Глеб Кузнецов - Тезисы моего вчерашнего выступления на... | Facebook
https://www.facebook.com/gleb.kuznetzov/posts/3025175090937173
Глеб Кузнецов Тезисы моего вчерашнего выступления на конференции "Прощай, Covid
20 июня в 01:58 ·
...
Тезисы моего вчерашнего выступления на конференции "Прощай, Covid".
1. История ковид носит все черты чрезвычайного положения. И формальные, и сущностные. Но «суверен», для которого в теории ЧП является высшей точкой торжества и господства, оказался к такому счастью не готов. И отдал «чрезвычайную ситуацию» в руки "экспертного сообщества", «санитарных врачей» и прочих «неизбранных властей». Политики подчеркнуто выступали не от себя. В некоторых случаях они даже называли людей и организации, которые они представляли, настоящих суверенов момента: институт Коха, Имперский колледж и прочий коллективный Фаучи.
2. При этом т.н. «санитарные власти» очевидно не обладали и не обладают сколько нибудь ответственной экспертизой и пониманием ситуации. Все «советы» и «меры» универсальны, они не базируются на фундаментальном понимании конкретной болезни. Они принадлежат к бессодержательному докторскому нарративу, к которому прибегают врачи, когда не знают, что сказать. Слова правильные, но стершиеся из-за постоянного употребления. «Будьте осторожны», «не выходите без надобности из дома», «мойте руки». «Носите маски по правилам», «избегайте стресса». Единой последовательной объяснительной концепции нет. Ни один прогноз ни одного экспертного института не сбылся.
3. Это в том числе и привело в том числе к ощущению не просто страха, но зыбкости ужаса. Ключевой лозунг момента: «Но это не точно». Есть пандемия\нет пандемии. Нужны маски\ не нужны маски. Давайте лечиться малярийными препаратами\малярийные препараты убивают. Мы все умрем\это сезонный грипп. Это привело к расколу на «верующих» и «скептиков», руководствующихся подходом скорее религии, а не науки. Ни за скептиками, ни за «лоялистами» нет четких неоспариваемых научных данных. Каждая сторона обоснованно ведет подсчет лжи, манипуляций, подтасовок у другой стороны.
4. В результате общества погрузились в невроз. Реакция на который в каждом обществе в зависимости от бэкграунда культурного приобретает свои формы. Вплоть до протестов BLM. Ну и индивидуальных вспышек насилия. Или, наоборот крайних форм эскапизма, ухода от реальности как таковой. Нежелания жить, работать и так далее. Страх и тоска. Сложность истории добавляет то, что страх и тоску начинают испытывать те, кто возмущался карантином и принадлежал к скептикам, а поддерживают протесты те, кто требовал еще большего ограничения карантинного. То есть зыбкость и ненадежность воспроизводят сами себя в новых расколах.
5. Опереться буквально не на что. Даже капитал перестал быть капиталом в старом понимании. Системы власти, системы господства впрямую создают капитал командно-административными методами. Печатаются деньги, они тут же поступают на фондовый рынок, который полностью игнорирует состояние экономики (занятость, потребление ресурсов, производство продукции\услуг), как таковое.
6. Единственный объединяющий нарратив - это нарратив «никогда не будет прежнего мира». При этом, воспроизводя заклинания о невозможности возвращения к старой нормальности активист BLM и главный санитарный врач произвольной страны имеют ввиду одну и ту же вещь. В новом мире власть\деньги не вернутся в старое состояние, а будет перераспределены в кругу правильных людей.
7. Фактически свидетели нового мира – и тут не важно, кто это действительно – погромщики, вирусологи, президенты цифровых высокотехнологичных корпораций из круга Куомо, экологи\этичные потребители описывают новый мир как мир, где ресурсы наконец будут распределены «правильно», то есть среди них. А новое неравенство отделит круг ковид-бенефициаров от всех остальных в соответствии с принятой в данной группе этикой. Даже совет «простому» человеку для нового мира универсален: «сиди дома в карантине», а мы тут все порешаем сами.
8. То есть если ковид совершил некую революцию, то выход из него – это прежде всего возвращение к тому, что объявляется «дореволюционной» нормой. То есть реакция. Суверен "нормализатор", контрреволюционер может оказаться более востребованной фигурой чем суверен - чрезвычайщик. Тот человек, который заберет у "эксперта" власть над повседневностью во-первых и ограничит в правах и притязаниях группы, считающие себя потенциальными бенефициарами ковид от погромщиков до миллиардеров из силиконовых долин во-вторых может стать новым "камертоном политической моды".
9. С какой повесткой? Первое. Устранение любых неопределенностей в отношении границ и полномочий органов власти и т.н. экспертного сообщества. Возвращение господства в сферу политического, принуждение экспертизы к старой норме. Забирание шаг за шагом власти у экспертов - это первый шаг, самый очевидный и популярный. Мы видим, как меняется повестка мирового роспотребнадзора, как власть уходит из их рук – смягчение мер в авиации, открытие границ, рестораны и так далее. Мы видим и сопротивление этому достаточно агрессивное – пропаганда «второй волны» носит черты пропаганды второго пришествия и окончательного конца света.
10. Второе. Лидерство «здравого смысла». В рамках которого апелляция к «народной мудрости» и «здравому смыслу» станет основой не консервативного, но именно оптимистичного взгляда на мир и вообще надежды. А надежда и оптимизм – это прогресс. Ковид-скептицизм, замешанный на «наблюдении» и «обобщении опыта», на том, что будет объявлено «настоящей наукой», а не враньем очкариков, которые ничего кроме «мойте руки» и «сидите дома» и сказать то не могут. Политическое будущее – это ситуационный (а возможно и стратегический) союз коллективного трампа и коллективного илона маска. Технологии, которые направлены на реальную жизнь и на мечту – и лидер-искуситель, обещающий доступ к этим технологиям. Поэтому так здорово зашел пуск космического корабля Маска. Востребовано возвращение будущего, каким оно казалось в 20ом веке, во время настоящей надежности. А противостоят этому «новые пуритане», квакеры-изоляционисты с их экранчиками, ограничениями потребления, дистанционным опытом взаимодействия с реальностью и постоянным «страхом» но не божьим а эпидемическим.
11. Ну и есть еще одна сторона, говорящая за победу глобального «здравого смысла». Это приобретение миллиардами людей опыта деятельного сопротивления государству\эксперту, опыта практического скептицизма. Стоишь ли ты с ружьем около своего магазина в Мичигане, не хочешь ли ты «возвращаться на работу» в Манчестере или Мадриде, зашел ли ты в метро без перчаток и маски в Москве, занимаешься ли ты лутингом в Лос-Анджелесе – прежде всего не доверяешь. И вот это объединение практикующих скептиков в недоверии и будет определять нерв политического и социального момента на годы вперед.