Для углубления темы про цивилизационный выбор позволю себе ещё одну большую цитату.
И не потому что она большая, а потому что разделяю эту кочку зрения, а сформулировано хорошо. Приятного прочтения (особенно тем, кто поймёт, что это же про него:))
__________________________________________________________________
НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ – МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ
Профессор Катасонов любит задавать студентам такой вопрос: «Что является главным ресурсом современной экономики?»
Ответы разные: нефть, деньги, знания. Всё мимо. «Главный ресурс современной экономики, — говорит профессор, — это дурак. Ему можно впарить всё». Смех в зале.
Забавно, правда? А на самом деле это не шутка. Мотором современного развития являются невежество и мракобесие.
Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло.
Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Апофеозом научно-технической мощи был выход человека в Космос.
В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё».
Был огромный спрос на инженеров-физиков, математиков. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а потом в МИФИ или МФТИ. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» — там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это знать!
Уже в 70-е годы словно бы закончилось горючее. Всё шло вроде по-прежнему, но шло по инерции. Напряжение ракетно-ядерной гонки начало сходить на нет. Ядерные сверхдержавы перестали взаправду бояться друг друга и ожидать друг от друга ядерного удара.
Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма» — в СССР.
Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» — такого уже быть не могло.
Соответственно, и научная профессия, оставаясь по-прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из профессий, не более того.
Мода на науку, на естественно-техническое знание, на научный образ мышления – постепенно сходила на нет.
В 60-70-е годы научный способ мышления (т.е. вера в познаваемость мира, в эксперимент и логическую его интерпретацию) всё больше уступала месту разного рода эзотерическим знаниям, мистике, восточным учениям. Рационализм стал активно расшатываться.
Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная напасть. Случилось страшное - бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворёнными.
Потребности в здоровой пище, в нормальной одежде по сезону, в достаточно просторном и гигиеничном жилье. У семьи завелись автомобили, бытовая техника.
Достаточный житейский комфорт и обеспеченность стали доступны примерно двум третям населения в конце 60-х – начале 70-х годов (речь, разумеется, идёт о «золотом миллиарде»).
Прежде этого не было никогда в истории, и нигде в мире! До этого нормой жизни простолюдинов были бедность и повседневная напряжённая борьба за кусок хлеба. Так было во всех – подчёркиваю: во всех! – странах мира. Перечитайте под этим углом зрения реалистическую литературу от Гюго, Диккенса, Ремарка, Драйзера, почитайте «Римские рассказы» 50-х годов итальянского писателя Альберто Моравиа – и вам всё станет ясно.
И вот всё дивно изменилось. Нормальный, средний обыватель получил сносное жильё, оснащённое современными удобствами и бытовой техникой, он стал прилично питаться, стал покупать новую одежду.
Мне доводилось беседовать с пожилыми европейцами, которые помнят этот тектонический сдвиг, этот эпохальный переход…
Помню, один итальянец рассказывал, как после войны у него была мечта: съесть большую тарелку щедро сдобренных сливочным маслом макарон. А на излёте 60-х годов он вдруг обнаружил, что «non mi manca niente» — дословно «у меня ничего не отсутствует». А это ужасно! Что же получается? Человек отодвигает тарелку и говорит: «Спасибо, я сыт». Что же дальше?
Иными словами, модель развития, основанная на удовлетворении нормальных потребностей, исчерпала себя. У людей не было, и не предвиделось, ни роста наличных денег, ни роста потребностей.
А бизнес мог расти только с ростом населения, которое тоже, как назло, прекратило рост в развитых странах.
Капитализм не может существовать без экспансии. Глобальному бизнесу нужны новые и новые рынки сбыта. И эти рынки были найдены. Они были найдены не за морями-океанами, а В ДУШАХ ЛЮДЕЙ.
Капитализм начал уже не удовлетворять, а создавать всё новые, и новые потребности. И триумфально их удовлетворять.
Так, операторами сотовой связи создана потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтическими корпорациями – потребность постоянно глотать таблетки, фабрикантами одежды – менять её чуть не каждый день, и уж во всяком случае – каждый сезон.
Можно также создавать новые опасности – и защищать от них с помощью соответствующих товаров. Защищают от всего: от перхоти, от микробов в унитазе, от излучения сотового телефона.
На первый план вышел МАРКЕТИНГ.
Что такое маркетинг? В сущности, это учение о том, как впарить ненужное. То есть, как сделать так, чтобы ненужное показалось нужным, и его купили.
Почему раньше маркетинга не было, положим, в ХIХ веке? Да потому, что в нём не было нужды. Тогда производились необходимые товары и удовлетворялись реальные потребности. А когда стало нужно выдумывать потребности ложные – вот тогда и понадобился маркетинг.
Маркетологи испытывают профессиональную гордость: мы не удовлетворяем потребности – мы их создаём. И это в самом деле так!
Для того, чтобы люди покупали что попало, разумные доводы отменили. Поскольку речь идёт о навязанных и ложных потребностях – обсуждать их опасно. Очень легко может оказаться, что они – ложные, поэтому навязывание потребностей происходит строго на эмоциональном уровне. Реклама апеллирует к эмоциям – это более низкий пласт психики, чем разум. Ниже эмоций – только инстинкты. И сегодня реклама всё больше апеллирует напрямую к инстинктам.
Для того, чтобы процесс шёл бодрее, необходимо устранить препятствие в виде рационального сознания и критического мышления. Это мешает глобальной экспансии капитализма. Это мешает продавать горы ненужных и пустых вещей.
Вообще, включать критическое и рациональное мышление сегодня – не требуется. Это не модно, не современно.
Но глобальный капитализм замахивается на задачу более амбициозную, чем манипуляция сознанием. Речь сейчас идёт о глобальном формировании идеального потребителя.
Известный философ Александр Зиновьев верно сказал, что идеальный потребитель – это нечто вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.
Кто такой идеальный потребитель? Это абсолютно невежественный, жизнерадостный придурок, живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. Можно сказать деликатнее - не придурок, а шестилетний ребёнок. Но если в тридцать лет у тебя психика шестилетнего – ты всё рано придурок, как ни деликатничай.
У идеального потребителя гладкое, не обезображенное лишними мыслями лицо, обритая бритвой «жилет», белозубая улыбка, обработанная соответствующей зубной пастой. Он бодр, позитивен, динамичен и всегда готов. Готов потреблять.
Что именно потреблять? Что скажут – то и будет. На то он и идеальный потребитель. Он не будет ныть: «А зачем мне новый айфон, когда я и старый-то толком не освоил? И вообще мне это не надо».
Ему должно быть надо – всё. Схватив новую игрушку, он должен немедленно бросать прежнюю.
Он должен постоянно перекусывать, испытывая «райское наслаждение» и при этом героически бороться с лишним весом. Он должен постоянно болтать по телефону, и при этом исступлённо экономить на услугах сотовой связи. Он должен непрерывно защищать своих близких от микробов, что вообще-то совершенно не требуется. И главное, он должен верить – верить всему, что ему скажут, не требуя доказательств. И при этом не замечать идиотизма своего поведения.
Для воспитания идеального потребителя, который непрерывно радует себя покупками, обжирается и при этом активно борется с весом, не замечая нелепости своего поведения, необходима повседневная и целенаправленная работа по оболваниванию масс.
Главнейшую роль в этом деле играет телевидение, как наиболее потребляемое СМИ.
Потребление «виртуального» продукта также должно непрестанно радовать, или, во всяком случае, не огорчать - затруднительностью, непонятностью, сложностью.
Всё должно быть радостно и позитивно.
Любая информация должна низводиться до уровня элементарной жвачки. Например, любые великие люди должны представать как объект кухонных пересудов, как такие же простые и глуповатые, как сами зрители.
Ни о чём потребитель не должен сказать: «Этого я не понимаю» или «В этом я не разбираюсь». Это было бы огорчительно и не позитивно.
Когда-то М.Горький писал, что есть два типа подхода к созданию литературы для народа. Буржуазный подход – это стараться опустить тексты до уровня читателя, а второй подход, советский, – поднять читателя до уровня литературы.
Советские писатели и журналисты, — считал Горький, — должны поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы и серьёзных текстов. Современные же СМИ активно тянут этого читателя вниз.
Всё шире распространяются книжки-картинки, но не для трёхлетних детей, как это было всегда, а для взрослых людей.
Как советская пресса имела целью коммунистическое воспитание трудящихся, точно так сегодняшние СМИ имеют целью воспитание идеальных потребителей. Только совершенно оболваненные граждане способны считать целью жизни непрерывную смену телефонов или непрерывную трату денег на радующие глаз пустяки.
Оболванивание начинается со школы, с детских журналов с комиксами, которые можно купить везде, в то время как более разумные журналы распространяются только по подписке и нигде не рекламируются. В результате большинство детей читают только фэнтези, что готовит их к восприятию гламурной прессы, дамских и детективных романов и т.п.
Американские специалисты установили, что взрослый американец-телезритель не способен воспринимать и отслеживать развёртывание какой-либо темы долее трёх минут; дальше он теряет нить разговора и отвлекается. Относительно нашей аудитории данных нет. Сделаем лестное для нашего патриотического чувства предположение, что наши в два раза умней. Тогда они могут слушать не три минуты, а, например, шесть.
Характерно, что даже люди с формально высоким уровнем образования (т.е. имеющие дипломы) не ощущают необходимости в рациональных доказательствах какого бы то ни было утверждения. Им не требуются ни факты, ни логика.
На своих занятиях с продавцами прямых продаж (практически все с высшим образованием) я многократно убеждалась: людям не нужна аргументация. Она только занимает время и утяжеляет выступление. Аргументированное выступление воспринимается как нудное. «Вы скажите, как оно есть, и дело с концом».
Привычка созерцать любимых телеведущих формирует неосознанное представление: главное - не что именно говорится, а главное - кто говорит. Если говорит человек уважаемый, симпатичный – всё принимается за истину, «пипл схавает».
Люди испытывают потребность видеть на телеэкране «говорящую голову», а восприятие даже простого текста в печатном виде затруднено. Недаром многие мои слушатели охотно приобретают видеозаписи моих выступлений, хотя гораздо проще их прочитать.
Чему сейчас учат в школе? - как вести себя в социуме, как вписаться в коллектив, как сделать видеопрезентацию. А физика с химией – это нудно, это прошлый век.
Не так давно на шоссе Энтузиастов висел билборд, изображающий симпатичную «молекулу серебра», содержащуюся в дезодоранте-антиперспиранте. Идиотизм этой рекламы среди трудящихся моей компании заметила только одна пожилая женщина – инженер-химик по профессии.
Нас учат - знать, в смысле держать в голове, – ничего не надо. Всё можно посмотреть в Яндексе и Гугле. Это очень продуктивная точка зрения. Если человек ничего не знает, то ему можно впарить всё. А пустая голова очень хороша для закачивания в неё подробностей тарифных планов и свойств разных сортов туалетной бумаги.
В этом деле достигнуты огромные успехи. Мне иногда приходится беседовать с молодыми людьми, поступающими к нам на работу. Они прилично держатся, опрятно выглядят, и при этом являются совершенными дикарями: не имеют представления ни об истории, ни о географии, ни о базовых законах природы. Так, у нас работала учительница истории по образованию, не знающая, кто такие большевики!
Чего голову забивать? Знать надо совершенно другое.
Как-то раз я прошла в интернете тест на знание разных модных штучек, свойственных, по мнению устроителей, образу жизни среднего класса. Тест я позорно провалила, ответ пришёл такой: даже странно, что у вас есть компьютер с интернетом, чтобы пройти этот тест.
Именно на формирование такого рода «знатоков» и рассчитаны современные учебные заведения и современные образовательные технологии.
Мракобесие и невежество – это последнее прибежище современного капитализма. Это не просто некий дефект современного общества – это его важнейший компонент. Без этого невежества современный рынок существовать не может.
Современный капитализм, вообще современная западная цивилизация, не смотрит вперёд, ей главное – сегодняшняя экспансия. И она достигается посредством тотальной дебилизации населения.
Потому что дебилы – это на сегодня главный ресурс.