А вот, хоть и женщина, но рассуждает здраво:
_______________________________________________
Товарищу Марксу было бы сегодня, конечно, нелегко. Сидя в библиотеке Британского музея и сочиняя свой «Капитал», он мог прямо из окна наблюдать демонстрации обездоленных английских рабочих. В то же самое время барон Ротшильд сколачивал свои миллионные капиталы, избирался в палату общин, и принадлежал к немногочисленному классу тех, кто как раз и богател за счет пролетариев.
Когда товарищ Ленин развивал учение о классовой борьбе, в его картине мира тоже всё было впорядке. Бедные были отдельно, богатые – отдельно, они воевали друг с другом, и тут никаких вопросов.
Демонстрации английских рабочих НЕ возглавлял барон Лайонел Нейтан Ротшильд, а промышленник Рябушинский НЕ вёл рабочих на баррикады Красной Пресни.
В современной Москве, гуру классовой борьбы с изумлением увидели бы, что их теория летит ко всем чертям.
В прошлом году на «революционные протесты» - офисный планктон, всяких там дизайнеров и ногтенаращивателей, выводила Ирина Прохорова. Состояние её брата оценивается в 13 миллиардов долларов США. В этом году антикризисный марш 1 марта организовал и благословил Михаил Ходорковский, у которого с состоянием тоже, можно не сомневаться, всё впорядке.
Так кто же эти люди, которые бодро и простодушно скачут под дудку богатых людей? Откуда они берутся?
Всё довольно просто.
Живёт себе молодой человек "с высшим образованием" в большом городе. Работает дизайнером, стилистом или журналистом. Живёт в общем-то так себе: рынок подобными специалистами перенасыщен; работа то есть, то её нет; хорошо, если у молодого человека собственная захудалая однушка, но чаще всего и её снимать надо. Перспектив, честно говоря, никаких.
И вот умные и богатые люди начинают внушать этому бедному существу, что он не такой, как все. Что он - креативный д'Артаньян, а все вокруг - быдло и совки.
Весь прикол в том, что по своему материальному положению наш пролетарий умственного труда ровно ничем не отличается от пролетария, работающего на заводе. Он так же беден и социально незащищён, как и наладчик станка на «Уралвагонзаводе».
Сопоставимые зарплаты, одинаковая неуверенность в завтрашнем дне, сходное отсутствие перспектив. По-хорошему, у них должны быть общие цели и общий враг – богатая буржуазия. Им стоило бы вместе пойти на демонстрацию против Прохоровых и Ходорковских.
Ах, нет различий? Ну, так мы их создадим. Будем повторять, как заведённые, что рабочие - тупые, они слушают Стаса Михайлова и пьют пиво. А наш бедный провинциальный журналист слушает, наоборот, System of a Down и пьет божоле нуво (раз в месяц, если продают со скидкой).
И вот на этой ерунде пытаются слепить сословное различие. Создать, так сказать, офисное дворянство - нищее, но гордое.
Офисный планктон с удовольствием на эту чушь покупается. Потому, что жить без перспектив невесело.
Ну, а дальше уже так: записался в дворянство - давай, соответствуй - маши шпагой, презирай быдло, воюй с ним, для начала хотя бы в интернете.
Как сказала моя юная знакомая, когда я спросила её, почему она скачет за Навального, – «чувствуешь себя сливками общества».
В это время настоящие «сливки», конечно, дико ржут. Потому что по жизни Маркса отменить невозможно. И всех «сливок» у нас на Руси – несколько сотен человек. У них есть заводы, газеты, пароходы.
А у нашего д'Артаньяна нет ничего, кроме его однушки. И, по-хорошему, ему надо бы объединяться с миллионами других пролетариев и требовать от «сливок» нормальных пенсий, нормальных зарплат, нормальных пособий на детей, и всего прочего, что ему на самом деле нужно. Угрожая, если что, раскулачить олигархов.
Путь этот нелёгкий, но именно на нём можно найти и уверенность в завтрашнем дне, и хорошие перспективы.
Но нет, наш д'Артаньян будет проецировать все своё раздражение и ненависть на миллионы «быдлосовков».
Перевести эту ненависть из виртуала в реал совсем нетрудно. Нетрудно просто до ужаса – судите по Украине.
Я без большого напряжения представляю себе «креативных москвичей», радующихся массовым убийствам своих соотечественников – «ватников» и «колорадов» – точно так же, как радовались «креативные киевляне» одесской бойне и донбасским бомбёжкам.
Отсутствие внятных политических и экономических целей превращает сословие, которое хочет выглядеть революционным, в банальный бессмысленный кордебалет. Они с шумом выбегают на сцену истории, топоча, словно лебеди пуантами в «Лебедином озере», и, всеми забытые, сходят со сцены, не добившись для себя ровным счётом ничего.
Но в результате возникает та дикая, ни на чём не основанная ненависть к своим же согражданам, к таким же бедным людям. Те, кто мог бы быть их собратьями по классу, назначаются ответственными за несбычу мечт.
Тотальная ненависть и самоистребление, – это всё, на что способно созданное из ничего креативное сословие. Но критиковать их бессмысленно. Они такими и задумывались.
Виктория Никифорова Драматург и журналист.