в Иркутске 20:23, Апр. 19    
Электромобиль, возможности и перспективы.
16.08.10 15:42
#396717
Сергей Смирнов
Иркутск
Делать ваще нефиг, жду, когда друзья соизволят собраться, потому решил простенько, оценочно подсчитать, сколько обычных свинцовых аккумуляторов нужно, чтобы проехать в реальных, зимних условиях 500 км. Мне пригодился бы такой запас хода.

Результат оказался для меня предсказуемым.

Допустим, автомобиль «Икс» со включенными дополнительными электропотребителями, с печкой, с фарами и музыкой расходует в среднем 10 литров бензина на 100 км. На 500 км. – 50 литров.

КПД двигателя примем 20%, и это с запасом, ибо при работе двигателя в переменных режимах КПД меняется и средний КПД невелик. Но и мотор считаем продвинутым, с высоким максимальным КПД.

Значит, из 50 литров бензина на полезную работу расходуется только 10 литров.
10 литров бензина весят 7,6 Кг. для простоты – 8. (Удельный вес бензина – 0.76)
Удельная теплота сгорания 1 Кг. бензина (энергия, высвобождающаяся при сгорании)- 42 МДж/ Кг
Энергия 10 литров бензина = 8 Кг х 42 МДж = 336 МДж.

Теперь печка. Допустим, в 5 Квт. В случае с бензиновым двигателем, тепло печки – это тепло, отводимое от двигателя, то есть потери, используемые нами для сугрева. Не включена печка – тепло сильнее отводит радиатор. Но в электромобиле печка должна работать от тех же аккумуляторов. Попались данные о мощности какой-то новой, «продвинутой» печки УАЗика, это 9 КВт. Ну, пусть, в недырявой машине будет средняя мощность 5 КВт.

Допустим, проедем 500 км за 15 часов в смешанном режиме город - пробки/ стоянки/ трасса.

Печка заберет 5 х 15 = 75 КВт часов = 270 МДж (то есть близко к потреблению мотора!)
Удельная энергия свинцового аккумулятора (из справочника) - 50 Вт ч/кг. = 0.18 МДж/кг
Суммарное потребление энергии на движение и отопление 336+270 = 600 МДж

Итого: нужно свинцовых аккумуляторов : 600/ 0.18 = 3333 кг.
А в реальности еще больше, ибо потери в электросистеме никто не отменял.

Нереально. Вышел замкнутый круг. Чтобы везти столько аккумуляторов, нужно потратить еще немеряно энергии (и поставить еще аккумуляторов).

Чтобы задействовать аккумуляторы с удельной энергией больше в разы, и сократить вес батареи менее чем до тонны, надо потратить во много-много-много раз больше монет на дорогие аккумуляторы.

Даже при чистом пробеге по трассе и меньшем времени работы печки ситуация не становится намного легче.

По цене:
Аккумулятор в 190 Ач весит 43 Кг.
3333/43 = 77 аккумуляторов.
Один простенький аккумулятор обойдется в 3000.
3000 х 77 = 231.000 рублей. Срок службы купленных нами аккумуляторов будет небольшим, режим –то жесткий…

Вывод: еще не скоро в Сибири поедут на «чистых» электромобилях так, как ездят на бензиновых машинах.

Но летом по городу прокатиться – это реальнее.

Конвертер величин, на всякий, здесь: http://www.ru.convert-me.com/ru/convert/energy
16.08.10 16:08
#396724
Павел Арсентьев
Иркутск
Kollaider [396717]: Ну и вот; собственно, дальше "Приуса" товарно-массовая технология ещё не шагнула...
16.08.10 17:15
#396749
Сергей Дашков
Иркутск
Мужик один сделал Таврию электромобилем и катается, правда где-то в европейской части страны. Но это самоделка, заводская будет всяко эффективней. А обогревать электричеством невыгодно автомобиль. Лучше обогрев газовый, имхо.
16.08.10 17:34
#396751
Михаил Мецик
А теперь читаем http://habrahabr.ru/blogs/energy/99414/ и удивляемся современным технологиям :-)

По поводу печки - совершенно точно нет смысла тратить заряд из основного аккума. Проблему обогрева салона вполне отлично решит автономная печка на газу с баллоном 5-10 литров или какое-то подобие Вебасто.

ЗЫ. Еще материалы по электромобилям http://habrahabr.ru/search/?q=%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE...
16.08.10 17:42
#396758
Pavel Chimitov
Irkutsk
Электромобиль это утопия, до тех пор, пока не придумают новые типы аккумуляторов. Это еще лет 20 назад стало понятно...собственно тогда и появились двигатели на водороде, топливных элементах, гибриды...ХОТЯ гибрид по факту это тупик.
Да и вообще, хватит мыслить инерционно...автомобиль уже лет 100 принципиально не меняется...что говорит о его пределе развития (как в свое время паровоз)...кто сказал что транспортное средство будущего должно быть именно таким?(телега на 3-4-n колесах, с силовой установкой, приводящей в движение эти самые колеса)
16.08.10 17:55
#396761
Сергей Смирнов
Иркутск
Я почему и начал считать, потому что несколько обзоров на днях посмотрел. У некоторых электромобилей вполне неплохой пробег и цена приемлемая, но моторы очень слабые, заявленный пробег достигается при условии очень небольшой скорости движения, а каждое использование преимуществ электромотора в виде большого крутящего момента, то бишь каждое мощное ускорение сильно сжирает батарею.

Это как указанный в паспорте авто расход топлива. Замерен при равномерном движении в, например, 90 Км/ч. И кто к "идеальному расходу топлива" сможет приблизиться в реальных условиях?

Итого, на электромоторе как на бензинке в реальности не покатаешься долго, а мои расчеты сделаны именно при условии сохранения бензинового стиля движения.

И батареи, по некоторым данным, долго не живут, слишком уж нежные, "высокотехнологичные".

Мои расчеты на обычных аккумуляторах имели цель прикидочную. И без использования углеводородов в любом виде и назначении.
Будет энергоемкость аккумов в несколько раз выше - значит и масса станет во столько же раз меньше.

Но, на мой взгляд, чтобы ездить на электромобиле примерно так, как на бензинке - нужно открытие/ прорыв в аккумуляторной области, нужен аккумулятор енергоемкостью во много раз больше современных, и при этом (!!!) дешевый.

По городу мне бы, наверное, хватило уверенного пробега в 50 км, что реально летом.
16.08.10 18:08
#396764
Pavel Chimitov
Irkutsk
Kollaider [396761]: современные аккумы не могут обеспечить достойное время работы даже для электроники =(
16.08.10 18:26
#396783
Сергей Смирнов
Иркутск
Попадались когда-то высказывания "самоделкиных", что либо едешь на электричестве медленно, нудно и далеко, либо быстро и недолго. Каждое ускорение - сильные потери пробега. Вполне логично. В бензинке ведь тоже так. Сильно давишь- бенз вылетает.

"Настоящие" производители эволюционируют, используют технику намного лучше, но все равно пока результат не очень. И нормально и далеко ехать пока одновременно не получается, тем более за разумные деньги.

Но для города - сойдет.

Правда, вот один америкос приводил расчеты, согласно которым увеличение доли "электропарка" до 15, что-ли или даже 10 процентов вызовет перегруз электросетей (их придется практически полностью менять/ дублировать) и нехватку электроэнергии в США. То бишь нужны будут новые электростанции.

Серьезный клубочек вырисовывается...
16.08.10 18:54
#396797
Максим Пензин
Иркутск
proteus [396758]: Электромобиль это утопия, до тех пор, пока не придумают новые типы аккумуляторов - электромобиль, это уже реальность, и не первый год.

http://www.eaaev.org/
http://www.youtube.com/watch?v=4xul-H4HsMw#GU5U2spHI_4
http://www.automobile.com/subarus-electric-car-on-sale-next-year.html
16.08.10 18:57
#396799
Pavel Chimitov
Irkutsk
maxp [396797]: как единичные повозки индивидуалов реальны, а как реальная альтернатива традиционного автомобиля - это утопия. При нынешних технологиях электромобиль (в больших количествах) ни чуть не лучше углеводородных аналогов.
А все нынешние заявления и акции (типо аренда электромобилей), всего лишь PR...(хотя инженеры работают)
16.08.10 19:30
#396815
Сергей Смирнов
Иркутск
maxp [396797]: По последней ссыли http://www.automobile.com/subarus-.......... антивирь рисует троян. Аккуратнее.
16.08.10 19:35
#396818
Максим Пензин
Иркутск
proteus [396799]: Заявления и акции?
Давайте посмотрим на продажи гибридов сейчас - http://autorelease.ru/news/world/1303-toyota-prius-2010-ostaetsya-lidero...

И немного вперед на 100%-ные электромобили
http://www.rian.ru/economy/20100318/215161067.html
http://www.hcars.ru/news/?id=487
http://itua.info/news/business/21572.html
то есть технологии уже вполне позволяют.
Дело за инфраструктурой, продажниками и т.п.
16.08.10 19:45
#396822
Pavel Chimitov
Irkutsk
maxp [396818]: габрид вне города практически полностью теряет свои приемущества. Тем более гибрид это не электромобиль в чистом виде...ни кто например не запрещает использовать вместо электрических аккумуляторов механические или простые конденссаторы...а массове внедрение электромобилей невозможно и технологически...Li-ion/pol достаточно дороги, свинцовые неэкологичны....а оба довольно сложно утилизировать и переработать...до тех пор пока не решат проблемы более энергоемких аккумуляторов (больший кпд - емкость/вес), проблем с утилизацией и переработкой использованных батарей...все заявления (о высокой экологичности электрокаров) акции производителей это PR. Думаете стали бы гибриды так популярны, если бы "зеленые" суперстары голливуда не приехали на приусах на вручение "Оскара" (да и какой прок от гибрида размером с камри или на базе внедорожника...вот в их то электромотор реально для галочки).

Гибриды и электромобили это тупик (с него история автомобиля началась, на нем и закончиться)
16.08.10 19:46
#396823
Максим Пензин
Иркутск
Kollaider [396815]: Сильно бдительный антивирус какой-то :)
Там в конце страницы действительно есть скриптовый iframe, но он вполне легальный.
16.08.10 19:46
#396825
Сергей Смирнов
Иркутск
Учитывая, что львиная доля автомобилей крутится обычно в городе, пробега в 100 км, если это будет нормальное движение, хватит многим, конечно. Да если розеток понаставить... Но "чистый" без грамма горючего электромобиль пригоден пока только в теплом климате, ибо печка неприлично много жрет энергии.
16.08.10 19:47
#396827
Сергей Смирнов
Иркутск
maxp [396823]: Фиг его знает, у меня Касперский, он не пустил.
А в подробностях я не шарю.
16.08.10 20:00
#396829
Максим Пензин
Иркутск
proteus [396822]: Я ссылки в maxp [396818]: для кого собирал?
Гибриды уже в лидерах продаж, тут хоть сваливай на суперстаров, хоть нет, но это факт.

А много серьезных автопроизводителей уже вложились в электромобили по полной программе и спланировали их массовое производство в ближайшие 2-3 года.
Тут можно сколько угодно рассуждать и теоретизировать о недостатках, но массовый электромобиль - это реальность совсем недалекого будущего.

Гибриды и электромобили это тупик - да неужели?
Хотелось бы услышать какую-нибудь аргументацию, но без ссылок на научную фантастику.
16.08.10 20:11
#396832
Максим Пензин
Иркутск
Kollaider [396825]: Но "чистый" без грамма горючего электромобиль пригоден пока только в теплом климате - на самом деле большая часть людей не живёт в Сибири :)

А Касперский явно лишнюю панику поднимает - эвристика у него сработала (HEUR), а что за вирус он сказать не может, но iframe вставляемый скриптом в конце страницы ему подозрителен (и правильно!). Только вот в данном случае там ничего криминального нет, по крайней мере на моем компе.
16.08.10 20:19
#396838
Pavel Chimitov
Irkutsk
maxp [396829]: есть вполне определенные законы развития и существования технических систем, обычно выделяют 4 этапа: 1-й малая коммерческая отдача и достаточно малая эффективность, 2-й бурное разитие, растет как эффективность, так и коммерческая отдача, 3-й этап система достигает своего предела развития, сколько бы не вкладывали в систему ресурсов, общая эффективность будет либо незначительно расти, либо не изменяться, 4-й этап угасание... Один из косвенных показателей что техническая система находиться в конце третьего этапа, либо уже на четвертом...это то что начинаются разнообразные дизайнерские ухищрения (преобладающие над техническими)...

Обычно, когда система находиться на 2/3 3-го этапа возникает альтернативная система (уступающая по показателям основной, старой)...но когда старая система доходит до начала 4-го этапа развивать ее бесмысленно.

Пример дирежабль, в момент своего рассвета, самолет ему был не конкурент...но если посмотреть сейчас...где дирижабль? (и падение гиндербурга не причина - причина в том что на том этапе развития техники из дирижабля выжали все что можно).

А теперь подумаем...где находиться классический автомобиль? (не с ДВС, а принципиально автомобиль).

PS. Чтобы люди покупали приусы и др. гибриды, а так же электромобили правительства вбухивают в программы достаточно много денег...проявляющихся ввиде льгот в стоимости налогов, страховки...).

(PS/ это не я придумал, это все подробно описано в трудах Альтшуллера...ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Если идти по ТРИЗ (АРИЗ) методике...то электромобиль ну ни как не получается =)

PPS. А электромобили и гибриды (в нынешнем виде) это БОООЛЬШОЙ тупик:
во - первых - еще не известно что раньше закончиться, литий/свинец или углеводороды всех видов.
во-вторых - если все разом пересядут на электромобили (и если это будет в том виде к котором хотя автогиганты, а именно привычная 2-3-х тонная металлическая оболочка + двигатель) где взять на них всех энергию? Современные электростанции не переживут такую нагрузку...а если учесть что больше половины электростанций в США это те же углеводородные...еще не факт что экология станет чище.
16.08.10 20:27
#396841
Сергей Смирнов
Иркутск
У меня вообще-то была мысль сварганить электромобиль, но мысль эта так и осталась в нематериальном виде. Простой, чисто городской, по делам, за покупками ездить летом.
Пробег без подзарядки клометров в 40 меня устроил бы.
Мотивация была - просто интерес.

Пока такую нишу электромобили имеют шансы плотно занять.
В городах иностранщины могут быстро и массово появиться зарядные станции со счетчиками на каждой стоянке.

А мои расчеты имели в виду "ездить только на электричестве так, как на бензине".
С соответствующими пробегами, скоростью и т.д.

До этого "чистому" электромобилю еще неблизко, так думаю.
Нужны-таки новые аккумуляторы с энергоемкостью в много ого-го.

Пока нишу "как на бензине" осваивают гибриды, где КПД использования горючки выше.

Немаловажная тема - мода и желание быть "на острие прогресса".
Многие в развитых странах купят электромобиль именно по этим соображениям.
Все разделы | Топ-100 | Переход в раздел:
Сообщения могут добавлять только зарегистрированные пользователи.