В прошлое воскресенье, 29 октября, мы с товарищем, вдохновлённые мнением уважаемого Дмитрия Юшина и хорошей погодой (было солнечно и тепло, около +8 градусов), попытались проехать по вновь предлагаемой трассе. К сожалению, всю трассу проехать не получилось. Накануне, в среду и четверг, выпал снег, и самый большой подъём (а он на солнечной стороне) был бесснежным и умеренно влажным (всё растаяло и почти высохло), но на противоположном склоне горы, на спуске (на теневой стороне) лежал сплошной нетронутый белый снег 7-10 см. глубиной. Учитывая то, что дорога на спуск представляла собой две узкие, будто прорезанные глубокие колеи с горбом посередине, ехать было весьма неудобно; поэтому мы на спуске с первой вершины (с 11,5 километра трассы) ушли на боковую дорогу, уходящую вправо-вниз по распадку (кстати, эта дорога – две широкие колеи и невысокий горб между ними, даже снегом засыпанная, вполне хорошо проезжаема). Миновав известковые карьеры и перебравшись через земляной вал, в который данная дорога упирается, мы попали на ровную укатанную гравийную дорогу, ведущую к Олхе (что интересно, в указанном месте гравийка перекрыта для проезда машин двумя большими валунами).
Данный пост был подготовлен неделю назад, сразу же после поездки. Но пролистал назад страницы обсуждения и увидел, что рассматриваемый маршрут новой трассы (в части самого большого подъёма и спуска) уже выносился на рассмотрение и вызвал очень неоднозначные отзывы людей с достаточно высоким уровнем велоподготовки, в том числе весьма критические. Чтобы не влезть «со свиным рылом в калашный ряд», счёл нужным своё субъективное мнение попридержать. Сегодня, «катаясь по осеннему лесу» вдоль Олхи, встретил представителей наших уважаемых Организаторов, обкатывающих новый вариант трассы на предмет пригодности для проведения соревнований. Поэтому рискну поделиться первыми впечатлениями о предлагаемой трассе с точки зрения любителя (далеко очень не высокого спортивного уровня).
Предлагаемый вариант представляется интересным и жизнеспособным, но замечания, высказанные ранее участниками обсуждения, всё-таки имеют под собой основания.
Рельеф трассы в Огоньках (три больших подъёма) всё же гармоничнее, чем рельеф Олхинской трассы (большой подъём после старта и оочень большой подъём посередине трассы). Да, подъём сухой, солнечный, под ногами травка, вокруг очень красивые виды …, но уж очень круто и очень высоко. Примерно с двух третей подъёма, при взгляде назад на горизонте открываются покрытые снегом горные вершины (Хамар-Дабан, если не ошибаюсь). С другой стороны, данный подъём можно считать особенностью трассы, но не недостатком. Судя по отзывам, у спортсменов подобные элементы рельефа не вызывают особого шока (хотя при этом восторгов тоже нет), а неспортсменам вполне возможно один раз пешком его преодолеть, любуясь по пути окружающей природой.
Очень существенно замечание Д. Юшина о том, что в мокрую погоду и тем более в дождь глинистые и черноземные участки могут стать проблемными. Упоминаемый 11-12 км трассы – это локальный спуск с первой вершины большого подъёма, если он действительно чисто глиняный (к сожалению, под снегом не было видно), то съезжать там по мокроте может быть весьма непросто. Для сравнения - ругаемые всеми огромные лужи на Огоньковской трассе в большинстве своём имеют твердое дно; на огоньковской глинисто-песчаной грязи велосипед всё же сохраняет устойчивость и управляемость.
С другой стороны, как показали два крайних ВелоБАМа, уровень подготовки наших ведущих спортсменов таков, что они с необходимой скоростью проедут где угодно при любых метеоусловиях, а для любителей раскисшие горизонтальные участки вполне проезжаемы на небольшой скорости и без резких движений рулём.
Ещё один нюанс - подъём сразу после старта (по горнолыжке) имеет травяное покрытие или глинистый грунт? (под снегом не было видно). В мокрую погоду это имеет значение.
Участок трассы со стороны Марково вроде как особых проблем вызвать не должен.
Если уж Организаторами неоднократно и остро ставился вопрос о поднятии массовости ВелоБАМа, то заслуживает внимания тема мини-марафона. Предлагаемый формат ВелоБАМа исключает мини марафон вроде как за ненадобностью, но три соревновательные градации предполагают более дифференцированный подход к участникам мероприятия соответственно их физической и технической подготовке. Может быть, для «любителей прокатиться по осеннему лесу» всё-таки сделать короткий круг, как предлагал уважаемый Женя Голодков? Можно совсем облегчить жизнь любителям, сделав для них спуск с первой вершины большого подъёма сразу в долину реки Олха через известковые карьеры.
Финишный коридор открыт до 19-00, и, если правильно рассчитать свои силы, за 7 часов один полный круг по Олхинской трассе вполне можно преодолеть даже с очень небольшим уровнем велосипедной подготовки без ущерба для здоровья и без ущерба для вела (шутка, конечно).
Олхинская трасса гораздо ближе к городу, по ней очень приятно просто кататься (особенно участок вдоль Олхи).
Не имеет под собой веских оснований реплика о превращении «гонки для всех» в «междусобойчик для лосей». При правильной организации мероприятия и правильном подходе к гонке её участников на данной трассе могут быть вполне удовлетворены и те, и другие.
Да, у трассы в Огоньках свои неповторимые ощущения, своя энергетика, свой колорит. По субъективным ощущениям, энергетика Огоньковской трассы гораздо выше Олхинской. Но всё даже очень хорошее рано или поздно приедается, если повторять много раз. Почему бы не попробовать что-нибудь другое, если есть повод и это «другое» на первый взгляд не так уж плохо выглядит. На трассу в Огоньки, при переменах там к лучшему, всегда можно вернуться.