отказались потомучто читай 53216
могу статейку отсканить кому интересно
а разные диаметры колес, для разных стилей катания. при равном усилии на задней звезде, колесо большего диаметра даст большую скорость нежели колесо меньшего диаметра. шоссейник - 28', BMX - 20'. передние колёса можно поменять, на скорости это не отразится, только на комфорте :))
zyraf [53211]: А я нарисовал рисунок: наклонная плоскость, на ней велосипедист, нарисовал все векторы и получил следующую картину. Есть сила тяжести (вектор mg), сила реакции опоры, результирующий вектор от суммы силы тяжести и силы реакции опоры (скатывающая сила), противоположно ей направлены сила сопротивления воздуха (зависит от скорости движения, чем быстрее едешь, тем больше сопротивление) и сила трения качения. От массы зависят: сила тяжести, сила реакции опоры, соответственно, скатывающая сила и сила трения качения. Не зависит от массы только сила сопротивления воздуха. Получается, что при большей массе тела, вектор скатывающей силы компенсирует сумму векторов силы трения и силы сопротивления воздуха при большей достигнутой скорости, чем тело с меньшей массой. Так что масса ничего не решает.
Поменяем обстановку: нужно ехать по прямой - больше энергии потратит велосипедист с большей массой, так как сила трения напрямую зависит от массы. Или, еще круче, едем в гору - тут масса будет только мешать, однозначно.
Короче, "накат" - это коэффициент силы сопротивления движению, зависит от:
1) внешнего диаметра колеса;
2) средней площади соприкосновения протектора с дорожным покрытием;
3) формы протектора;
4) возможности конструкции гасить вибрации и неровности;
5) качества изготовления узлов трения
Аэродинамику не учитываю.
Если кто вспомнит другие факторы, добавляйте.
Ух ты, сразу теоретическую механику вспомнил, препод как живой перед глазами встал. Зачётку на стол.
влияют ли интересно слабые спицы на накат ? ;-)
Иван Майоров
Иркуцкий Острог
Endemix [53319]: низачот! Все переврал... Между прочим, скатываясь с высоты Н на меньшую высоту Н2 потенциальная энергия переходит в кинетическую, а энергия тела с большей массой однозначно выше. Зависимость наката надо выражать конкретно, не просто зависит, а как зависит. И вообще у слика площадь соприкосновения с поверхностью больше, но и накат у него больше чем у "злой" резины.
Megavolt [53323]: Наверняка влияют. Причем накат вела может легко трансформироваться в накат мордой по асфальту ввиду разрушения исследуемого колеса
Dizel [53328]: Можно проделать такой опыт: - на правильно накаченных "злой" и слике, проехать по копирке на листе бумаги - сразу видно площади опоры. У спущенного слика может и больше площадь соприкосновения с поверхностью качения.
У спортивного (не декоративного пляжного) слика площадь контакта с дорогой минимальна , а если часть протектора "злой" резины , соприкасающаяся с поверхностью качения и меньшей площади, то она сжимается и часть энергии, которая могла быть потрачена на качение (накат), будет потрачена на сжатие протектора и его нагрев - то же, что и поездка по тонкому слою песка.
Иван Майоров
Иркуцкий Острог
nevidim [53335]: Ага, а если сравнить покрышки равной высоты?
Dizel [53328]: Хорошо, энергия, которой обладает тело в потенциальном поле, находясь на высоте Н1 относительно высоты H2, равна Епот.=mg(H2-H1), когда тело скатывается, часть энергии расходуется на работу силы трения Атр.=n*m*g*cos(a)*l, n - коэффициент трения качения, l - пройденный путь, другая часть расходуется на преоделение силы сопротивления воздуха Асопр.возд.=Fсопр.возд*l. Оно и понятно, что 2 байкера разной массы имеют примерно одинаковое сопротивление воздуха, но энергия больше у того, кто тяжелее, следовательно, к тому моменту, когда все силы друг друга уравновешают, большей скорости достигнет более тяжелый байкер. Сделай аэродинамику одинаковой, и оба будут ехать с равной скоростью, потому как от массы пропорционально зависит и сила трения качения. Этот же опыт в учебниках по физике описан, когда и перышко и камень падают с одинаковым ускорением и за одно и то же время. Так что масса к накату никаким боком не подходит. Накат - это комплекс, зависящий от свойств материалов и самой конструкции велосипеда.
Dizel [53328]: Зависимость наката надо выражать конкретно, не просто зависит, а как зависит.
Хитрый, откуда мне знать, это экспериментальные характеристики, такие вопросы надо задавать в другом форуме.
Dizel [53328]: И вообще у слика площадь соприкосновения с поверхностью больше, но и накат у него больше чем у "злой" резины.
Это еще надо померить, сомневаюсь, что шоссейный слик будет по площади соприкосновения больше, да это и не важно, если не учитывать форму рисунка. Вот взять разные шины МТВ, есть для жестких грунтов, для средних, для мягких, для сыпучих, для скользких, для грязи, да для чего угодно. У них у всех разное сопротивление качению, причем оно оптимально только в условиях, для которых разрабатывалась шина. Вот у меня есть Mythos XC II 2.1 (для жестких и средних), по асфальту очень неплохо катит, при этом звук какой-то шуршащий, и есть Tioga Extreme XC 2.1 (для средних и мягких), она уже по асфальту хуже катит, при этом она "злобно" жужжит и даже чувствуется вибрация, если чуть покрышки перекачать.
Думаю, что можно долго еще спорить, давайте лучше вернемся к изначальной теме, она звучит так: "что влияет на накат?", а не "как влияет на накат?"
Я предложил список. На накат зависит от:
1) внешнего диаметра колеса;
2) средней площади соприкосновения протектора с дорожным покрытием;
3) формы протектора;
4) возможности конструкции гасить вибрации и неровности;
5) качества изготовления узлов трения.
Почему, например, я не включил сюда массу, да потому, что с горы она вроде как увеличивает скорость, а вот по прямой и в гору - нет, значит не из той оперы. Другое дело - протектор, он хоть в гору, хоть с горы, свое влияние не меняет.
Василий Мельников
Irkutsk
провел опыт. взял у сына 2 игрушки с разным диаметром колес, уравнял массу обеих машинок, примерно уравнял трение осей, и скатил их по наклонной. машинка с большими колесами уехала реально дальше
Endemix [53319]: Серега, я конечно давно университеты позаканчивал, спорить или опровергать не могу, но буквально вчера смотрел и сейчас припомнил - в соревнованиях бобслеистов масса боба вместе со спортсменами не должна превышать определенного порога. И сделано это для того, что бы при СПУСКЕ бобы с примерно одинаковой аэродинамикой и площадью соприкосновения со льдом были в равных условиях. Разница в 10 кг дает на полуторакилометровом спуске примерно 0,5 сек преимущества. Так что как мои дикие выкрики при обгоне легких велосипедистов на супернакатистых великах все равно будут! )
mvv999: Инерция у колеса большего диаметра больше(пример маховика).
Василий Мельников
Irkutsk
ArtemR [53367]:
вот и ответ на "Что влияет на накатистость?"
zyraf [53363]: Тут даже на базе школьной физики все ясно -
для придания скорости нужно ускорение, ускорение получается за счет результирующей силы,
результирующая сила суммируется из силы притяжения (с поправкой на угол приложения) минус сила лобового сопротивления и сопротивления качения. Последние зависят нелинейно от скорости, от чего, собственно, велосипедист и не разгоняется до бесконечности. А первая сила зависит только от массы велосипедиста.
mr_plastic [53317]: Понятно, значит надо мне сзади поставить колесо диаметром 52 - и буду ездить быстрее в 2 раза. Гениально.
maxp [53369]: Макс, я нутром чую (с) что от массы зависит ))) А вот объяснить не могу )))
Просто пролетаю мимо с криком "Масса решает!", а формулы не знаю.
Y-man [53383] задача на сообразительность: Скорость вращения Земного шара 465 м/с (на экваторе). Вопрос: что вращается быстрее - Земной шар или часовая стрелка часов?
mr_plastic [53392]: Скорось вращения Земного шара 465 м/с (на экваторе).
Это не скорость вращения, а линейная скорость точки на экваторе, а скорость вращения определяется в оборотах в единицу времени. (к вопросу о сообразительности: винегрет из разнородных понятий поднимает настроение, но ухудшает результат).