Приключения иркутян в горах Западного Саяна: сплав по Улуг-О и хребет Ергаки

Заброска на Улуг-О

Идёт сильный дождь. Прямо у вагона нас встречает Юрий. Грузим вещи к нему в машину и отправляемся на сбор информации, т. к. Юрий, к сожалению, ничего не узнал. Выяснили достаточно много. Даже скопировали подробную лоцию на реку Улуг-О, которую нам дал местный водник – Александр Мельников. Непонятным остаётся только одно – хватит ли у нас денег на заброску от города Кызыл. В течение нескольких часов мы созваниваемся с различными организациями и службами в Кызыле. В ответ ничего утешительного не получаем. Либо отказываются вести, либо запрашивают космическую сумму.

И вот, когда мы уже сидели в печали и строили слабо утешающие альтернативные варианты, свершилось чудо. Один из водителей Абакана созвонился со своим знакомым в Кызыле и договорился о заброске за 6 тысяч рублей.

Мы живо садимся в машину к Юрию и едем в Туву, где нас ждут самые интересные приключения нашего путешествия, а также необычайно красивая и дикая природа.

До Кызыла можно добраться на рейсовом автобусе и на маршрутках. На последних – в два раза быстрее и дороже. Если особо не торопитесь, можно спокойно ехать на автобусе. Достаточно комфортно. Автобусы ходят от ж\д вокзала. Билеты приобретаются там же.

Ехать нам до Кызыла километров четыреста. Благо, дорогая хорошая и машина быстрая. Юрий для пущего заработка прихватил ещё какого-то тувинца, который посреди пути снял свои обувки, задрал ноги повыше и наполнил весь автобус свежими ароматами.

Дорога идёт по Усинскому тракту среди тайги. Через 200 км проезжаем мимо хребта Ергаки, куда заглянем на обратном пути. Потом дорога идёт вдоль реки Нижняя Буйба. После того, как Нижняя Буйба впадает в реку Ус, дорога отходит в сторону, поднимается на небольшой перевал, и через некоторое время мы оказываемся в Туве.

Уже стемнело. Дорога пошла вниз. Тайга заканчивается, и начинается Тоджинская степь. Следующие полтора часа мы едем в полной темноте среди больших лысых гор. И вдруг, после очередного подъёма с поворотом среди темноты и гор мы увидели Кызыл, весь сияющий в ярких огнях.

Переезжаем через Енисей, на левом берегу которого находится основная часть города, проезжаем по центральной улице (по цивильности ничем не уступает Иркутску), сворачиваем на Транспортный переулок и останавливаемся у дома, где живёт водитель автомашины Урала Лёха.

Так как уже почти ночь, решаем, что на Улуг-О поедем завтра. Остановились у Лёхи. Вначале он был не особо разговорчив. Серёга стал навязчиво предлагать выпить с ним из его любимой десятилитровой канистры крепкой спиртовой настойки, о чём впоследствии, наверное, пожалел.

Рано утром мы выдвинулись в путь. На Улуг-О с Кызыла нужно ехать целый день. Сначала едем 60 км по трассе, идущей вдоль Ка-Хема (Малого Енисея), вверх по реке до деревни Бояровка. Затем сворачиваем с трассы влево на горную дорогу, по которой предстоит до самого вечера ковылять к речке через два перевала (80 км).

На самом деле мы не особо ковыляли. Наш водитель Лёха использовал возможности боевой машины Урала как надо. Просто часто делал остановки, вызванные непреодолимым желанием пообщаться с Серёгой и особенно его канистрой.

Примерно через полдня добрались до пер. Копто. Забираемся наверх и сразу останавливаем Лёху. Очень красиво. Жалко нет камеры, которая могла бы это достойно запечатлеть.

Следующий перевал Сыынак сложнее, с крутым и длинным серпантином. Есть вариант дороги ещё покруче. Лёха смачно рассказывает, как он однажды завозил кого-то по этому варианту. Со страшным грохотом его железная колымага кубарем скатилась тогда вниз. К счастью, все остались живы.

Наверху снова выбегаем из машины поснимать окружающие нас красоты. Внизу уже видна долина Улуг-О. Отсюда началась настоящая езда по-русски. Лёха стремился догнать своего друга, которого мы встретили между перевалами, чтобы в очередной раз отметить встречу. Усидеть стало сложно даже в кабине. То рассекаем водные преграды, как на водном мотоцикле, то подпрыгиваем на неровностях как на трамплинах.

Тут у Лёхи началась изжога. Он открыл дверцу со своей стороны и полностью вывешался, слегка придерживая руль, и при этом не сбавляя газу :-O Так что к процессу управления машиной пришлось присоединиться Роме, что сидел справа от него. Вот так "весело" и шумно мы догнали лёхиного друга, на развилке в 2 км от Улуг-О.

Здесь мы запасаемся дровами для лагеря, так как первые километров 15 река течёт по горной тундре и дров на берегу нет. До стоянки на правом берегу Улуг-О добрались как раз к заходу солнца. Лёха отрубился сразу после остановки и провёл всю ночь в обнимку с рулём.

Мы же организуем лагерь, собираем катамаран и любуемся местными красотами. Восхищаясь этими великолепными пейзажами, мы даже не подозреваем, что дальше будет просто сказка.