ВЕЛОМАРАФОН «БОЛЬШОЙ САЯН»
Есть давняя задумка, организовать гонку по одному из красивейших маршрутов Сибири.
Маршрут: п. Култук – п. Монды – п. Орлик–термальные источники Хойто-Гол (рассматривается вариант до источников Чойган).
Планируется провести на выходные, включающие праздник с 12 по 15-17 июня.
В три этапа:
1этап:
Покрытие – асфальт.
Расстояние – 210км, п. Култук–п. Монды.
Старт в 08-00.
Финиш – базовый лагерь в Мондах (рассматривается вариант базового лагеря – мост белого Иркута). Если, и, по всей видимости, финиш в Мондах, то первый этап финиширует перед шлагбаумом пограничников.
2этап:
Покрытие – укатанная гравийка.
Расстояние - 160км, п. Монды–п. Орлик.
Старт - 08.00.
Финиш - базовый лагерь или перед Орликом или после него, но недалеко от поселка.
3этап:
Покрытие - первый участок – начиная от п. Орлик, 30 км хорошей грунтовки, второй участок – 20 км отлично накатанной лесостепной дороги в долине реки Сенца, третий участок – лесная дорога.
Расстояние - участок 90-120 км (в зависимости от того, где будет финиш).
На третьем участке (проезжабелен однозначно), местами гонщики смогут поддерживать высокую скорость. А местами будут встречаться природные препятствия – это реки, броды, болота, грязевая падь, подъем в гору 45 градусов с курумником, вилянье между пней, колеи и деревьев. Периодически ехать придется в колее с курумником, будет несколько участков, когда придётся ехать по реке, бегущей по дороге (глубина 5-10 см). Этот участок дороги проходим для коней, пеших людей, велосипедов (проверил сам лично) и вездеходов.
Ну и самое приятное, это небольшой участок трассы - горный перевал, который уже непроходимый и для вездеходов, но имеет широкую натоптанную тропу (тропа схожа с Шумакской в ее начале). В варианте с источниками Хойто-Гол перевал отсутствует, а присутствует 7км подъема, который весь в ручьях и грязи.
Финиш в обоих случаях на термальных источниках.
Ист. Хойто-Гол - размещение в домиках с удобствами и при большом количестве участников, как минимум размещение под крышей. Присутствуют горячие минеральные источники, имеется большой бассейн. От Хойто-Гола за день можно сходить (сбегать) в долину Вулканов и посетить один из Вулканов (ходил сам менее чем за световой день).
Ист. Чойган – нет строений вообще, кроме бань на термальных источниках. Размещение только в палатках. Но горячих ванн намного больше, чем на Хойто-Голе и температура воды выше, около 42 градусов (против 38 градусов). Рядом, так же в дневном походе, пик Топографов (красивейшее место, которое на меня произвело глубокое впечатление).
Если конечной точкой будет Чойган, то есть проблема, в частности, туда транспорт вообще не идет. Соответственно, в перевал вещи нужно тащить на себе.
Второй вариант– это если финиш перед перевалом (где заканчивается дорога), то там же сделать и базовый лагерь, т.к. перед перевалом три больших зимовья с благоустроенной поляной. На Чойган можно сходить на следующий день, вроде как на экскурсию, идти туда часа 1,5-2 от силы, кто на велосипедах, тем, конечно, будет быстрей. Кто поспортивней, тот вполне может дойти до Чойгана, искупаться - отдохнуть, потом проследовать до пика Топографов и вернуться обратно в базовый лагерь.
Всю информацию по этим источникам можно найти в интернете.
Первый этап пройдет по Тункинской долине и далее вдоль реки Иркут. С обеих сторон горы, реки, мосты, есть чем полюбоваться, где отдохнуть и набрать чистой воды - красивейшие места. Ближе к п. Монды горы начнут поджимать дорогу, местами запирая в ущелье. Везде асфальтовое покрытие. После Кырена плотность транспорта очень низка и появление фуры - огромная редкость.
Второй этап состоит из:
- 24км - от начального пункта до моста белого Иркута, где, в основном ровные участки;
- около 20км подъема до водораздела рек Иркут и Ока;
- последующего спуска вдоль реки Ока.
Так как покрытие - хорошо укатанная гравийка, то позволяет держать неплохую скорость, а слабый поток машин не сильно пылит. Много мест силы. На Окинском озере (Окинское плато) виден Мунку-Сардык. Ландшафт очень красивый.
Третий этап пройдет в долине реки Сенца, где места не только красивые, но и загадочные: дорога иногда позволяет держать очень большую скорость, близкую к шоссейной, так как это участки укатанной лесной дороги, а иногда будут срезки, которые могут дать форы минут пять, а могут дать и проигрыш в двадцать минут. Одна из самых сильных срезок проходит над обрывом метров 50 и шириной около метра. Про этот участок много споров в интернете, почитайте.
Гонка рассчитана на шесть дней - три дня гонки, день на источниках, два дня назад. Можно дожать до четырех (после финиша на следующий день все домой).
Подсчет результата - по сумме этапов.
Гонка позиционируется как парная, но одиночки допускаются, для одиночек к основному результату прибавляется три часа. На последнем этапе одиночка обязан идти в паре (тройке), формируются по первенству (лидерству), отрыв одиночек (распад группы) на последних десяти финишных километрах (если силы останутся).
Через одну из рек будет брошена страховая веревка при переходе вброд.
Карта будет выдана (подробная).
Финансово хотелось бы сделать гонку бюджетной (из расчета с человека):
- питание 1 тыс. руб. на стоянках (во время гонки днем питание в кафе за свой счет);
- 1 тыс. руб. - перевозка машиной вещей и орг. команды от лагеря до лагеря;
- 1 тыс. руб. - выезд с источников до Орлика вездеходами;
- 1 тыс. руб. с Орлика до Иркутска автобусом;
- 1-2 тыс. руб. - возможно неучтенные затраты.
Итого 4-6 тыс. руб.
Каждый сам планирует, как будет стоять в базовом лагере. Машина везет ваше снаряжение, палатку, спальное, одежду, другие мелочи. По прохождении этапа гонки в лагере сами ставите палатку, устраиваетесь, утром сворачиваетесь, сдаете все сами в машину. С организаторов кормежка, чай, костер. Вес на человека, возможно, будет ограничен грузоподъемностью транспорта.
Основная идея - проехать в красивейших местах нашего края и в удовольствие посостязаться. Организованной группой безопасно и интересно, и помощь тебе и поддержка.
Призы и регалии: пока только – бой с собой и с соперниками, оценка чего ты лично стоишь, это не вокруг песочницы кататься или по песочнице, или когда за тобой смотрят. А ты останься один на лесной дороге в горах, и придётся приложить все усилия и мужество для победы. Попробуй, рискни, проедь над пропастью, форсируй реку с ходу, и, когда противник дышит в затылок, опереди его, пройдя по вешкам болотину не по дороге, а вброд. При движении по дороге риски не более, чем на любой лесной дороге.
Гонка будет предусматривать лайт-версию, и участие в гонке на последнем этапе.
Сейчас это пилотный проект, нет команды организаторов, одному мне это не потянуть. Закидываю в инет для обсуждения и предложений, поиска команды для реализации проекта и спонсоров.
В любом случае, если не получится с организацией проекта, приглашаю всех желающих просто погонять по данному маршруту в указанные выше дни, также в три этапа.
Предвидя вопросы, отвечаю:
1. В этом направлении два Хойто-Гола, один недалеко от Ниловой Пустыни – это не наш случай.
2. Участник должен проделать весь путь на одном велосипеде (на котором стартовал), без замены покрышек (замена допустима при повреждении покрышки).
3. Участник может выбрать любой велосипед, рассчитанный передвигаться только за счет усилий велосипедиста.
4. Участник должен быть в шлеме. Велосипед должен иметь задний световой мигающий сигнал. Обязателен сотовый телефон.
5. Участник не должен быть моложе 18лет.
6. Категорий не будет, все равны.
7. Одиночка имеет минус три часа – основано на том, что пара тратит больше времени при принятии пищи в кафе (дольше обслуживают), в туалет ходят чаще в два раза, проблемы с техникой и личного плана тоже можно умножить на два, итого - час в сутки. Ну и основным аргументом является личный опыт, на такие дистанции легче ехать одному, но должна превалировать безопасность, поэтому одиночки не приветствуются и наказываются временем.
8. Будет установлено ограничение по разрыву в расстоянии между участниками одной пары, финиш по последнему в паре.
9. Выбор велосипеда останется за вами, но имейте ввиду, что шоссейный велосипед хорош на асфальте, покажет средний результат на гравии, а вот на последнем этапе частенько придётся идти пешком. Фат его антипод, отдаст асфальт, покажет средний результат на гравийке и является королем на лесной дороге. КК велосипед должен показать самый лучший результат, т.к. заберет гравийку, а на последнем участке может поджать фат. Не все шоссейники выдержат расстояние в 215 км, и хороший кантрийшик может претендовать на высокий результат.
Для оценки интереса к такому формату гонки попрошу отписываться - «принял/не принял бы участие в гонке/лайт версии/последнем этапе гонки/сопровождении».
Для участия в организационных мероприятиях прошу писать в личку.