Летопись байкальских тревог | Глагол. Иркутское обозрение
https://glagol38.ru/text/03-05-2019/letopis_trevog?fbclid=IwAR1WkIHsxT-Z...
Цитата:
"7. Граница Прибайкальского национального парка (ПНП)
Следующая «граничная» история. Вообще их вокруг Байкала множество – и в региональном масштабе, и на частных подворьях. – несовершенство и противоречия законов, документов территориального планирования, бумаг на право собственности привели к полной «каше» в проведении границ. Но здесь коснусь самой свежей истории, которой идет сейчас прямо на наших глазах. Напомню, что ПНП существует с 1986 года, тогда же было дано описание его границы. Но в картографическом виде эта граница никогда не утверждалось, а работа ПНП проходила на площади вдвое меньше, в основном на лесных землях, и здесь у парка, состоящего из ряда разрозненных ареалов, в условиях постоянного недофинансирования, кадровой чехарды и т.п., всегда было забот выше крыши. Наконец ПНП собрался закрыть вопрос о границах, поставить их, как давно было положено, на кадастровый учет. Для этого парк заказал в конце 2018 года нашему Институту географии работу по уточнению границы на нескольких участках. Всё было выполнено, остались формальности – но в дело вмешалась Байкальская природоохранная прокуратура, выявившая, что других документов, кроме Положения о ПНП 1980-х годов, не существует. Прокуратура потребовала провести границу по документам 30-летней давности. За это время вне фактической зоны ПНП в сельскохозяйственном и рекреационно-туристском отношении освоены сотни гектаров земель, построены сотни частных домов и десятки туристских баз, развились населенные пункты (которые по недавним документам природоохранного законодательства теперь не выводятся их охраняемых территорий). Дело дошло до Генеральной прокуратуры, та вышла на Министерство природных ресурсов и экологии РФ, которое «взяло под козырек» - и приказало ПНП срочно провести границу по Положению о парке 1989 года. Что и было "в пожарном порядке" выполнено силами Института географии в марте 2019 года. Фактически все прибрежные территории Ольхонского, Иркутского и части Слюдянского района должны будут войти в парк.
Недавно в правительстве области состоялось по этому вопросу рабочее совещание, на котором Байкальская прокуратура изложила свои аргументы. Собственно говоря, их было два: 1) надо соблюдать Закон (а других документов, кроме 30-летней давности, нет, и сокращать площадь особо охраняемой территории последние документы не позволяют) и 2) главное – Байкал, а ему от этого будет лучше. Не отрицая важности соблюдения законов и необходимости охраны Байкала, я всё же выразил значительные сомнения в пользе происходящего:
- для ПНП это только дополнительная головная боль, ему бы справиться с множеством других проблем, тем более что дополнительных финансов и ставок не обещано (а если что-то и обещано, то когда ещё дойдет…); а ведь вся инфраструктура поселений и строительство очистных – см. об этом ниже – ляжет на парк;
- муниципальные власти фактически остаются без территорий (даже центр Ольхонского района Еланцы будет в ПНП!), двоевластие в управлении – хуже не придумаешь; такая история была в Тункинском национальном парке, пока населенные пункты оттуда не вывели – а здесь ведь это не разрешат;
- байкальские жители, которые десятилетиями строились и жили по одним правилам (кстати, в условиях Центральной экологической зоны довольно жестких), попадают в условия других ограничений, и вынуждены будут, как говорится, задним числом перестраивать свой образ жизни; возникнет масса проблем по собственности; неизбежно власти региона и центра будут завалены тысячами жалоб;
- аналогичный "удар под дых" получает туризм на Байкале (о его проблемах – чуть ниже), прежде всего на Малом море; только наметились здесь позитивные перемены - и все напрасно, и дело не только в проблемах собственности и экологических ограничений: планировалось развитие различных видов туризма, тогда как на охраняемых территориях по определению главенствует туризм экологический;
- сомнения в пользе для Байкала имеются хотя бы потому, что строительство и реконструкция очистных сооружений (важнейший элемент защиты озера, рассмотренный ниже) становится ответственностью только федерального уровня, к которому относится ПНП; областные и муниципальные власти из процесса (и ответственности) выводятся (может, они и рады, но рад ли Байкал?); а как быстро доходят к нам документы и, особенно, средства из Москвы мы, увы, хорошо знаем.
Недавно я пообещал изложить всё вышесказанное губернатору области с просьбой разобраться в проблеме и посопротивляться мнению московских чиновников - слишком дорого может обойтись озеру и населению его берегов догматическое выполнение устаревшего документа. Хотя в центре опять очень торопятся (интересно, почему?).
8. Туризм
Этой отрасли на Байкале очень не повезло. "