Михаил (Madmouse) Полянин
Иркутск, Радищево
Предлагаю провести эксперимент. Шоссейки взять у Никольского, и мтб в нормальном состоянии у... да у кого угодно.
Запустить их поочередно с горы с одним испытуемым, вес шоссейника и МТБ уравнять путем накладывания кирпичей в рюкзак велосипедиста.
Для чистоты эксперимента повторить на другом шоссейнике и мтб, и на двух МТБ и двух шоссейниках.
Вот мое мнение: колеса с большим диаметром обладают большим накатом. Причем главное влияние оказывает именно радиус колеса, а ни трение в подшипниках, ни раскручиваемая масса, ни другие параметры.
Чтобы лучше понять, рекомендую взять в руки бумагу и карандаш.
Рисуем поверхность дороги в виде горизонтальной прямой, рисуем окружность с центром радиуса R (упрощенную модель колеса), теперь рисуем прямоугольное препятствие с высотой Н так, чтобы одна сторона прямоугольника лежала на прямой, а угол касался окружности. Колесо до столкновения катилось равномерно со скоростью V0, после того, как колесо полностью наедет на препятствие, его скорость будет меньше: V1, высота подъема колеса (точнее его центра тяжести) равна выоте препятствия, то есть H. Подъем центра тяжести происходит в потенциальном поле тяготения, значит энергия, затраченная на подъем не зависит от траектории. Воспользовавшись законом сохранения энергии, выясняю, что радиус колеса не влияет на значение энергии, которую нужно затратить. Другое дело - это то, что радиус колеса является плечом, а чем длиннее плечо, тем меньше нужно приложить силу, чтобы колесо затащить. Если я правильно сформулировал задачу, то получается, что тем меньше сопротивление качению, чем больше радиус колеса.
Кста, а почему не возникает вопроса про жесткость рамы и колес, давления в шинах, длину базы, жесткость перьев, угол рулевой и прочее?
А ещё на накатистость влияет размер и емкость тары и качество закуски ! ^_^
влияет радиус конечно, но на колесе 700 на 23 длина окружности абсолютно равна 26 дюймовому колесу на покрыхе слик 2.0
а вот за счет 7 атмосфер в шоссейной камере и максимум 3,5 в МТБ получается очень даже ощутимый выигрыш, потому как сопротивление качению, даже при одинаковом компаунде покрых, у шоссера будет значительно меньше, пару метров на горку он точно только за счет этого выиграет
да и про геометрию рамы не забывайте, шоссер специально расчитывается на 50 км/ч постоянную (на несколько часов гонки) и 80 км/ч максимум, а где вы видели МТБ, набравшего такую скорость не под горку своими силами?
Иван Майоров
Иркуцкий Острог
Endemix [53171]: см: Dizel [53102]
Dizel [53192]: Если говорить о раскручиваемости, или моменте вращения, то тут радиус - это лишь пределы интегрирования, а вот значение момента вращения зависит еще и от функции, по которой распределена масса от центра до внешнего радиуса покрышки.
Я считаю, что коэффициент трения качения не зависит от массы тела, также как и коэффициент трения скольжения.
nikolsky [53177]: чем больше давление и чем меньше объем воздуха в шине, тем больше жесткость, а чем больше жесткость, тем меньше потери на работу газа в шине, так как меньше деформации.
Масса колеса вообще влияет только на время, за которое можно развить определенную скорость или на силу, которую нужно преложить для достижения определенного ускорения.
Вот пример не из велоспорта: на спортивные автомобили ставят колеса 1) большего диаметра, чем обычно, 2) ставят узкопрофильную резину, чтобы меньше был эксцентрик и чтобы меньше было деформаций резины.
Я еще раз все взвесил и по поводу "наката" мне не понятны 2 вещи:
1) накат - это характеристика чисто свойств материалов (коэффициент сопротивления качению при движении велосипеда)?
2) накат - это энергозатраты, которые нужны для поддержания определенной скорости в разных дорожных условиях?
Поясню. Есть 3 велосипеда: шоссейник, хардтейл, двухподвес.
1) если ехать по ровному шоссе с хорошим асфальтом, то расстановка энергозатрат будет такой: шоссейник, хардтейл, двухподвес.
2) плохой асфальт с крупными камнями, небольшими ямами и буграми: хардтейл, шоссейник, двухподвес или хардтейл, двухподвес, шоссейник.
3) гравейная дорога с камнями, ямами и буграми: двухподвес, хардтейл, шоссейник.
В первом случае более низкое давление в шинах и ненужная работа подвески будут "съедать" часть энергии. Во втором случае вибрация у шоссейника будет больше утомлять, также будет хреново ехать, если перекачать шины у МТВ. В третьем случае работа подвески будет экономить затраты при езде по неровностям. И это все, допустим, при равном внешнем радиусе колес.
Так что же такое "накат"?
Dizel [53002] имхо, наибольшую скорость с горы наберёт тот велосипед, у которого минимальные потери энергии (наименьшее трение качения колеса и наименьшее трение в подшипниках. массу и сопротивление воздуха в расчет не берём) и не важно какого диаметра у него будут колёса.
Евгений Михалёв
Санкт-Петербург
Endemix
Хороший вопрос...
В моём понимании, "накат" - это свободное движение велосипеда без дополнительных усилий ветра, сил прилагаемых человеком.
О накате можно говорить, когда ты разгоняешь ВЕЛ и в определённом отрезке, прекращается доп. сила тяги и аппарат катится за счёт инерЦии... ИМХО
mr_plastic
Вот как раз массу и нельзя игнорировать. Ты можешь посадить на одинаковые ВЕЛы двух разных людей и посмотришь, что из этого получится.
Caesar [53206]: попробую уточнить поакадемичней - накат, для велосипедиста - движение, после прекращения усилий для движения.
И литературно.
Данная масса - велосипедист и велосипед, не слишком постоянная - дышит, потеет, моргает, а на велосипеде покрышки с "Шанхайки" и пыль в ступицах, и пр. и др.
Импульс силы - данная масса, помноженная на скорость в момент включения лени (или заснул за рулём).
Сопротивление движению - всё, что против велосипедиста: девушки, которым ветер колышет юбки, рот открытый, мухи в глаз, мечта о другом велосипеде, дорога и пр. и др.
Последнее в числитель под импульс силы и будет в итоге расстояние, которым можно мерять накат.
Для задиристых - можно наименование величины итоговое назвать, но расстоянием накат мерить нагляднее.
В дискуссии наконец-то упомянуто о массе.
Будьте толще и накатопобеда будет за вами.
С чего и начиналась тема.
Сергей Макаров
Ice People
Dizel [53002]: Чем толще байкер, тем большую скорость он и разовьет :) Конечно на 28 дюймах !
Endemix [53195]: Накат - это нечто "астральное", "космическое", которое есть у любого велосипеда ! Накат - это душа велосипеда, которая придает байкеру ощущение собственной значимости от обладания велосипедом: "У моего вела такой Накат !" Ладно, это просто шутка :)
я обгоняя кого то на спусках, несмотря на злую резину и обычные ступицы, подшипники и etc., говорю обычно "Масса решает!" (с) Мои 90 кг с небольшим, плюс 15 кг моего вела, под горку дают неплохой накат ))
Евгений Михалёв
Санкт-Петербург
zyraf
Правильно, Дима... Вот и я придерживаюсь того же мнения... =)
бурум-бурум-бум, непомню в каком номере МВ есть статья "война миров 26" против 29" так вот под горку 29" делает 26" как стоячий но! на не техничном спуске тк радиус 29"заставляет проходить виражи более плавно также отмечено плавность хода на неровностях. в отальном 29" проигрывает по всем пунктам, также 26" колесо значитьльно жесче-крепче. существуют компромисы так сказать спереди 29" сзади 26" многие эксперементируют куча плюсов и столькоже минусов, на любителя. вобщем всё решено давно в тестах зачем спорить в теории? можно гянуть здесь
http://www.m-bike.ru/ непомню токо еть на сайте или нет, у меня чет не открылась сегодня.
Gipper [53233]: Sico ништяг резина, советую...
Vasilev... :) сильно... но на заднюю баранку чуваку надо брать особо прочную... :) может Durex ?
Gipper [53233]: Превед, чуваг! Мы так рады, что ты с нами! Потому что вместе мы - БАНДА! Зимой на задок самый нештяг - самошипованный рулезззззз саморезами 5,0*25 мм. Держит - зоеб****зззь! А летом слики 1,0" рулят! Будеж пазорных шассейнегов накатывать!!!!!
Pirat_CAT [53241]: А и впрямь... А с шишечками или с запахом и вкусом бананов и клубники? Мужики, я весь в сомнениях, что же поставить?????
Caesar [53206] согласен с тобой полносьтю, но автор темы поставил в условии задачи равный вес (массу) и парусность (сопротивление воздуха). и осталось только трение.
Иван Майоров
Иркуцкий Острог
Мда... А чего тогда отказались от колес огромного диаметра, коими были первые велосипеды? И существует ли стандарт на велосипеды (в плане колес) при участии на соревнованиях мирового уровня?