ВИРУСНАЯ НАГРУЗКА, [14.04.21 20:40]
https://t.me/viralload
ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ ИЗБЫТОЧНОЙ СМЕРТНОСТИ
📰На днях New York Times опубликовала статью об избыточной смертности в России, якобы «тщательно скрываемой властями». Ранее был также опубликован препринт статьи Дмитрия Кобака, сотрудника Тюбингенского университета, поддерживающей вывод о том, что Россия находится на одном из первых мест по скрытой смертности от COVID-19. Разбираемся, почему с этим все не так однозначно.
📈📉Прогнозируемый уровень смертности во второй статье рассчитывается на основе тренда прошлых лет. Например, если в России в течение предыдущих четырех лет фиксировалось снижение смертности в среднем на две тысячи в месяц, то предполагается, что без пандемии она продолжила бы снижаться с такой же скоростью. То есть, в 2020 г. она должна быть почти на 30 тысяч меньше, чем в 2019 г. Соответственно, разницу между прогнозируемым и фактическим уровнем смертности авторы исследования относят на счет коронавируса. Поскольку в западных странах наблюдается обратный тренд, т.е. рост смертности, то их прогноз приводится, исходя из завышенных цифр. И вуаля, разница между прогнозом и реальными данными уже не так велика.
🇺🇲В том, что цифры завышены, легко убедиться. Авторы делают прогноз по США, предполагая, что в 2020 г. “базовая” (без учета COVID-19) еженедельная смертность будет выше, чем в 2019 г. на 834 случая. Национальный центр статистики здравоохранения США публикует данные, согласно которым еженедельный прирост смертности в 2017 г. по отношению к предыдущему году составлял 1331, в 2018 - 494, в 2019 - 300. То есть, тренд нисходящий, и скорее можно предположить, что без пандемии в 2020 г. число смертей росло медленнее, чем на 300 случаев в неделю. Но откуда 834? А это между прочим почти 45 тысяч «новых умерших» по отношению к 2019, которые пополнили не избыточную, а вполне ожидаемую смертность – базовую линию прогноза. К сожалению, авторы не раскрывают, какими данными руководствовались в отношении других западных стран. Вполне возможно, нас ждали бы другие удивительные открытия.
❗️Но метод ясен: с помощью неясной природы ожиданий России добавляют «избыток», в то время как в других цивилизованных странах умерших дополнительно к 2019 легализуют как «ожидаемую норму». Изящное решение, только оно не про статистику и не про ковид, а про политику.
🥇❓Что касается статьи в New York Times, то ее авторы поставили Россию в списке стран по избыточной смертности на “почетное” первое место, забыв о том, что в этом отношении она уступает целому ряду стран, в частности, Перу, Мексике и Южной Африке. Судя по формулировке “прирост смертности выше, чем в США и большинстве стран Европы”- т.е. даже по подсчетам журналистов NYT, существуют также европейские страны с избыточной смертностью выше, чем в России, однако о них благополучно забыли упомянуть.
Тут есть еще один интересный аспект: где мы на самом деле по повышенной смертности? Россия в последний раз сталкивалась с таким числом умерших в 2010 году, т.е. при жизни нашего поколения. А, например, во Франции число умерших, аналогичное 2020 г., в последний раз регистрировалось в начале 1930-х, при совсем ином качестве жизни. В Германии такое наблюдалось в 1975 году, который не был отмечен какими-либо массовыми катастрофами, способными повлиять на смертность в стране. Испанию, Италию, Великобританию, Швецию пандемия COVID-19 отбросила на сто лет назад, к 1918 г., когда на континенте бушевала “испанка”.
И кто после этого «не ценит людей»? У кого не получилось справиться с пандемией наилучшим образом? Традиции советского мобилизационного здравоохранения позволили дать верный ответ на пандемию. В итог - откат только на 10 лет, а не на 100 - во времена испанки там, где с пандемией боролись в основном немедицинскими методами окдаунов.