Был год, читал в газете в библиотеке, там напечатаны были заводы и перечислены мастерские с количествами выпущенных моторчиков, так сумма этих цифр ещё лохмаче - два с половиной миллиона.
Но не забывайте, что много моторчиков экспортировалось. А в среднем, за десятки лет производств, не считая этих двух-трёх лет, в год ставилось на мопеды и велосипеды, и продавалось в магазинах лишь несколько десятков тысяч.
В моём классе, у половины одноклассников дома и в кладовках валялись по несколько полуразобранных таких моторчиков. Действующих было с десяток.
Сейчас файл сканированный с одной из газет обрежу - уж очень большой и покажу с циферкой сногсшибательной. Только по одному заводу! А выпускали моторчики серии "Д" несколько заводов (не заводиков) в СССР.
Интересовался печатными изданиями и сообщениями о переделках, т.к. сам переделывал один из таких моторчиков. На самодельном мотовелосипеде, с переделанным Д-6 и огромным баком от Ижа, заезжали на весьма приличной скорости, с небольшим прыжком вверху на подготовленном трамплинчике, вдвоём с однокласником. Горка эта находится у Крестовоздвиженской церкви, начинается снизу, с ул. Подгорной, как продолжение ул.Лапина, до ворот на церковную территорию.
Тогда мы это называли - залетали на горку. А ведь глохли любые мопеды, стартовавшие с нами снизу, даже с одним человеком. Тогда бензин был 76й, а лучшее масло - МС-20. "Доставали" его на речных трамвайчиках.