Лет через 10, наверное, все туристы будут помечены QR-кодами и передвижение будет отслеживаться дронами и спутниками... В Москве маркировку людей уже начали.
Байкал,
https://t.me/morebaikal [06.11.20 12:48]
В 2021-2024 годах планируется реализация проекта «Международный центр экологического туризма», благодаря которому на острове Ольхон посчитают каждого туриста и каждую соринку.
На конференции «Природный туризм: глобальные вызовы и перспективы России» в Сочи проект представил Артем Мищенко, управляющий партнер компании «Национальный экологический оператор» (НЭО), который отвечает за оборот отходов в зоне «Юг» Иркутской области.
Артем Мищенко рассказал, что как-то два раза несколько часов простоял в очереди на ольхонский паром, в жару, с детьми, и подумал, что надо ввести электронную очередь, чтобы человек зарегистрировался еще в Иркутске, а приехал на паром к указанному часу. Дальше началось сотрудничество частной компании с ФГУП «Заповедное Прибайкалье», в чьё ведение входят Прибайкальский национальный парк и Байкало-Ленский заповедник.
Что хотят сделать совместно?
1. Сделать инфраструктуру для сбора мусора: площадки с контейнерами, мусоросборники. За последние пять лет уже убрали вместе около 700 тыс. кубометров отходов, но постоянно появляются новые стихийные свалки, так как людям некуда девать мусор.
2. Провести туалетную реформу, установив туалеты, из которых будут вывозиться отходы, в самых популярных местах на острове. Кстати, в 2020 году несколько уже поставили – на Сарайском пляже, в Семисосенном заливе, на озере Ханхой и т.д.
3. Устроить экотропы там, где проходит основной поток туристов. Решено при этом отказаться от дерева, делать настилы из полимерно-древесных композитов, сырье брать из отходов, которые образуются тут же, около Байкала. Уже купили сортировочное оборудование, оно будет отбирать пластик на полигоне Имел-Кутул в Ольхонском районе.
4. Сделать на самых посещаемых маршрутах смотровые площадки, оборудованные туалетами, баками для мусора: в Харанцах, на мысах Три Брата, Хобой, Шунте и т.д. А также несколько кемпингов для палаток, один круглогодичный глемпинг – для более дорогого и комфортного отдыха – на Ольхоне, этнопарк – в поселке Онгурен, на севере Малого Моря.
5. Открыть несколько КПП, чтобы контролировать поток автомобилей и туристов: около Волчьей пади (за поселком Еланцы), в Сахюрте (перед паромом, чтобы люди заезжали на него по электронной очереди), в Харанцах (уже на острове, чтобы следить за потоком в северные территории Ольхона).
Второй проект - «Цифровизация экологии», он состоит из пяти частей. Начиная от приложения для смартфонов, чтобы получить разрешение на посещение особо охраняемых территорий (об этом я уже писала подробнее раньше). Приложение будет и у инспекторов ПНП, чтобы они на природе могли проверить разрешения у туристов, в случае нарушения выписать штраф и проч. И заканчивая SaaS-сервисом (одна из форм облачных вычислений, модель обслуживания), который соберет всё: консолидирует все сведения по Прибайкальскому национальному парку, по туристическому потоку, будет проводить экологический мониторинг и вести автоматический контроль за антропогенным воздействием на природу. Туда же заведут учет объемов отходов, включая ЖБО, маршруты мусоровозов и проч. Любой турист или местный житель сможет оперативно пожаловаться, если увидит стихийную свалку, вытоптанный участок природы, срубленное дерево и т.д. Все разработки будут доступны бесплатно по запросу для других особо охраняемых территорий России, уверяет директор «Заповедного Прибайкалья» Умар Рамазанов.
Все это очень перспективно, современно, экологично. Но у меня есть масса сомнений. Если человек не сможет записаться в электронную очередь на паром (нет возможности, не знает, не умеет), то ему на остров вообще не попасть? Если на острове нельзя будет просто побродить по лесу, степи, сопкам, пробежаться по траве и песку, а только передвигаться по настилам в указанных местах в массе других туристов, зачем туда вообще ездить?