компетенции у учеников, преподавательских составов школ и вузов, научных сотрудников, укрепление связей между школами, академическими институтами и университетами. Планируется, что в базовых школах РАН Иркутской области в рамках частно-государственного партнерства в ближайший год существенно улучшится инфраструктура.

– Эти лицеи могут стать не только сетевыми центрами с новым методом преподавания, но и аналогами центров коллективного пользования с применением нового современного оборудования, приобретенного в рамках этого проекта. Важный вопрос опорных школ РАН и для лицея ИГУ – это строительство зданий нового типа для образовательных учреждений. Благодаря расширению площадей планируется формирование школьных коворкингов, инновационных центров, бизнес-инкубаторов. Здесь нужна новая инфраструктура, новые пространства, где все это будет происходить и будет удобно для школьников, – отмечает региональный координатор проекта «Базовые школы РАН», директор ИДСТУ СО РАН, научный руководитель ИНЦ СО РАН Игорь Бычков.

Участие ученых и преподавателей университетов в факультативах и занятиях по научно-исследовательским работам в школах для Иркутска направление не новое. Почти с основания иркутского Академгородка существует Малая школьная академия. Проект базовых школ РАН позволит более масштабно и системно подготавливать заинтересованных в науке молодых специалистов.
04.10.19 23:59
#1404267
Sergey SergeEvich
Наука и школы

Идея о синтезе науки и образования реализуется не только на уровне вузов и их взаимодействия с научными институтами. Все большее внимание уделяется интеграции исследовательских практик в учебных процесс на школьном уровне.

В школы «заходят» как университеты, так и научные институты, а также сама Российская академия наук. При всем многообразии форм реализации, в основе их всех одна простая идея – предоставить возможность детям погрузиться в практическую научную деятельность. Однако, при этом возрастает уровень требований к школьникам – условный «троечник» вряд ли сможет осилить усложненную программу.

Для Москвы основным форматом являются лицейские и гимназические классы – в частности, «Академический класс», реализуемый в школах совместно с научными институтами. На «Городе образования» министр науки и высшего образования Михаил Котюков призвал тиражировать эту практику не только в рамках столицы, но также на регионы.

В субъектах федерации магистральным проектов стали «базовые школы» - проект Российской академии наук и Министерства просвещения. Как раз сегодня официально он вступил в стадию реализации.

Несложно заметить, что идеологически и даже технически оба проекта практически идентичны – в этом смысле экспансия научных институтов в школы расширяет свой масштаб, но не меняет содержания.

Второй стратегической траекторией является дополнительное образование детей – от инженерно-командных форматов «Кванториумов» до научных смен «Сириуса». В настоящее время проходит активная фаза развертывания «региональных Сириусов» - центров по модели и при методической поддержки сочинского флагмана.

Основным следствием синтеза науки и школ должна стать подготовка кадров на научно-технологической сферы, в том числе для различных форматов институций, создаваемых в рамках нацпроекта «Наука» - научно-образовательные и научные центры мирового уровня, центры НТИ, лаборатории – а также в целом внутри госпрограммы «Научно-технологическое развитие» (грантовые линейки научных фондов, мегагранты и т.п.).

Выгод у внедрения научных исследований в качестве составляющего учебного процесса много, но есть и побочные эффекты.

Первый из них – перегрузка. Школьное расписание действительно не резиновое, да и во внеурочное время часто у школьников нет толком свободной минутки. Научная нагрузка в виде проектов и исследований стимулирует развитие, но при этом собственно на обычную жизнь времени может не остаться.

Второй – это развилка для поступления в вузы. Можно долго говорить, что спецклассы и спецшколы готовят к будущей карьере, но до нее обязательно должен быть университет (как минимум - учреждение среднего профессионального образования).

Большая часть школьников выбирает путь ЕГЭ, для которого все научные опыты и оборудованные лаборатории могут не значить почти ничего. Меньшая старается поступить через олимпиады – и тут, конечно, отдача может быть максимальное. Однако, олимпиадниками не могут быть все, даже 10% от общей массы детей – это перебор. Да и сами «олимпиадные забеги» часто истощают нервы, а прививаемая фокусировка мышления также не является идеальной (олимпиадников часто ругают не меньше, чем высокобалльников ЕГЭ).

Наука в школах (в виде академических классов или базовых школ) значительно усиливает навыки и компетенции школьников, которые уже сразу после поступления смогут эффективно включиться в научно-исследовательскую деятельность.

Ключевая проблема – как сделать так, чтобы большая часть усилий по развитию исследовательских компетенций не уходила в песок. Льготные условия для лицейских и гимназических классов университетов были признаны не совсем честными, хотя они гарантировали поток студентов высокого среднего уровня.

С научно-школьными форматами предстоит решить основную задачу – довести школьников до вуза и далее – до лаборатории. Только тогда будет реальная отдача. Иначе школьные форматы научно-исследовательской деятельности фактически станут вариантом кружков – дела тоже нужного и важного, но все же дополнительного к основной учебе.

Подробнее на Индикаторе. (https://indicator.ru/humanitarian-science/bazovye-shkoly-poligony-dlya-t...

indicator.ru (https://indicator.ru/humanitarian-science/bazovye-shkoly-poligony-dlya-t...
«Базовые школы – полигоны для того, чтобы новые программы создавались»
05.10.19 07:02
#1404269
Sergey SergeEvich
Куда деваться молодежи: пора связать образование с рынком труда — Новости политики, Новости России — EADaily
https://eadaily.com/ru/news/2019/10/04/kuda-devatsya-molodezhi-pora-svya...
Цитата:
"Одним словом, Россия — страна гуманитариев. И старшие поколения передают молодым мысль о том, что самая перспективная в стране работа — офисная. Но они ошибаются. Родительские и школьные ошибки наряду с отсутствующей государственной молодежной политикой дорого обойдутся стране.
... во всех сферах, где трудятся десятки миллионов «белоручек», уже давно критическая конкуренция, переизбыток кадров. А отсюда практически закрывшиеся социальные лифты, низкая самореализация, медленная, но неуклонная оптимизация кадров.
Кадровые лифты закрылись.
Уже сейчас ситуация на рынке труда критическая, причем в мегаполисах особенно.
Работодателям нужны специалисты рабочих профессий, а молодежь выбирает такие, которыми перенасыщен рынок труда, говорил по этому поводу депутат Госдумы Виктор Зубков.
Растет при этом количество людей, которые вообще оказываются вне профильного рынка труда.

И на этот рынок труда ежегодно выходят сотни тысяч молодых людей без нужных экономике специальностей, претендующих на место под солнцем в сферах, где уже давно жесточайшая конкуренция.
В общем, школа в обозримом будущем учить детей реальной жизни не будет. А сами по себе молодые поколения в очередной раз повторят путь старших, только теперь бессмысленный в материальном смысле
Но теперь ситуация принципиально меняется.

Стагнирующая экономика, медленно падающие отраслевые рынки, в которых потолки развития уже достигнуты, никак не переварят вливающиеся в них новые, пусть и немногочисленные поколения молодежи. Эта масса «в целом людей с образованием», но без нужных рынку компетенций, никуда себя не денет. Спорадическая занятость, длительная безработица, отсутствие роста профессиональных компетенций, закрытые кадровые и социальные лифты — их ждет жизнь как в странах Ближнего Востока. С чего начал трудовую жизнь в 20 лет, тем и закончил в 70.

Стагнация закрывает двери для развития миллионов молодых людей.** Часть из них будет биться за жизнь таксистами и сотрудниками офисов сотовых операторов. Но перед молодежью из, как бы раньше сказали социальных низов, вновь, как и в позднесоветское время, закрываются все двери. **
Это начало пути не только к социальным катаклизмам и протесту, который может выплеснуться во второй половине следующего десятилетия. Но это и начало дороги к социальной деградации невостребованной жизнью части населения, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Россия в середине 20-х годов может оказаться перед необходимостью отвечать на те же вызовы, какие были в 90-х. Криминализация молодежи — смотрящие на районе и гопота на улицах.


"
Галоп по нищим сёлам Павел Баканов 2018 - 348с книга о дальневосточных глубинках 77 мб
Формат DOC: https://drive.google.com/open?id=1HDD5w4KAwmwKMCZWA7r..
Формат PDF: https://drive.google.com/file/d/10YVprFJh9H2dduaAF9v8..
Если у вас файл открывается в браузере, и вы не знаете, как скачать - кнопка "скачать" находится вверху справа.
Для пожертвований: http://bakanov.info/donate.php
Сайт со всеми контактами:
http://bakanov.info

Иркутские школы: что ожидает учеников в ближайшем будущем | Статьи | Новости Иркутска: экономика, спорт, медицина, культура, происшествия
" target="_blank">https://www.irk.ru/news/articles/20191004/school/[q]
15.10.19 10:03
#1404788
Sergey SergeEvich
"Волосы встают дыбом!" Почему реформы образования раскритиковал судья Конституционного суда : Аналитика Накануне.RU  https://www.nakanune.ru/articles/115553/

Александр Иванов — о скандальном интервью Константина Арановского.
Судья Конституционного суда РФ Константин Арановский в комментарии к одному из судебных решений неожиданно обрушился с критикой на систему образования, сформулировав вывод, что она не может уверенно гарантировать профессиональную квалификацию обладателей дипломов.
Судья критикует образовательные реформы и слепое следование принципам болонской системы.
Он приходит к выводу, что "бессчетные ресурсы", потраченные на проведение образовательных реформ, "можно было израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда".

"Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов, — заявил судья Конституционного суда.— Не исключено, что придется теперь подождать, пока дипломы большинства вузов и техникумов (лицеев, колледжей и др.) станут убедительными".

Дальше судья напоминает о низких зарплатах преподавателей, подчеркивая, что от их "благополучия и достоинства" напрямую зависит качество обучения.


«Что ждет российскую школу завтра?» Сергей Рукшин | Диалоги ОБ
http://open-lib.ru/dialogues/rukshin


https://vk.com/im?sel=388756370&w=wall-62604527_30151
За возрождение образования
И в школах теперь можно преподавать без педдиплома как в СССР (было запрещено)

8 октября Конституционный суд Российской Федерации поддержал иск одного из граждан к службе занятости своего города. Эта новость осталась бы незамеченной, если бы вместе с постановлением суда не было опубликовано особое мнение судьи Арановского, в котором он дал оценку состоянию системы высшего образования.

МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К.В.АРАНОВСКОГО

В согласии с Постановлением по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В.Чайковского полагаю важным заметить следующее. При получении статуса безработного гражданин больше не обязан предъявлять диплом о высшем, в частности, образовании в доказательство профессиональной квалификации. Не первый раз уже Конституционный Суд Российской Федерации расторгает прямую зависимость осуществления прав от предъявления диплома.

В Постановлении от 14 ноября 2018 года № 41-П Конституционный Суд Российской Федерации заключил, что наличием диплома не может быть строго обусловлено даже право на педагогическую деятельность (определенных видов), если ее успешно осуществляет лицо, которое соответствует своей должности. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации могло бы, наверное, состояться в несколько ином содержании, имей образовательные документы иную репутацию, чем теперь.

Если бы профессиональное образование уверенно гарантировало квалификацию обладателей дипломов, то в конституционно-правовом балансе интересов и ценностей это имело бы иной, вероятно, вес, который дал бы больше оснований поддержать авторитет диплома, чтобы обладание им было условием осуществления свободы труда и связанных с нею прав.

Отказ системе образования в привилегиях на сертификацию профессий трудно не связать с ее состоянием, когда в ней столько динамики, что нельзя рассчитывать на стабильное качество образовательного продукта.
22.10.19 05:13
#1405189
Sergey SergeEvich
О чем я и говорил - образование становится классовым.

План по талантам – Огонек № 41 (5586) от 21.10.2019
https://www.kommersant.ru/doc/4126139
"Разговоры о «губернаторских» школах ходят уже давно, писал об этом и «Огонек» (см. «По семье и школа» в № 49 за 2016 год). Множились слухи о том, что такие школы находятся на особом положении, им выделяют дополнительное финансирование в виде грантов от губернатора. Но все равно как-то не очень верилось, что в регионах могут нарушить принцип равного подушевого финансирования школ. Оказалось — это не только возможно, но и весьма распространено. Вот что рассказал «Огоньку» директор одной московской школы, побывавший в нескольких регионах страны.

Сейчас в России начинается перевод школ из муниципального управления в региональное. Понятно, что все школы сразу перевести невозможно. Поэтому выбираются лучшие, точнее, занимающие верхние строчки в региональных рейтингах. В эти школы, их называют "губернаторскими", стягиваются ресурсы региона, им поставляют самое новое оборудование, там работают лучшие учителя города — в условиях, лучших, чем в других школах. Разумеется, и отбор учеников в такие школы особый, и дети там действительно показывают высокие результаты. Не мудрено: все живущие в окрестностях более или менее состоятельные родители мечтают отдать ребенка именно в такую школу…

И все было бы замечательно с такими передовыми институциями, если бы не существенное "но": "губернаторские" школы живут на увеличенном в несколько раз финансировании. Обучение одного ученика в год там стоит 240 тысяч рублей — эту цифру мне называли в школе, где я сам побывал. Это гораздо больше, чем в Москве, а ведь коллеги рассказывали, что встречали и большие суммы. Такие ресурсы недоступны обычным муниципальным школам. Для них норматив финансирования — 40 тысяч в год на ученика. Но нас туда не водят, потому что нечего там показывать… Дальше понятно: таланты из "губернаторских" школ, успешно сдав ЕГЭ, куда-нибудь уедут учиться — или в Москву, или за границу. За них можно только радоваться: эти дети получат хорошее образование. **Но проблема в том, что их сверстники в обычных школах его не получают»**.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, подтверждает: «Регионы через субвенции муниципалитетам финансируют только учебные материалы и зарплату учителей (при нормативе в 40 тысяч рублей на ученика в большинстве регионов зарплата учителей будет около 20 тысяч рублей).

Но дело в том, что "губернаторские" школы за счет бюджета региона могут себе позволить дорогостоящий имущественный комплекс с современным оборудованием, спортивными и концертными залами, как в лучших частных школах, дотируются и зарплаты учителям. А дальше возникает вопрос политики: готовы ли регионы обеспечить доступность качественного образования для всех детей или будут поддерживать талантливых в ущерб всем остальным»

То есть, чем больше будет выявлено в регионе одаренных детей, которые побеждают на олимпиадах и творческих конкурсах, тем выше станет оценка деятельности губернатора. Вот местные власти и стараются. Концентрируют силы и средства на «участках прорыва». Увы, в ущерб всем остальным школам и ученикам.

Александр Рудик, президент фонда «ПроОбраз», разъясняет: «Потому, что с лучшими учениками проще добиться высоких показателей, за которые потом будут давать ордена и премии. Никому не хочется возиться с двоечниками. Проще, например, создать у себя филиал "Сириуса" для нескольких десятков человек, из которых треть выиграет олимпиады. Сейчас качество деятельности губернаторов по школьному образованию система оценивает только по количеству олимпиадников на территории. Других показателей нет. И это подменяет понятие "образование" на что-то другое. Точнее, это очень похоже на "палочную" систему, которая раньше была в полиции, а теперь вводится и в школах. Будет 10 олимпиадников — получишь премию. Будет меньше — ничего не получишь. Все будут играть в эту палочную систему».

Ефим Рачевский, директор столичного центра образования «Царицыно» № 548, рассказывал, что как-то раз он наложил список лучших московских школ (а их определяют по количеству победителей олимпиад) на карту города.** В основном они оказались сосредоточены в центре и на Ленинском проспекте, где живут много высокообеспеченных семей, которые могут дать детям больше, чем дает школа, например нанять репетиторов для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам.**

Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук РАНХиГС, предостерегает: «У нас сегодня нет сколько-нибудь надежного способа определять одаренность ребенка. Школа может поддерживать не одаренных, а мотивированных детей, которые готовы тратить время на занятия музыкой, математикой, спортом, конструированием и так далее. Но если мы начинаем выбирать каких-то исключительных детей, то понятно, что будет.** В число одаренных попадут в первую очередь те дети, о которых особенно активно хлопочут родители. То есть это будет не интеллектуальная элита, а элита в самом неприятном социальном выражении»**.

«Скрытая селекция сегодня стала одним из главных методов обучения в школах**,— говорит Тамара Гордеева.— Даже после объединения лицеев и гимназий с обычными школами учеников все равно продолжают делить на сильные и слабые классы. Дети всегда об этом догадываются. Сначала разрыв между лучшими и худшими небольшой, но к пятому, седьмому, десятому классу он все больше нарастает. **При этом селекция отрицательно сказывается на психологическом благополучии и социальном и интеллектуальном развитии детей, которых учителя записывают в слабые и с которыми перестают работать. Политика отбора социально вредна, особенно для маленьких детей. Вредна и не оправданна. Тем более что мы не способны организовать отбор по качествам и способностям детей, мы обязательно будем еще учитывать страстные пожелания и требования родителей. И это делает такого рода процедуры еще более бессмысленными».

А науке нужны лучшие! А лучшим нужны особо комфортные интеллектуальные резервации. Кстати, Минпрос уже определил список 100 школ, где будут готовить будущие кадры для науки.

Это все замечательно и перспективно. Остается, правда, подвешенным простенький вопрос: кому интересны «обычные» дети?

Похоже, что в погоне за талантами мы упускаем очень важные вещи. Елена Ленская говорит: «По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2015 года, в нашей стране **от 16 до 20 процентов детей не достигают функциональной грамотности по чтению, математике и основам естественных наук. Около 4 процентов населения России — неграмотные»**. Это 5,6 миллиона человек, и речь не идет о мигрантах. Не вернуть ли нам Всеобуч?
"



О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СССР И РФ

В связи с «особым мнением» судьи Конституционного суда Арановского о состоянии высшей школы (см. https://vk.com/wall-62604527_30151 ) активизировалась дискуссия о системе подготовки кадров. Дефицит адекватных специалистов ощущается повсюду: в образовании, в медицине, на производстве, не говоря уже о структурах власти, на которые и смотреть больно.

И это при том, что выпуск системы высшего образования РФ существенно больше, чем во времена СССР. А тогда нынешних проблем с кадрами не было.
Почему так?

Отечественное образование было «школой способностей», в отличие от весьма распространённой на Западе «школы навыков», где выпускника готовят к выполнению конкретных функций. Последнее означает узкую специализацию и необходимость непрерывной переподготовки (по мере изменения этих функций), предполагающей неспособность к самоадаптации.

«Школа способностей» давала базовый фундамент в профессиональной области и обеспечивала возможность углублённого освоения её конкретных разделов и прилегающих областей (см. https://www.youtube.com/watch?v=HTlfYuJDaeg ). А бонусом к этому часто была ещё и способность к творчеству.
21.02.20 13:21
#1413103
Sergey SergeEvich
Как университетские олимпиады победили единый госэкзамен  – Экономист Николай Кульбака о рисках нового образовательного неравенства 2020
https://telegra.ph/Vedomosti---Kak-universitetskie-olimpiady-pobedili-ed...
Цитата:
Таким образом, спустя 20 лет после своего появления технология поступления в вузы через ЕГЭ оказалась практически полностью выхолощена вузами, которые фактически выстроили систему, в чем-то аналогичную советской. Теперь ЕГЭ играет роль выпускных школьных экзаменов, а олимпиады стали заменой старым вступительным экзаменам в вуз. И снова регионы мучительно пытаются покорить Воробьевы горы (МГУ) и Мясницкую улицу (ВШЭ) в Москве, остров Русский (ДВФУ) и др. Только теперь пропасть становится еще больше, а элитарное высшее образование еще дальше отрывается от рядовых школ, ведь репетиторский труд стоит больших денег, которые есть далеко не у всех, тем более в регионах.

Перед нами новое неравенство, только это неравенство образовательное. В сильные вузы поступают только дети обеспеченных родителей или те, кому повезло учиться в крупных городах. Небогатая российская провинция, где проживает половина России, шансов на качественное образование при таком раскладе практически не имеет. И значит, новых Ломоносовых, пришедших с обозом, мы рискуем не дождаться.
Все разделы | Топ-100 | Переход в раздел:
Сообщения могут добавлять только зарегистрированные пользователи.