Тема создана с целью поиска технической помощи в доведении идеи создания «на колене» бесконтактного генератора для велосипеда.
Я прекрасно понимаю, что динамо-втулку купить проще и дешевле чем «изобретать» свою конструкцию (на эксперименты с использованием бесконтактной генерации электроэнергии на велосипеде я уже извел денег, которых бы хватило на динамо-втулку). Однако, хочется уже допилить «народный генератор», который любой бы мог собрать за какие-нибудь 200-400р (это уже как мне в креативе повезет).
Сразу скажу, что сама идея предлагаемого генератора не моя, и имеет промышленные реализации на западе и кустарные в России. Правда содержание этих генераторов мне не известно, но я догадываюсь на каком принципе они построены.
Я собрал свою версию и она работает (внезапно). Но у моего прототипа есть существенные недостатки. В преодолении этих проблем я и хотел бы получить помощь.
Тут вы можете выдохнуть, я не деньги прошу ;) Мне нужны советы знающих людей подходящие детали.
Описание принципа работы
Принцип работы основан на использовании вихревых токов Фуко индуцируемых в алюминиевых ободах колес при их вращении вдоль поля постоянного магнита. В ободе колеса, вращающегося вблизи неодимового магнита, закрепленного на валу небольшого генератора постоянного тока, образуются токи Фуко. Эти токи в свою очередь создают магнитное поле направленное встречно к полю постоянного магнита, заставляя тот вращаться на оси генератора. Ротор генератора вращается — на его зажимах появляется напряжение. Ничего сложного в этом нет (для людей с инженерным образованием).
Описание прототипа
Конструкция простая как 5 копеек. Неодимовый магнит цилиндрической формы, закрепленный на оси двигателя постоянного тока от шпинделя CD привода (5.9V ~11000об/мин, Iн=500мА). Двумя металлическими хомутами конструкция крепиться к перу задней вилки так, чтобы магнит находился вблизи (~4мм) от алюминиевого обода колеса. При этом важно чтобы магнитное поле эффективно зацепляло обод колеса только с одной стороны от магнита. Иначе вращения магнита происходить не будет (до меня эта особенность дошла не сразу).
http://www.youtube.com/watch?v=qZVSi-rtYLU
http://www.youtube.com/watch?v=zs0EYagyBEs
Результаты испытания прототипа
Еще на предварительных тестах до выезда «в поле» стало очевидно, что текущий двигатель принятый в качестве генератора имеет слишком высокие номинальные обороты и обеспечивает требуемый для зажигания светодиодов уровень напряжения только на очень высоких скоростях вращения колеса. В теории эта проблема должна быть решаема заменой двигателя на более подходящий. Хотя тормозной момент несколько вырастет, что может оказаться препятствием для первоначальной раскрутки вала с магнитом.
На натурных испытаниях была определена скорость зажигания светодиодов. Использовались два ярких зеленых светодиода, включенных параллельно. Скорость зажигания ~ 30 км/ч, выход на требуемую яркость ~ 35км/ч. Это очень много, и в таком варианте использование по назначению невозможно.
На глаз, можно сказать, что скорость вращения вала генератора на 35 км/ч достигает ~3500 об/мин, а развиваемое при этом напряжение ~ 3 В.
Крепление генератора и магнита на испытаниях нареканий не вызывало. Магнит с площадки не срывался (он держит сам себя на металлическом круге площадки без всякого клея). Различимого шума при езде не издает.
Дополнительные опробованные улучшения
Для работы светодиодов при снижении скорости ниже пороговой или полной остановке предусмотренная простенькая схема с диодом и ионистором на 1Ф (можно и меньше). В проведенном эксперименте ионистор после зарядки (по достижении примерно 3В, на что ушла минута или две) питал пару светодиодов в течении 30 минут (дальше мне надоело ждать). Правда при снижении напряжения яркость постепенно падала, но это отчасти проблема низкого начального напряжения.
Таким образом простая схема позволяет избежать необходимости использовать буферный аккумулятор. Хотя можно (в теории) использовать и для зарядки аккумуляторов при условии устранения проблем с низким уровнем напряжения на малых скоростях.
Какие проблемы нужно решить прежде, чем эта конструкция вообще станет актуальной, а также возможные пути их решения
Прежде всего нужно добиться уровня напряжения в 4В минимум на скоростях в 10-15км/ч. Тут варианта два.
1. Менять генератор на другой с примерными параметрами Uн=9-12В, nн=3000-4000об/мин. Где такой взять я не представляю и надеюсь вы мне подскажете.
2. Использовать дополнительно схему импульсного повышения напряжения. Это направление я еще не изучал. В схемотехнике я понимаю мало. Есть примеры в интернете как эта схема позволяет зажигать светодиод от одного элемента питания 1.5В. Насколько она в данном случае применима мне оценить сложно.
Вторая проблема - как удерживать напряжение ниже некоторой максимальной планки (~5В) при больших скоростях. Тут, вероятно, необходимо применять стабилизатор или может быть реле напряжения. Вопрос открытый.
Третья проблема заключается в защите самой конструкции от пыли, грязи, влаги, срыва магнита с вала генератора при экстремальных ударах. Магнит достаточно близко находится к ободу колеса и спрятать его в корпус мне представляется достаточно сложной задачей. Хотя у аналогов это получается. Правда аналоги могут иметь принципиально иную конструкцию, совершенно исключающую генератор. Там вращающийся магнит может быть заключен в обмотку и сам являться по сути генератором. Но собрать такую конструкцию «на колене» очень сложно.
На этом все. Надеюсь, что тема не превратиться в холивар “аккумуляторы vs. динамо-втулки vs. колхозный генератор»