Я ещё раз попробую разжевать простые истины...
Если человек сядет на велосипед, у которого снята цепь, но стоит датчик каденса и будет крутить педали, то обнаружится, что хоть и вращать очень легко, но от скорости вращения будет зависеть и время вращения (устанет чел), соответственно чем выше скорость, тем меньше время. Ещё и определиться максимально возможная скорость вращения - максимальный каденс. Некое комфортное значение, на котором пульс человека лежит в комфортной зоне (не помню как эта зона называется) давай определим как комфортный - на нём человек может ехать очень долго. От каденса напрямую зависит скорость, в данном случае максимальная и комфортная.
Дальше будем вести речь про передаточные соотношения - это отношение количества зубьев звезды на педалях к количеству зубьев звезды на колесе. В таблице четко видна полная картина (фото). Исходя из этого получаем следующие эффективные ряды передач:
- для 3х9: 0,765-0,867-1,0-1,13-1,3-1,385-1,565-1,8-2,118-2,4-2,824-3,2-3,692-4,364
- для 2х10: 0,611-0,688-0,759-0,864-0,957-1,1-1,294-1,385-1,565-1,8-2,118-2,4-3,0-3,273
Как видно, количество
реальных скоростей одинаково.
Моё, экспериментально выявленное, комфортное передаточное соотношение (на плоскости) от 1,8 (2-5; 36-20) до 3.2 (3-7; 48-15) то есть на системе 2х10 держать скорость в 40 км/ч (к примеру) мне будет тяжело не потому что тяжко продавливать педали, а потому что трудно их быстро крутить. В то же время на низких оборотах (в крутую гору) на передаче ниже 0.7 я не смогу ехать не по причине, опять таки невозможности продавливания, а потому что крутизна уже становиться такая, что вел просто падает через заднее колесо, соответственно мне ниже передаточное соотношение просто не нужно. Вот как то так лично я рассуждал, когда выбирал трансмиссию, примерно по такому алгоритму и другим советую: определить свои точки экстремума, по передаточным соотношениям, а потом уже выбирать трансмиссию. Опять таки, на системе 3х9 я "убиваю" 5-6-7 звёзды кассеты, а на системе 2х10 большой износ получила бы большая звезда системы.
Выводы очевидны: если ты можешь продавить педали при соотношении 4.364 и имеешь комфортным низкий каденс, то тебе лучше система 3х9, если ты берёшь "оборотами" и "бережёшь" колени, тогда лучше 2х10.
Однако есть еще одно НО (из таблицы увидал): на практике переключение осуществляется примерно так (по возрастающей) 1-1, 1-2, 1-3, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 3-6, 3-7, 3-8, 3-9 т.е. при достижении "запрещенной передачи" на кассете мы поднимем звезду на системе. Но для плавного повышения передаточного соотношения необходимо ещё и скидывать звезду на кассете :-) на системе 3х9 это 2 звезды, а вот на 2х10 - это 3 звезды :-)