в Иркутске 22:36, Мар. 29    
Сказ о том, почему Прибайкальский национальный парк не прав.
06.06.16 14:43
#1265564
Роман Хаснутдинов
Иркутск
Здравствуйте, уважаемы читатели.

    Я давно хотел написать статью о том, почему ФБГУ «Прибайкальский национальный парк» (далее в статье – ПНП) систематически совершает неправомерные действия, нацеленные на «отъем» денег у населения, но все как-то не получалось. Однако недавнее сообщение в «личку» меня подбодрило, и я подумал, ну а почему бы и нет?

    Предупреждаю, статья не для расслабления мозга. Кроме того, есть ряд существенных моментов, которые не удобно описывать в одной статье, т.к. она получится слишком уж громоздкой и длинной. Некоторые моменты я разберу детально, некоторые, для более простого понимания, нанесу крупными мазками.

    Давайте начнем. Для того, чтобы понять, кто такие ПНП, чего они хотят от нас и насколько правомерно, давайте для начала разберемся в действующем законодательстве.
Начать предлагаю с основы. Что такое земельный участок? Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

    Важным для нас в приведенном выше понятии являются выделенные жирным слова, вызывающие закономерный вопрос: где отражены эти характеристики? Эти характеристики отражены в государственном кадастре недвижимости, определение которого дает Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (здесь и далее – ФЗ О ГКН). Часть 2 статьи 1: государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. Эта статья больше по объему, но сокращена мною для удобства восприятия.
Ну а теперь про сам кадастровый учет. Часть 3 статьи 1 говорит нам следующее: государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

    Ключевым для нас в приведенной выше статье являются слова о внесении в государственный кадастр недвижимого имущества сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества.
Другими словами, для того, чтобы участок существовал юридически, вам надо внести о нем сведения в государственный кадастр недвижимого имущества (далее – ГКН). Таким образом производится введение земельного участка в гражданский оборот.
Введение земельного участка в гражданский оборот, в свою очередь, позволяет этот земельный участок отнести, например, к категории особо охраняемых природных территорий. Или сдать в аренду. Или продать с аукциона в собственность. Одним словом, совершить с ним любые действия, связанные с распоряжением этим земельным участком. Также стоит отметить, что земельному участку в процессе введения в гражданский оборот присваивается кадастровый номер. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ О ГКН, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер.

    Теперь, когда у вас сформировалось некое понятие о том, что такое земельный участок, давайте перейдем к понятию особо охраняемых природных территорий.
Вот что говорит нам ЗК РФ об особо охраняемых природных территориях. Согласно ч. 1 ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий (здесь и далее – ООПТ) относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», в свою очередь, дает более широкое трактование этого понятия.
В данном абзаце нам с вами важен факт полного или частичного изъятия земельного участка из гражданского оборота.

    Таким образом, для того, чтобы инспекторы ФГБУ ПНП могли на законных основаниях собирать плату за нахождение на территории ПНП, а также выписывать протоколы о возбуждении административных правонарушений, территория ПНП должна обладать следующими признаками:

    1. Территория ПНП должна быть поставлена на кадастровый учет в ГКН, с помощью органа, осуществляющего ГКН (напомню, это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенно Росреестр), этому участку должен быть присвоен соответствующий кадастровый номер и информация об этом участке должна появиться в открытом доступе (maps.rosreestr.ru), с возможность ее беспрепятственного получения (запрос выписки).
    2. Участок должен быть отнесен к категории особо охраняемых природных территорий. В нашем случае мы с вами имеем Постановление совета министров от 13.02.1986 г. «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области». Однако это постановление не отвечает требованиями действующего законодательства. Т.к. в нем не указан кадастровый номер участка, который относят к категории ООПТ, а также ряд других существенных параметров. Оно и понятно. В 1986 году не было Росреестра. Ныне этим должно заниматься министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации.
Но и это, дорогие друзья, еще не все.
    3. У Прибайкальского национального парка должен быть устав! Это очень важный документ, в который вносятся все данные касаемо национального парка. От целей и задач создания до (самое важное) координат парка! При чем, координаты от первой до последней! На инженерном языке они называются «координаты поворотных точек земельного участка». Это те самые координаты, по которым составляется контур земельного участка, описываемый в кадастровом паспорте земельного участка.
Таким образом, в случае соблюдения всех трех пунктов, указанных выше, инспектор национального парка (любого) имеет полное право оштрафовать и эвакуировать вас с территории нац. парка, в случае вашего нахождения на территории нацпарка без соответствующего разрешения.

    Итак, когда вы имеете представление о том, что такое национальный парк и каким образом он создается, самое время перейти к самой вкусной, на мой взгляд, части статьи.
Перемывание костей ФГБУ «Прибайкальский национальный парк»! (здесь должен быть смайлик с очень злорадной улыбкой).
Начнем с простого вопроса. Что имеет на сегодняшний день ПНП? Только лишь постановление Совета Министров от 1986 г., которое, в условиях сильно изменившегося законодательства, имеет больше декларативный, нежели прикладной характер.

    Дальше? Ничего. Вообще ничего. Совсем. Полностью.
А что должно быть в идеальных условиях у инспектора на руках, когда он заловил вас на территории ПНП? Отвечаю: копия устава ПНП, копия кадастрового паспорта ПНП, копия акта отнесения земельного участка к категории ООПТ, GPS/ГЛОНАСС для определения ваших координат и внесения их в протокол и сам бланк протокола, конечно же.
При наличии соответствующих документов мы можем говорить о том, что инспектор ПНП имеет право возбуждать дело об административном правонарушении и направлять материалы дела в суд.

    Поскольку у ФБГУ ПНП таких документов нет и не похоже, что в скором времени они появятся, можете слать инспекторов нафиг. Смело. Хотят выписать штраф. Пусть пишут. Обжалуете его в 15 минут. Почему в 15? Потому что при рассмотрении дел с участием должностных лиц и органов власти бремя доказывания лежит на стороне ответчике. То есть это должностное лицо должно доказать почему оно правильно применило нормы. Но расслабляться тут не стоит, конечно. Надо просто своевременно привести все доводы. Но это уже совсем другая история.

P.S. Отдельно хотелось бы посмотреть в глаза тому прокурору, который при проверке вынес постановление о том, что ФБГУ ПНП может собирать плату за нахождение на территории ПНП. Куда смотрел этот человек, каким образом и кем он был «замотивирован»…?

P.P.S. Отдельно хочется обратить внимание работников ПНП, которые так рьяно защищают наш национальный парк (которого нет) при наличии в этом парке строений, которые там находиться не должны. Одним из вопиющих примеров можно привести контрольно-пропускной пункт, расположенный в д. Большая речка. За этим контрольно-пропускным пунктом присутствует капитальное строение из серьезного кругляка (лично я присутствовал там с друзьями и удивлялся сему факту). Фотографию из Google maps пригалаю.

В комментариях буду рад выслушать конструктивную критику, если вдруг я что забыл!
Всем добра!
06.06.16 14:44
#1265565
Роман Хаснутдинов
Иркутск
Вот и сама фоточка.
Файл: [4100 kb].png
06.06.16 14:56
#1265566
hasti Королькова Елена
Фотографию не приложили! :) А так - ну наконец начали нормальные разговоры по поводу ПНП. А есть информация о том, когда и кто подавал в прокуратуру? На самом деле интересно, что за "проверка" такая была, что все эти основные моменты смогли утвердить правомерными?
06.06.16 14:57
#1265567
hasti Королькова Елена
о! Я поторопилась ! Пардон:)
06.06.16 15:32
#1265577
Константин Суханов
Иркутск
Да они ещё в 2008 г. зарегистрировали в Росреестре свои земли ООПТ. Правда, с условным кадастровым номером. А вот на кадастровых выписках по землям лесничеств в основном обозначены уже полноценные кадастровые номера, есть межевые дела. Однако сами кадастровые схемы и координаты у них почему-то числятся ДСП.
Есть у них и Устав ФБГУ, и Положение о ПНП. Только без определения и описания границ и координат парка. Последнее - важно: я как посетитель, должен чётко представлять, куда мне нельзя зайти без разрешения. Кстати, границы ООПТ должны быть обозначены на местности. И не так, как сейчас: 1 аншлаг на 100 Га леса, а вдоль всех границ.
06.06.16 15:33
#1265578
Andrey Abramov
papako [1265577]:
А мона поподробней?.. Каг бы с привязкой к местности..
И, насчет Ольхона тоже поподробнее..
06.06.16 15:42
#1265580
Константин Суханов
Иркутск
Все документы на сайте http://baikal-1.ru/about/dokumenty-i-prikazy/
06.06.16 15:51
#1265582
Владимир Белов
Шелехов
curren [1265578]: Так он и пишет с привязкой 1 аншлаг на 100 Га леса, то есть табличку прилепили, а куда и насколько хз...
XOMA [1265564]: Если то что написал papako [1265577]: реализовано, то ваше сообщение не очень интересно, за исклчением того что вы с Костей вместе написали- не отмеченных границ, но тут я бы поспорил, потому что получить КадПаспорт без границ, по моему, невозможно.
06.06.16 16:32
#1265596
Брайан МакЛарен
Ангарск
Если у кого-то есть протокол или еще лучше решение админ. органа о привлечении, или совсем уж идеально материалы обжалования, выложите пожалуйста. Тогда возможно будет дополнительно сформировать доводы по принципу "от обратного".
06.06.16 16:48
#1265599
Константин Суханов
Иркутск
R-EX [1265582]: Вова, эти границы не определены в установленном порядке. Есть методика определения зон и границ ООПТ от МПР. В Положении должно присутствовать описание границ от первой точки до последней, приводиться координаты поворотных точек, прилагаться утверждённая схема территории. А ни у ПНП, ни у БЛЗ этого нет. Вдобавок, Положение о ПНП не заверено, как того требует п. 4 ст. 12 № 33 ФЗ «Об ООПТ», МПР. Правда, оно заверено руководителем службы лесного хозяйства РФ В. А. Шубиным в 1997 г., что уже лучше, чем ничего.
Ну и, если дотошно проверять - там далеко не все лесные участки поставлены на кадастровый учёт и определены как земли ООПТ. Особенно это касается земель сельхозназначения.
Так что с границами ПНП - по-прежнему имеем полный бардак.
06.06.16 17:04
#1265607
Павел Арсентьев
Иркутск
BrianMcLaren [1265596]: -ARTist- [1264970]:
http://angara.net/forum/t102242?p=47 - читать с поста [1193503]

P. S. Возможно некоторые поводы, которые можно использовать для отмены постановления об АПН в ПНП уже устранили.
06.06.16 17:05
#1265608
Константин Суханов
Иркутск
Добавлю. В прай-листе ФГУ нет позиции "плата за посещение в целях туризма и отдыха".
Могу предположить, что эту плату не утвердило МПР из-за неопределённости границ. Само ФГУ вряд ли бы упустило столь важный пункт. Они его так ждали, аж не спали ночами!
Однако инспекторы навязывают плату за посещение согласно п. 3 прайса ФГУ - "посещение экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек (оборудованных кострищами, лавочками и т. д.) под контролем госинспектора в целях безопасности. А где там эти тропы, оборудованные места и пр. - никто не знает. Да и есть ли они. И где тот инспектор, что должен идти за мной, чтобы дать в морду посмевшему напасть на меня медведю? Ничего этого нет. А если у инспектора недостаточна физподготовка, как он выдержит мой темп? А если я буду вынужден учитывать его темп - то пусть он сам мне и платит)))
Кроме того, это услуга, которая не должна быть навязана.
Этот пункт - вовсе не плата за посещение!
Платы за посещение ПНП (и БЛЗ тоже) не существует в природе!
Однако при этом обязательность разрешений никто не отменял.

А плата непосредственно за посещение является не услугой, а сбором либо госпошлиной и должна регулироваться только НК, а никак не № 33 ФЗ. НК и Конституция РФ прямо запрещают подобные новеллы законодательства. Но тут уж - что имеем...
И, если мне не нужны несуществующие обустроенные тропы и площадки с заботливо расставленными там шезлонгами и столиками для распития коньяка, а с медведем я дружу и инспектор мне не нужен - стало быть, разрешение мне должны выдать бесплатно!
06.06.16 17:36
#1265618
Брайан МакЛарен
Ангарск
Подскажите пожалуйста обоснование взимания платы? Какую конкретно услугу они указывают?
06.06.16 17:38
#1265619
1 2
Черемшанка -долго была в неопределенным статусом земель, буквально несколько лет назад ей всеже в силу исторически сложившихся обстоятельств дали статус зелель поселения, тк входила в состав Болшереченского МО. Возможно с границми там намудрили, гдето 16 или 18 га. По телеку недавно был сюжет -типа нац. парк предъявил Панько 24млн ущерба
06.06.16 17:53
#1265626
Брайан МакЛарен
Ангарск
Вот моя позиция по вопросу взимания какой-либо платы.
В соответствии с разделом 2 устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» для данной организации установлен закрытый перечень услуг, оказывая которые она может извлекать доход. Данный перечень является закрытым (п. 24 Устава).
Итак, действующее законодательство не предусматривает взимание платы с граждан (потребителей услуг) за вход и нахождение на обустроенных рекреационных объектах (в частности на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря).
Таким образом, взимание обязательной платы за посещение в туристических целях территории парка противоречит Уставу согласно которым данное учреждение является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенным для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
При отсутствии возможности посещения территории парка без внесения платы нельзя сделать вывод о том, что данное учреждение, деятельность которого финансируется из федерального бюджета (как указано в Уставе), является некоммерческим.
При этом, согласно ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Таким образом, плата за нахождение на обустроенных рекреационных объектах (в частности, на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря) является, по сути, сбором за возможность посещения территории национального парка.
Статьей 12 Налогового кодекса РФ определены виды налогов в Российской Федерации. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом, не могут устанавливаться.
На основании изложенного делаем вывод о том, что плата за посещение и передвижение по территории парка как вид сбора не может быть установлена как не предусмотренная Налоговым кодексом РФ.
Администрация парка, взимая плату с граждан (потребителей услуг), посещающих национальный парк и совершающих остановку на специально организованных (предусмотренных) для этого местах - туристических стоянках с размещением палаточного лагеря, навязывает указанному выше неопределенному кругу лиц дополнительные услуги, фактически обусловливая возможность посещения территории национального парка только после внесения соответствующей платы, тем самым нарушает требования Закона РФ "О защите прав потребителей" и Федерального закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях".
Если парк будет обусловливать возможность посещения его территории только после внесения соответствующей платы за остановку на специально организованных туристических стоянках с размещением палаточного лагеря, администрация парка нарушает права неопределенного круга лиц (граждан-потребителей) на свободу передвижения и выбор места пребывания.
06.06.16 17:59
#1265629
Константин Суханов
Иркутск
BrianMcLaren [1265618]: "Подскажите пожалуйста обоснование взимания платы?"
Плата взимается на основании ч. 6 ст. 15 № 33 ФЗ «Об ООПТ». Как бы. Однако... см. papako [1265608]:
BrianMcLaren [1265618]: "Какую конкретно услугу они указывают?"
Никакую. Вернее, услугу по выписке ненужной бумажки, которая даже как туалетная не годится: жёсткая.
06.06.16 18:00
#1265630
Брайан МакЛарен
Ангарск
А что касается земельных вопросов и отсутствия границ, то это не важно. Границы самого парка определены, непосредственно плату за нахождение в нем не берут, соответственно о доказывании и gps не может идти речи.
Если же говорить о том, что вдоль всех границ парка нет заборов с предупреждением, то это не довод, сами понимаете почему.
06.06.16 18:06
#1265634
Брайан МакЛарен
Ангарск
В части 6 говорится о плате , порядок определения которой установлен минприроды. Порядок такой: Чтобы парку установить плату за нахождение им нужно подготовить проект приказа и утвердить его в минприроды. Вот его и требуйте у парка в обоснование их притязаний.
06.06.16 18:07
#1265637
Брайан МакЛарен
Ангарск
Я такого приказа не нашел.
06.06.16 18:10
#1265639
Константин Суханов
Иркутск
BrianMcLaren [1265626]: "В соответствии с разделом 2 устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» для данной организации установлен закрытый перечень услуг, оказывая которые она может извлекать доход. Данный перечень является закрытым (п. 24 Устава)."

Да, в Уставу ФБГУ не имеет права брать плату за посещение. Однако ФГБУ и не берёт такую плату, маскируя её под услугу "посещение экскурсионных троп и т. д. под охраной инспектора". Так что, формально Устав не нарушается.
Ну и не может "плата за посещение" присутствовать в перечне услуг, т. к. по сути - да, является сбором, а не услугой. Подробнее об этом я указывал здесь - http://www.risk.ru/blog/201248
На сегодня мы имеем незаконные поправки в ч. 6 ст. 15 № 33 ФЗ «Об ООПТ». Однако это работает, и на основании того, что один ФЗ противоречит другому - не платить нельзя. Вернее, можно, но разрешение не дадут. Не дадут незаконно. А вот если поймают без разрешения - законно оштрафуют. Что опять-таки спорно.
Все разделы | Топ-100 | Переход в раздел:
Сообщения могут добавлять только зарегистрированные пользователи.