http://vk.com/exmagazine
"ЭКС" журнал
ДВЕРЬ ДЛЯ ВУДПИКЕРОВ
На прошлой неделе я стал одним из полумиллиона российских зрителей, которые, сметая всё на своем пути, топча охрану и билетеров, перепрыгивая через ведра с поп-корном и пиная бутылки с «пепси-колой», ломанулись на премьеру эпического триллера, вставшего в один ряд с такими выдающимися лентами горно-приключенческого кинематографа, как «Скалолаз», «Вертикальный-предел», «Гора-убийца», «Замерзшие» и т.п.
Имя ему – «ТАЙНА ПЕРЕВАЛА ДЯТЛОВА»
Сюжет известен из средств массовой информации: американская студентка, изучающая психологию поведения в экстремальных ситуациях, заинтересовалась мотивами трагедии, случившейся в 1959 г. с коллегами - советскими студентами-туристами - в горах полярного Урала. Она получает грант на исследование этой темы, собирает группу из двух альпинистов, кинорежиссера, звукооператора и отправляется в дикую Россию, чтобы своими глазами увидеть, заснять и попытаться разобраться в событиях 50-летней давности.
Пожалуй, наиболее отражает творческий замысел режиссера Ренни Харлина рабочее название картины - «Americal woodpeckers on Russian mountain of the Dead».
Увы, этим замыслом прониклись не все зрители, весьма критически воспринявшие происходящее на экране.
Занудствуя по мелочам и цепляясь к деталям – например, откуда поголовно знают английский язык жители уральской глуши, или где взяли дров на снежном перевале любопытные студенты - критически настроенные зрители просмотрели главное: Харлин открыл таки тайну гибели туристов. Он нашел дверь в горном склоне, ведущую в прямо в подземную лабораторию за ней. Лабораторию, где ВЧК - ОГПУ - НКВД - КГБ - ФСБ тщательно оберегало свои чудовищные секреты.
Тема двери в горе, ведущей в лабораторию выращивания мутантов, не пришла в голову ни одному из тысяч интересовавшихся и исследовавших события 1959 г. До этого не додумались ни буяновцы – сторонники лавинной версии, ни ракитинцы, считающие, что студенты проникли в тайны ракетного оружия и были уничтожены спецназом. И только незашоренный взгляд американского режиссера смог увидеть, вычленить из мусорного бака фактов и небылиц настоящую причину трагедии, разгадку, в поисках которой ни один исследователь разбил башню о бетонную стену выдумок и версий.
Увы - к сожалению «Оскара» Харлин не получит.
Ведь в картине есть явные сценарные провалы. Например, совершенно не раскрыта тема походного пикапа. Нет ни одной качественной постельной сцены. Спрашивается, для чего вообще знаменитые голливудские сценаристы вводили в состав героев фильма девушек? Только для того, чтоб они визжали во всю горло, когда их будут пробовать на вкус нелюди из секретной лаборатории КаГэБэ?
Нет, режиссер, конечно, делает попытку показать, что американским альпинистам не чужды половые утехи на морозе и высоте, но попытки эти настолько слабы и беспомощны, как если бы фильм имел категорию 12 +. В общем, стоит с жалостливым пониманием отнестись и к американским альпинистам, и к их недолюбленным подругам…
Это не единственный недостаток фильма.
Полагаю, американский зритель с недоверием воспримет кино о России, где по улицам не бродят медведи, играющие на балалайках, где нет цыган, и где шоферы не пьют водку из горла, перед тем, как отправиться в рейс.
Эта этнографическая пустота противоречит американской зрительской традиции. Да и российскому зрителю было бы приятно увидеть нечто родное в фантазиях заокеанских михалковых и бондарчуков.
В защиту режиссера стоит отметить следующее: Харлин делает робкую попытку исправить ситуацию, показывая, как бармен в баре поселка Ивдель наливает гостям из США самогон, поджигает и предлагает его откушать. Понятно, что студенты, видя, как горит это пойло, впадают в экстаз – вот она, настоящая Раша. Но как-то это все смотрится неубедительно, не берет за душу.
Довольно неожиданным стало письмо режиссера Харлина, присланное в редакцию журнала ЭКС: оказывается и у американца случилось неприятное открытие. Уже после выхода фильма на большой экран, российские партнеры на пати, посвященном этому событию, признались, что привезли съемочную группу вовсе не на Урал, и не в поселок Вижай. И даже не в окрестности горы Мертвецов Холат-Сяхыл.
А завезли съемочную группу в город Киров, что в хибинских горах. Американцы же искренне верили, что ведут съемки на Полярном Урале.
«Получается, что мы нашли дверь на склоне совсем другой горы, в другой части России», – пишет донельзя разочарованный этим признанием Харлин.
«Дорогой Ренни! – написал я ему в ответ. – Попробуй обернуть минус в плюс, и выйти с поднятой головой из этой неприятной и в чем-то тупиковой ситуации. Ведь теперь вы сможете просить новый грант, продолжить съемки, снять продолжение на настоящем Холат-Сяхыл и найти таки истинную причину событий февраля 1959 года».
Вам же, дорогие зрители, советую не обращать внимание на критиканское ворчание недовольных – мол, это фильм совсем не о том.
О том, о том...
Обязательно посмотрите это замечательное кинЦо, предварительно затарившись пивом и чипсами. Только не садитесь в центре зала. После пива в тепле очень морит, а уснуть трудно - больно адски визжат по системе долби-саунд герои фильма, сжираемые заживо всякими нелюдями.
Сергей Шибаев