Константин Кириченко
Иркутск
Утулик. Взгляд со стороны.
Вот и прошел очередной марафон. Как спортивный, так и мой личный. Утулик, как обычно, неповторим. В этом году его уникальность заключалась в том, что практически не было открытой воды, лыжня не петляла по берегам.
Уже который год, я иду на Утулик с твердой уверенностью, что должен пройти его за 11 - 12 часов. Но и в этот раз смог пройти маршрут только за 13 часов. Есть в этом нечто фатальное. Когда иду на Утулик дохожу до метеостанции на час медленнее, чем когда иду на Комар. А Подкомарная вообще заколдованное место. Умом понимаю, что пройти ее можно, не торопясь, минут за 20, а иду почему-то 50. Вот и в этом году решил пристроиться за кем-нибудь из участников, чтобы он мне темп задавал и поначалу вроде бы так и было, пристроился за двумя ребятами, бежавшими впереди, и не особенно тяжело было, но зашевелились куски пищи в желудке. Как правильно питаться перед этим марафоном, до сих пор не пойму. Есть в спорте, и в лыжах в частности, такой глагол: терпеть. Наверное, это заслуживает уважения. Но я так не хочу. Мне нравится получать удовольствие не только от факта победы над маршрутом, но и от самого процесса. Чтобы не доводить себя до тошнотиков, пошел просто шагом, не торопясь. С легкой досадой пропустил вперед всех участников, посидел минут 40 на метеостанции, пока еда в желудке не начала успокаиваться, и также спокойно пошел вверх. В итоге до Кентавров шел почти семь с половиной часов, а надо бы часа на два быстрее. Ну да ладно, буду ждать следующего года. Зато Утулик я изучил уже достаточно хорошо, практически все время понимал, где я нахожусь и сколько осталось до финиша. Поэтому шел легко и спокойно, получая удовольствие. И время для меня вполне хорошее 5-40. По своей традиции последних лет оказался на финише минут за 20 до электрички, поэтому, как обычно, снял лыжи и бегом по дороге на станцию. Это признак того, что все нормально, не уделал меня Утулик ;)
И не смогу я удержаться, чтобы не прокомментировать кое-что, из того что было. Часть в шутку, а часть - не очень. Не сочтите за попытку влезть в монастырь со своим уставом, так - взгляд со стороны.
Закон четных годов опровергнут? Нет! Закон не может быть опровергнут, закон может быть только уточнен. Закон Петра Мехоношина, ранее ошибочно читаемый как, "В четные года свермарафон отменяется" следует читать "В четные года свермарафон отменяется для Петра Мехоношина".
Поступок Алексея, отдавшего свою палку вызывает восхищение. Но есть еще кое-что. Насколько я помню, в правилах было требование о том, что палки должны быть металлические. Насколько я понимаю, участников соревнований за нарушение правил обычно дисквалифицируют. Или на этих соревнованиях для победителей правил не существует? Конечно, есть спортивная этика, которая требует чтобы участник, не ведущий борьбу за медали, поделился своим снаряжением с тем кто борется. Но ведь это не просто соревнование, это уникальное мероприятие, к которому готовятся весь год. И Алексей, который становится (уже стал?) фанатиком этого мероприятия, проделал реально неблизкий путь, и это все для того чтобы сойти, по причинам независящим от него, на 20 километре? Я прекрасно понимаю, почему он пошел дальше, но это, честно говоря, абсолютно безответственно. Дальше, стоят спасатели на перевале. Мимо них проходит человек без лыжной палки, собирается спуститься и идти еще 65 км. Причем после спуска подняться назад будет реально непросто. И ничего. Это нормально, да? Или спасатели на этом марафоне для декорации стоят?
Очень поучительно было подниматься после всех участников по серпантину. Я никогда так не понимал, что такое лыжный спорт. Это не только быстрые секунды финиша. Это и замершие сопли, и пятна рвоты на снегу. Гвозди бы делать из этих людей... Из тех кто пошел дальше, и из тех кто повернул назад.
К девятому прохождению Утулика я уже достаточно хорошо представляю себе маршрут. И вот, и прохожу очередной поворот, ожидая увидеть за ним пункт подкормки. Но вокруг только белое безмолвие, ветер поднимает снежную пыль, и лыжня вдруг начинает выглядеть как дорога в никуда. Я ожидал увидеть бивак, людей, надеялся, что встречу кого-нибудь из участников. И ничего? От изумления останавливаюсь, снимаю рюкзак, жую изюм и курагу, запиваю чаем. Неужели я так сильно ошибся на счет своего местоположения? И как будто силы покидают, иду гораздо медленнее. Но через пару минут вижу табличку с веселой фразой, насчет аппетита. Я немного ошибся. Пункт питания за следующим поворотом, а за ним Мангутайский порог, и Зев, и прижимы, за которыми начинается подготовленная лыжня. Финиш уже недалеко. И силы возвращаются. А ведь многие участники весь маршрут шли по этой дороге в никуда. На Утулике тяжело определить пройденное расстояние. Поэтому большая часть участников искренне верит, что расстояние по реке составляет около 70 километров, тогда как, любой разумный способ измерения дает число почти в полтора раза меньшее. Наверное, можно повесить таблички с километражем, но тогда потеряется легенда о 110 километрах, и часть экстремальности утратится. Так что лучше не надо.
Ранний старт приносит специфические проблемы. Для решения хотя бы одной из них явно необходимо включить в состав оргкомитета пожилого человека с его знаменитым девайсом.
Снова о раннем старте. Я реально этого не понимаю. Теперь, когда трасса готовится, когда практически все участники выбегают из 12 часов, какая необходимость стартовать ночью? Лидерам приходится первые спуски проходить еще до рассвета, нарушается график, организм выбивается из колеи, утренний мороз хватается по полной программе. И при этом лидеры финишируют в час дня, когда в запасе еще 6 часов светлого времени. Может быть для известных сильных лыжников делать старт часов в восемь утра. И остальным будет интереснее бежать так, чтобы их не догнали.
k_const [327366]: ЗдОрово! Это взгляд не со стороны, а изнутри. Ведь безумно интересно - что же чувствуют эти люди во время таких нагрузок, какие мысли их посещают. Влад уже написал свои ощущения, тоже читали с интересом. Фраза про "гвозди бы делать..." у меня тоже вертелась в голове, когда я видела марафонцев, потерявших живость движений, но стремящихся к финишу изо всех сил. И ещё я пожалела, что мы не предложили свои услуги в качестве подкормщиков, всё равно были там, шли легко, без напряга, могли бы поучаствовать, сделав дополнительный пункт питания. Про палочки. Вспомнила - "победителей не судят". Выводы сделать надо на будущее, а сейчас - москвич мог и не отдавать палочку, но он оказался на высоте (в прямом и переносном смысле).