в Иркутске 16:20, Апр. 19

Приключения иркутян в горах Западного Саяна: сплав по Улуг-О и хребет Ергаки

Начало. Она-Абакан (разминка). Тройка

Начало

В этом году по ряду причин маршрут нашего сентябрьского путешествия в последние дни перед отъездом стал видоизменяться. Были идеи пойти туда, сюда. В конечном итоге решили, что окончательно разберёмся прямо там.

Собственно, определиться мы не могли только с водной частью. Завершающий же этап посещения хребта Ергаки, расположенного в Западном Саяне, был утверждён уже давно и повлиял на выбор района для водного похода.

Заранее была собрана информация по некоторым речкам Хакассии и Тувы. Особенно заинтересовала речка Улуг-О, приток Бий-Хема. Скачали в инете карту и описание маршрута. Непонятным оставалось то, что хватит ли у нас денег на заброску.

В общем, собрались мы одним экипажем-четвёркой. Совершенно неудачный расклад. Основные недостатки: отсутствие нормальной страховки и возможности снять себя на фото и видео при прохождении препятствий. К тому же, основная сложность при вездеходных забросках на реки – это малое количество человек в группе, которые не в состоянии удовлетворить зажравшихся на туристах водителей.

Итак, наша команда: бывалый пешкодраловец и водник второго разряда Рома, невозмутимый представитель спасотряда Серёга, мультипутешественница Оля и Макс, т. е. я. Спешные сборы, прибытие к самому отправлению поезда, куча кулей – всё было как обычно и не стоит на этом долго останавливаться.

Сначала мы добрались до города Абакан с небольшой остановкой в Тайшете. Нам отсюда предстоит осуществить заброску на реку Она. Вываливаемся из поезда и упираемся в толпу маршрутчиков, готовых вести куда угодно, если хорошо платить. Берут довольно сносно, но на Алтае дешевле. Переговорив с водителем микроавтобуса Hi Ace, которого зовут Юрий, собираем в течение пары часов информацию по заброскам, обдумываем и решаем, что сейчас лучше ехать с ним.

Отъехав всего несколько километров от Абакана по трассе, идущей до Ак-Довурака, видим сплошные гряды полётных горок с перепадами высот до 150 м на любой вкус.

Спустя несколько часов мы на речке. Расплачиваемся с Юрием и договариваемся о том, что он к нашему возвращению узнает о заброске на реку Улуг-О с города Кызыл. Стоянки подходящей здесь нет. Поэтому мы в течение получаса собираем нашего боевого друга (катамаран фирмы Кулик, модель 111), кидаем на него весь скарб и (какое чудо!) уже сплавляемся. Правда, только 500 метров до ближайшей стоянки на правом берегу.

Она-Абакан (разминка)

На реке Оне можно выделить три участка: верхняя Она, которая представляет собой каменистую шиверу, средняя Она с совершенно спокойным течением и нижняя Она с несколькими мощными порогами. Мы же выбрали только нижнюю Ону, т. к. на верхнюю надо забрасываться пешком. При нашем уровне воды, кроме того, как скрестись по камням, там ничего особенного не встретишь, а сплав по Оне планировался как прогулочно-разминочный.

На следующий день мы отправились в путь по этой замечательной речке. Погода великолепная. Вода тёплая. Красота такая, что не опишешь. Течение быстрое даже там, где нет препятствий. Изумительные осенние пейзажи, и отсутствие на реке людей вызывают сильное желание придти сюда ещё раз. Кстати, летом на этой речке такие толпы народу, что иногда возникают очереди при прохождении порогов.

Потихоньку начинают появляться первые препятствия в виде длинных, но не сложных шивер. Проходим ещё несколько километров, а порогов всё нет. Проскочили относительно мощную шиверу. До устья осталось несколько километров. Появилось подозрение, что уже ничего не будет.

Однако, вскоре всё началось. Первый мощный порог проскакиваем сходу. Линия движения здесь немного усложнена обливными камнями, но хорошо просматривается с наплыва. Наш боевой друг, неплохо разогнавшись, лихо вонзается в грозные пасти пенных монстриков (бочек), пробивая их насквозь и торжественно вылетая на струю.

Следующее серьёзное препятствие так страшно описали в отчёте, которым мы пользовались для ознакомления с рекой, что это заставило наши тела высадиться на берег и пойти поглядеть на сиё чудо.

Порог оказался интересным, но не таким сложным, как в описании. Уровень сложности примерно 4+. Если сравнивать с порогами Катуни Ильгуменем (5 к. с.) и Шабашем (5 к. с.), то Ильгумень технически проще, а с Шабашем они будут наравне. Правда, катунские пороги будут помощнее.

Посмотрели и пошли. Делаем манёвр между надводных и обливных камней. Входим в самое коварное месте порога – жёсткую бочку за водопадным сливом высотой чуть больше метра. Та нагло нас останавливает, надеясь перевернуть. Ага, размечталась! Мы быстро врезаемся вёслами в её пенное тело, и она в ужасе отпускает нас. Дальше несложный слалом между обливников.

Сразу за этим следует ещё один мощный порог в виде длинного каскада. Характер препятствия тот же. Уровень около "4". Прошли успешно.

Далее идёт небольшая шивера, и вскоре мы вместе с водами этой замечательной речки вливаемся в реку Абакан. По Абакану нам сплавляться чуть больше 30 км. Препятствий нет, но окружающая природа доставляет массу удовольствия. Встали на стоянку. Здесь было необычайно тепло. В 11 часов вечера сидели в одних футболках прямо на траве.

На следующий день дошли до очень маленького города Абаза. Здесь нас неожиданно застал врасплох "порог" Абазинский :) Прямо у набережной города, когда мы причаливали к берегу, наш катамаран внезапно столкнулся с каким-то камнем, и мы чуть не потеряли Серёгу. Он, ничего не подозревавший, свалился в воду, в которой уже были растворены местные городские отходы. Благо, глубина была всего лишь по колено, и он быстро вернулся на место.

В Абазе мы сели на поезд, который к утру следующего дня доставил нас в Абакан.