в Иркутске 05:48, Янв. 26    
Велооптика своими руками
25.05.09 10:39
#218734
Максим Пензин
Иркутск
Spiriter88 [218675]: есть такое понятие как инертность люминофора - вот откуда в светодиоде люминофор не очень понятно. Насколько я помню, излучает там сам p-n переход без каких-либо дополнительных преобразований энергии. Или я отстал от жизни и технологии сильно изменились в этом плане?
25.05.09 11:11
#218750
Иван Майоров
Иркуцкий Острог
Spiriter88 [218645]: Я не отвечаю на твои посты вовсе не по перечисленным причинам, а потому, что излагать теорию импульсного питания светодиодов на форуме мне лень. Доказать или навести на мысль общими фразами - дело тухлое, посему совет один: учи матчасть и будет тебе счастье. Ну а чтоб "на пальцах" почувствовать разницу между свечение светодиода и его горением достаточно просто замерить электрические параметры работы 18-и светодиодной матрицы с драйвером и без него, оценить, хотя бы на глаз, разницу в световом потоке.
25.05.09 11:23
#218762
Счастливо Оставаться
Уехал
В красных , синих, зеленых, желтых , ораньжевых и может еще каких излучает сам переход а вот белых переходов пока не придумали и там люминофор качают от перехода...глазом видно его даже этот люминофор...
Dizel, термины горение и свечение относительно светодиода сильно попахивают самовыдуманностью, меня это давно гложит, с тех пор как я лично услышал выражение "светодиод светит и светодиод горит- это разные вещи" .
Матчасть относительно разных способов питания светодиодов я могу проверить только экспериментально, найти в интернете инфу о таком способе питания с доказательствами мне не представляется возможным ...
25.05.09 13:07
#218865
Dmitriy Stovbun
Ангарск
Не вижу смысла спорить. Кому то нравится видимо писать кучу мукулатуры, я привык больше заниматься железом нежели писаниной! мне на форум сильно некогда заходить бывает, к тому же отслеживать пустую болтовню.
а компьютерных блоков питания я отремонтировал за несколько лет очень много, так же как и материнских плат.
После всяких умников в сервисных центров иркутска, приходилось перетрясать весь блок питания как то, которому вставили вообше детали от слабых блоков питания и разных наименований в паре. Я работал в сервисном центре, и бумажная писанина меня раздражает.
А полупроводниковые приборы в импульсном режиме могут работать при больших токах.
25.05.09 13:16
#218867
Иван Майоров
Иркуцкий Острог
Spiriter88 [218762]: Придумай свои термины коли эти не нравятся. Те, что используя я применены для понятийного разделения различных режимов работы прибора. Вообще пока не сделаешь чего-нибудь стоящего твоя писанина претендует только на трёп. На сём дисскус завершим до реальных результатов.
25.05.09 14:00
#218895
Серега Шерстобитов
Якутия, Мирный
8-$
Ребята, давайте все же ближе к объявленной теме...
25.05.09 21:55
#219137
Счастливо Оставаться
Уехал
А мы о чем ? Согласен с Димой и Иваном необходимо обсуждать результаты, так что пока "писанину" и "треп" можно прекратить.А то так мы дальше цепочки- мне нахамили-> я нахамил-> мне нахамили и далее по кругу не уйдем, а это неприятно и самое главное непродуктивно.И давайте впредь будем терпимее!
03.06.09 17:25
#223128
Серега Шерстобитов
Якутия, Мирный
Возник вопросик по поводу SLA-аккумуляторов.
Вот говорят, что не желательно допускать разряда батареи более 50% или там 75%.
А как оценить разряд, если минимально допустимое напряжение на ячейках сильно зависит от тока и времени разряда, а также от температуры?

У кого какие соображения?
04.06.09 11:11
#223433
Сеня Лукин
Иркутск
GIGABYTE [223128]: можно на TL431 собрать схему, которая величину напряжения на батарее оценивает и выдает индикацию, в заданном ли окне измеряемое напряжение. Схема включения в application notes вроде была.
04.06.09 11:38
#223448
Серега Шерстобитов
Якутия, Мирный
SEN [223433]: можно на TL431 собрать схему, которая величину напряжения на батарее оценивает и выдает индикацию, в заданном ли окне измеряемое напряжение.

Не совсем понял. Вся проблема, как оценить тот нижний предел напряжения на ячейках (и на батарее вцелом), который считать за нулевой заряд батареи (критическое напряжение). Вся загвоздка в том, что этот нижний предел достаточно сильно зависит от условий разряда: от тока разряда, времени разряда таким током и температуры. Оно колеблется от 1,55 до 1,75 В на ячейке. Т.е. при одних условиях критическим будет уже 1,75 В, а при других - батарею можно без ущерба садить до 1,55 В.
Вот как это можно оценить, если разряд будет эпизодическим, разными токами и в случайные моменты времени? Для постоянного тока разряда данные приведены производителем. Там все достаточно просто. А тут неужели придется раз в N минут измерять ток разряда, чтобы потом рассчитывать U_мин? %-0

Или я неправильно тебя понял?
04.06.09 12:04
#223457
Сеня Лукин
Иркутск
Считать думаю надо по верхнему пределу напряжения на одной банке аккумулятора, т.е. не выжимать аккумулятор до конца, чтоб не угробить его сильным разрядом. Потребляемый фонарем ток считаем величиной постоянной в данной задаче, а вот температура воздуха и степень остаточной заряженности аккумулятора могут меняться, но предел аварийной индикации считаем по наиболее щадящему для банки напряжению, т.е. по более высокому напряжению на банке.

>> разными токами - вот тут я не понял, почему так. Хотя даже если запитывать дополнительные потребители, а не только штатный головной свет и задний габарит, то просто сократится время работы от аккумулятора всех потребителей в целом, вольтаж на АКБ просядет быстрее, но напряжение, дальше которого АКБ разряжать нельзя (нежелательно) останется на банку аккумулятора прежним, т.е. выбранным разработчиком системы на этапе проектирования.

>> А тут неужели придется раз в N минут измерять ток разряда, чтобы потом рассчитывать >> U_мин? %-0

Схема пороговая, работает непрерывно, т.е. как только напряжение ниже порогового, то зажигается аварийная индикация, отключили лишний потребитель - ток потребления с батареи уменьшился, если аккумулятор не убит , то напряжение чуть подросло и снова в допустимой области работы по напряжению.
04.06.09 12:42
#223483
Серега Шерстобитов
Якутия, Мирный
SEN [223457]: предел аварийной индикации считаем по наиболее щадящему для банки напряжению, т.е. по более высокому напряжению на банке.

Логично. Тоже об этом думал. Видимо, невытравимое чувство еврейзма влияет :-D Ведь 1,75-1,55= аж целых 0,2 В еще можно досаживать! :)))

но напряжение, дальше которого АКБ разряжать нельзя (нежелательно) останется на банку аккумулятора прежним, т.е. выбранным разработчиком системы на этапе проектирования.

В прикрепленном pdf документация на один из SLA аккумуляторов. Обрати внимание на Fig.3 на странице 6. Там диаграмма разрядки. То, что более высокий ток быстрее высосет заряд, это понятно, но он еще влияет на U_min (слева сверху врезка в диаграмму).
Вот я и думаю, что если я хочу еще сделать поворотники и тормоза, которые будут включаться в случайные моменты на случайное время, т.е. давать случайное увеличение разряда, то в таком случае вычислить U_min будет очень сложно, и я не могу придумать, КАК это сделать, кроме как ограничиться максимальным порогом.
Файл: [160 kb].pdf
04.06.09 12:48
#223487
Серега Шерстобитов
Якутия, Мирный
SEN [223433]: можно на TL431 собрать схему, которая величину напряжения на батарее оценивает и выдает индикацию, в заданном ли окне измеряемое напряжение. Схема включения в application notes вроде была.

TL431 - это же вроде регулируемый стабилитрон (упрощенно). Не совсем понял, как его можно использовать в данной задумке. Если только как источник опорного напряжения. В его документации (от FairChild) не нашел ничего похожего на то, что ты описываешь. Скажи, где видел такое?
04.06.09 13:21
#223503
Сеня Лукин
Иркутск
GIGABYTE [223487]: Предлагаю отказаться от идеи выжать из аккума всю энергию, которую он может отдать. Не парься с разрядными кривыми, в лесу 15 минут лишнего света тебе счастья не дадут, хотя сделать можно что угодно, вопрос в целесообразности.

http://www.datasheetcatalog.org/datasheet/motorola/TL431ID.pdf

смотри Figure 26 Voltage Monitor

Не все производители в документации указывают типовые схемы применения, так-что если чего не нашел смотри даташиты от других производителей и application notes
04.06.09 14:00
#223521
Серега Шерстобитов
Якутия, Мирный
SEN [223503]: Предлагаю отказаться от идеи выжать из аккума всю энергию, которую он может отдать. Не парься с разрядными кривыми, в лесу 15 минут лишнего света тебе счастья не дадут

И правда не стОит. Прикинул, что аккум все-таки 12 В, а питать диоды нужно 4мя вольтами. Так что если ставить DC-DC-преобразователь 12 В -> 4 В, то и ток потребления упадет тоже примерно в 3 раза (исходя из высокого КПД преобразователя). Кстати, какой КПД обеспечивают эти преобразователи? Смотрел на KIA78xx, там не указано вообще. Процентов 90 будет?
Короче, с такими малыми токами батареи 2,4 Ah хватит на несколько десятков часов! (Допустим, два Luxeona 2*0.7A и еще поделим на 3 = 0,47 А). Кратковременное моргание поворотниками и тормозами особо ток тоже не добавят, так что предел один фиг колеблется около 1,75 В.
Тогда отсюда все просто: 100% - максимальное напряжение на ячейке, 0% - 1,75 В. Теперь уже сделать индикацию заряда совсем просто.

Не все производители в документации указывают типовые схемы применения, так-что если чего не нашел смотри даташиты от других производителей и application notes
Цэ так. Эту TL431 делают все, кому не лень, вот и просил сказать источник, чтобы ворох не перерывать )))
16.06.09 11:14
#227876
Дмитрий Порнов
Москва
Далее в этом тексте речь идет только о заднем велофонаре.

Микроконтроллеры - это, конечно, тема. Только вот с точки зрения энергопотребления ставить микроконтроллер далеко не лучший вариант.
Живу рядом с триалом, прошлым летом заходил к ним раза 3 - нету задних фонарей. Дома валялся микроконтроллер atmel tiny2313, сходил в технику плюс, купил светодиоды, коробочку под батарейки на 6 пальчиковых (на 3 не было). Сделал платку по размеру коробочки под батарейки, крепеж взял от красной катафоты которая крепилась на подседельный штырь. Посередине платы микроконтроллер, слева и справа по 5 светодиодов вертикально. "Колхозно" получилось, но работает. Фотки вечером закину.

Схема простейшая - с ножек МК через гасящий резистор управляются светодиоды, один выключатель питания и одна кнопка для смены режима индикации. Питание - три пальчиковых батарейки. Делалось все в первый раз и наспех, поэтому энергопотребление не лезет ни в какие рамки. К тому же во время 60ти километровой поездки под дождем с Аршана устройство заливало каплями воды и она если не замыкала накоротко контакты, то во всяком случае проводила через себя немалую часть тока, разряжая аккумуляторы. Самому реализовать корпус с защитой от влаги крайне проблематично. Один из вариантов - покрыть все прозрачным лаком с обоих сторон, но в этом случае МК будет замурован там навсегда и надо предусмотреть какой-нибудь разъем для программирования (на всякий случай, если захочется поменять прошивку).

Теперь о том, как надо делать правильно. В идеале чем меньше компонентов - тем лучше, т.к. меньше энергопотребление. Теоретически, управлять светодиодами можно напрямую с ножек МК без резисторов, ведь мы используем импульсный режим работы (включили/выключили). Да и моргать будет ярче. Кварц можно не ставить - в МК (по крайней мере в Atmel, PIC я ни разу не использовал), есть несколько внутренних тактовых генераторов. Я с дуру использовал обычный тактовый генератор на 8 МГц, поставив делитель 1/8 - то есть представьте себе, задний велофонарь у меня работает на 1 МГц.. в начале 90х годов не каждый компьютер работал на такой частоте =)) Если внимательно изучить даташит на МК, то у атмелов есть внутренний генератор watchdog таймера на 128 КГц - надо использовать его. Чем меньше частота - тем меньше энергопотребление. Еще и попробовать делитель поставить 256 - получим около 500 Гц, чего за глаза хватит. Далее, у меня индикация и задержка переключения реализовано циклами. На практике это означает что 100% времени МК что-то делает, то есть потребляет ток. Научившись работать с таймерами, мы можем сделать умнее - подбираем подходящую частоту таймера, на его прерывание вешаем переключение на прерывание, а все остальное время МК должен находиться в режиме пониженного энергопотребления (Idle). Все ненужные функции при старте МК нужно отключить записью соответствующих значений в регистры.

МК хорош тем, что предоставляет практически неограниченные возможности. Можно придумать некоторые полезные фичи. Например, у МК есть режим power-down, в котором он потребляет (при отключенной функции Watchdog) меньше 0,5 микроампера, но в этом режиме отслеживаются внешние прерывания. Вешаем на ножку внешнего прерывания геркон с магнитом на спице (как на велокомпе) и можно реализовать автоматический режим - едем, фонарь моргает. Остановились - через 10-15 секунд перестает. Довольно удобно.

Также почти во всех МК Atmel есть аналоговый компаратор (сравнитель), на нем также можно реализовать интересные функции. Например, возможность использования разных схем моргания в зависимости от напряжения питания. Аккумуляторы свежие - можно использовать все режимы. Напряжение маленькое - аккумуляторы разрядились - можно использовать только схему где моргают только два или один светодиод, чтобы вообще не остаться без заднего света. Ну и при совсем разряде перевести МК в режим power down.

Есть также некоторые ньюансы связанные с одновременным включением большого числа светодиодов - ток через МК ограничен некоторым значением (не помню, написано в даташите). У меня при одной схеме переключения при включении 8 светодиодов одновременно МК уходил в перезагрузку.
Минимальное напряжение МК по даташитам - 2,7В (Atmel tiny 2313 и серия Mega). Три аккумулятора ААА выдадут в сумме 3,6 В. То есть для увеличения времени работы желательно поставить в параллель два "пакета" по 3 аккумулятора (что кстати уже немало весит).

Мне кажется, что фонарь на дискретных элементах будет потреблять меньше, нежели на МК, но у МК больше плюсов - богатый функционал при минимальных габаритах. Если надоели всех схемы моргания светодиодов - можно перепрошить МК новыми. Ну и, конечно, индивидуальность - такой велофонарь будет только у вас =)))
16.06.09 12:17
#227905
Максим Пензин
Иркутск
Pornov [227876]: Вешаем на ножку внешнего прерывания геркон с магнитом на спице (как на велокомпе) и можно реализовать автоматический режим - едем, фонарь моргает. - у меня в фонаре (CatEye) сделан следующий вариант:
Внутри есть датчик освещенности и контакт на витой пружинке. Если его тряхнуть в темноте, то он после этого моргает примерно сотню раз. При реальной езде раз в минуту так или иначе сотрясение происходит даже на очень гладкой дороге.

Кнопки включения нет совсем, корпус герметичен, двух AA элементов хватает на сезон.

Неудобство только одно - когда оставляешь в темном коридоре, кто-нибудь подойдет и скажет: "Фонарь не выключил!" :)
16.06.09 12:32
#227910
Дмитрий Порнов
Москва
Максим, я инженер и у меня тяга к электронике. Поэтому иной раз пусть это будет не так красиво, как заводское, но "свое, родное" =)) У меня, конечно, выглядит как полный колхоз, в отпуск пойду - переделаю красивее :)

Технически самому проще реализовать через магнит с герконом, с пружинкой идея интересная, но как ее самому реализовать я не представляю :) Нормальные корпуса для самодельной аппаратуры в иркутске дикая редкость. С нетерпением жду, что может быть у нас откроется филиал чип и дипа...
16.06.09 12:47
#227920
Максим Пензин
Иркутск
Pornov [227910]: Технически самому проще реализовать через магнит с герконом, с пружинкой идея интересная, но как ее самому реализовать я не представляю - сложно придумать что-либо проще пружинки.

Берется тонкая упругая проволочка, из неё скручивается спиралька сантиметр длиной, закрепляется вертикально за один конец. Второй конец, выпрямленный в виде иглы, просовывается в узкое колечко не касаясь краёв. Вот, в общем, и вся конструкция. Для пущей важности можно капнуть капельку припоя-утяжелителя на кончик "иглы", но надо не переборщить с чувствительностью.

Если настроить и фотодатчик, то кнопки включения действительно не требуется. Проверено не одним годом эксплуатации.
16.06.09 12:53
#227923
Сеня Лукин
Иркутск
Pornov [227910]: Дмитрий, не все форумчане знакомы с программированием МК, к сожалению. Опять же вопрос заметности на дороге габарита со стороны водителей авто и мото очень актуален, IMHO пусть будет меньше режимов моргания, но выше яркость. Видно ли ваш габарит за 50-100 метров? Это может быть жизненно важно на дороге.
Все разделы | Топ-100 | Переход в раздел:
Сообщения могут добавлять только зарегистрированные пользователи.