В 1989 году на сборах в Аларче, больших, с участием покрытых с ног до головы славой ветеранов, мощной группировкой спортсменов со своими высокими спортивными планами и огромным количеством разрядников для обеспечения сносного существования в нелегких условиях высокогорья ветеранов и спортсменов я впервые увидел большие горы. А не вру первый раз – летом КекСу. Но там все было жиже.
А зимой же 89 иркутский альпинизм предстал во всей своей красе. После забросок на Рацека и Коронские ночевки началась спортивная часть мероприятия. Я тогда захаживал клеточку на второй разряд и полагалось мне восхождение на культовую для иркутян гору Бокс убей бог не помню категорию маршрута, что-то комбинированное внизу скала и пара веревок невиданного до тех пор ала-арчинского каленого льда.
И вот спортивная группа из четырех человек в которой я самый младший по возрасту и спортивным заслугам ранним февральским утром (или поздней ночью?) вышла из хижины Рацека на восхождение.
Описывать снаряжение участников – бессовестным образом выбивать слезу у нынешнего альпиниста. У молодого – слезу жалости, у старого – ностальгические слезы умиления о безвозвратно ушедшем.
Хотя причиной откровенного мудачества всех участников снаряжение не являлось ни в коей мере, да и речь не о том.
Закономерным результатом множества судьбоносных тактических решений стало наше появление на вершине (натуральный купол огромного диаметра) далеко за полночь. Налицо были все факторы играющие за немедленную и вполне комфортабельную ночевку. Легкое обморожение одного участника, усталость двадцати часового рабочего дня, поломка кошек работавшего первым на льду (да и кошки то были…) ночь, мороз с ладным ветерком и проблемы с выбором направления спуска, «толи третий кулуар толи нет» и основная примета «правильного» кулуара – две веревки дюльфера, а дальше спортивным. Гора все равно предполагалась с ночевкой, так что палатка примус «Огонек» и какие никакие харчи были.
В общем даже не холодная. И только безумец будет настаивать на продолжении банкета. Сейчас мы выйдем на связь (дело, кто помнит, святое) информируем базу о принятом решении. И сольемся в пароксизме довольства в тесной, до удушья жаркой от примуса самопальной двойной палатке, под огромным, воспетым бардами и не только, ясным звездным небом, как известно бывающим только в горах.
Связь внесла в планы свои коррективы. Чуть живой динамик «Карата» трещащим голосом Жилы в нецензурной но не терпящей разночтений форме настоятельно рекомендовал заняться организацией спуска, а не то… В общем пострадает не только самолюбие.
Не буду утруждать читателя техническими подробностями спуска. Хотя все что можно было перепутать было перепутано, мы довольно лихо сдюлфиряли с пяток веревок а дальше спортивным, ногами, на пятой, снова ногами и вот палатка разбита на уютной, ровной под зализанным ветром фирном, надежной спине Аксайского ледника.
Все милые радости ночевки абсолютно бесчеловечно и довольно непредсказуемо оборвал примус. Надежный и простой как апперкот «Огонек» оправдал свое неофициальное название и шандарахнул как взаправдашний взрывпакет окропив внутренности палатки горящим бензином. Не сложно предугадать действия внутренностей, посему описание оных опущу.
Картина маслом. Имеем четырех мудаков в трениках, носках и майках вокруг черного пятна обгоревшей палатки на враждебной всему живому стерильной снежной поверхности специально приспособленной Сверхразумом для закалки характера и отработки стериотипа действий в ситуациях далеких от стандартных. Поскольку ночь еще не кончилась а все фонарики уже погибли описывать наше снаряжение на момент пересечения в темное время суток ледника я не буду. НЕ буду и все, и хватит об этом. Точка.
Пожалуй то что я провалился в трещину один можно назвать удачей. И не беда что единственная веревка весела у меня на шее и ледоруб чудом не наделав во мне дырок улетел в никуда. Пробив первую снежную пробку я остановился во второй. Был извлечен наверх натуральнейшим образом на шнурках из ботинок соратников еще до пдхода спасотряда. И все остались живы.
А теперь включим голову и посчитаем что бы было шандарахни примус при ночевке на вершине… С тех пор я всегда заканчивал восхождение там где планировал. Нисмотря ни на что. Пусть потихонечку, до предела осторожничая, но вниз, там шансов выжить значительно больше. И до жути плохо, что нет у нынешних восходителей спасотряда внизу и старого опытного руководителя на связи он лайн, которому доверяешь как себе.
И уже неясно будет ли все это когда-нибудь снова.
Юрий Михайличенко
Иркутск
Гора все равно предполагалась с ночевкой...
&
С тех пор я всегда заканчивал восхождение там где планировал
Осталось дождаться информации о том, где-же планировалась ночевка в тот раз.
Александр Токарев
Иркутск
const [87744]:
Брюзжать самая лёгкая позиция...
Скажу сразу - если это желание опять себя "порисовать" - увольте, сэр, мне это даром не надо потакать чьим-то психозам.
Считаете себя великим и непогрешимым альпинистом - будьте им !
Никакой "свергениальности" Ильдара в той истории нет и не было.
Вероятно, сейчас он дорос до нормальной кондиции альпиниста и руководителя (лично не знаком), но на тот момент, увы. Ляп на ляпе, а не восхождение. Темп черепаший, ориентирования никакого... Великое решение - стоп машина...
Ильдар, извини за эту резкость, но я называю вещи своими именами.
const [87744]: Большая часть дискуссии ушла на то, что бы дезавуировать опасный своей категоричностью совет, вброшенный самим же разборщиками.
Очередная бла-бла-бла...
Если не дошло, повторю - для подготовленной группы быстрый спуск это самое правильное решение. Нормальная группа по своей воле не должна попасть в такой переплёт.
Не согласны, живите со своим мнением.
Холодная всегда повышенный риск и непредсказуемые последствия, а движение всегда шанс (но не для чайников).
Это не только в альпинизме.
Кстати, Суханов своей историей на Хамаре только подтвердил это правило. Ну и стал бы он зарываться на ночёвку в своих резиновых сапогах...
Сейчас, вероятно, полетят упрёки - он ведь не пошёл дальше вниз. Не путайте божий дар с яичницей, в отличие от соановской истории, Костя вовремя осознал проблему, взвесил шансы, неплохо знаком с местностью и принял оптимальное решение выбираться обратно.
На СОАН-е люди даже не знали протяжённости западной стены. Такой публике любой совет, что в пустоту. Совет - считайте дюльфера, расчитан на тех кто заранее удосужился поинтересоваться - сколько же протяжённость обратной стороны горы и её средняя категорийность (3Б).
Никаких отмазок в дискусии. Я от своего мнения и совета не собирался отказываться.
Но это для вменяемых альпинистов, которые и сами об этом знают.
А тут, по ходу пьесы, стало окончательно ясно, что этой группе вообще не желательно было подходить к горе (она не была к ней готова), поэтому и повторял как абракадабру - куда вы прёте !
const [87744]: А то ведь они бедные до всего своим умом доходят, а тут им такие глубокие и сакральные вещи подсказывают.
Давайте лучше мы их мнения (не вашего) на этот счёт спросим.
Остались ли они с прежними убеждениями и взглядами ?
const [87744]: В очередной раз убеждаюсь, что спорить с Вами глупо.
Уж больно Вы заносчивы, и не всегда корректны.
С неуважением
Я
const [87744]: gewurz> можно было применить возбуждающие оплеухи.
А вот этот доброжелательный, продуктивный и грамотный совет, я думаю, Ильдар, действительно, даже не рассматривал. Уж слишком, скажем, у них с Бахаревым разные весовые категории.
Костя, ну чего ж так подтасовывать, я ж черным по белому Участникам теряющим чувство, как у Кости, можно было применить возбуждающие оплеухи. Если человек потерял чувство, то будь он шкафом двухэтажным,или очкариком сутулым, разница небольшая. Ценральная нервная система хорошо буддится щелчками по носу, а ты сразу воображать потасовку на перилах. Люди в изнеможении, а ты весовыми категориями козыряешь. Только вот Ильдар не сможет им воспользовться не по весовым соображениям, а по характеру, так и я совет даю не ему лично, а так... делюсь переживаниями.
djak [87760]:О, сколько бередящих былое букв, напористо, свежо, пиши больше. Может правда, выложим каждый здесь по своей самой-самой холодной, получится галерея, потом ее Кимка приколотит внизу Ильдариного рассказа, и будет нечто новое, а то жаль такие воспоминания потонут в наполеоновских войнах.
gewurz [87790]: поправочка - не внизу, а рядом.
Юрий Михайличенко
Иркутск
tokal [87780]: ...быстрый спуск это самое правильное решение - очень напоминает "из военного юмора": нечего думать - трясти надо. Универсальные советы весьма опасная вещь. А несчастных случаев на "быстром спуске" действительно много и у очень подготовленных групп. В данной-же ситуации, когда люди не знали протяженности стены, возможно самым разумным и было дождаться утра и оглядеться.
gewurz [87786]: возбуждающие оплеухи - действие "возбуждения" весьма короткое, не сопоставимо с ночью работы на незнакомом маршруте.
На мой, постороннего почти человека, взгляд такая "битва титанов" может отбить у любого человека размещать свои рассказы на сайте.
Владимир Белоус
Братск-Иркутск
отличный рассказ ,присоединяюсь к Пескову.gewurz [87790]:А Ильдару спасибо за повествование... Неблагодарное это дело писать о своих ошибках и поражениях...Я вот не решился писать о провалишемся траверсе Победы,хотя было что рассказать...
karat [87898]: Ну и зря!
Ильдару огромное спасибо! И фи за то, что держал это в столе столько времени:)
Да, спасибо Ильдар.
А судей со стороны всегда до кучи наберется.
Malkevich [87865]: в общем да, но не у любого человека, а у того, кто не созрел.
Однако, показывать свои произведения публике, которая в состоянии оценить, у людей желание бывает тем не менее. А с критикой ничего не поделаешь, причем неконструктивной критики бывает, увы, значительно больше чем в данном случае.
Масса писанины выходит в ЖивомЖурнале в режиме "friends only", но кто её там читает?
maxp [87918]: Да обсуждения, эмоции - это интересно, это все жизнь. Но суждения все равно со стороны, пусть и контсруктивные. Объективней участников никто эти суждения не оценит, да и объективней участников никто не осудит/похвалит)))
Просто стало похоже на процесс без обвиняемых и без жертв... Столько слюней. Но ведь скучно жить станет)))
maxp [87792]-я боялся , что ты скажешь это. Но, представь, интересно же основным идет рассказ Ильдара - он первичен, а внизу(ну просто отдельно они затеряются) кратенькие или некратенькие, вторичные рассказы тех, кто пережил нечто подобное, по-моему интересная форма. Конечно, Ильдар может быть против, тогда, увы.
Malkevich [87865]: Вы, просто не знаете как убийственно на автора действует глухое молчание. Тут же именины сердца.
gewurz [87925]: "Вы, просто не знаете как убийственно на автора действует глухое молчание. Тут же именины сердца."
Абсолютно с вами согласен! Удивлён, что Ильдар до сих пор не высказался.
Юрий Михайличенко
Иркутск
ER [87974]: Удивлён, что Ильдар до сих пор не высказался - он купается в лучах славы! :)
А что ему еще можно добавить, если он и так столько лет вынашивал тему?
gewurz [87925]: Вы, просто не знаете как убийственно на автора действует глухое молчание. Тут же именины сердца.
Об этом я как-то не подумал. Живо представляется автор, развалившийся в кресле возле комптьютера, и лицо его выражает тихое блаженство:)
Александр Токарев
Иркутск
Ильдар, написано действительно замечательно, с душой.
Позволил себе упор сделать на оценку техники, вот оценка за "артистичность" - 6,0.
djak [87760]:
Женя, рассказчик ты всегда был отличный, но:
1. На нормальном спуске с Бокса (по 1Б) вообще нет дюльферов. Ни одного. Там все одновременно и все пешком. Летом осыпной кулуар, а зимой снежный. И то, что по такому наипростейшему рельефу вас Жила погнал ночью вниз, совершенно понятно и логично - учитывая лавиноопасность кулуара и его восточную экспозицию, проскакивать его лучше ночью. Но, знай Жила о том, что Вы забуритесь на ровном месте и соберете по ночи кучу дюльферов и спортивных, думаю, он бы крепко подумал о своем решении.
2. Примуса сами по себе не взрываются: здесь либо техническая неисправность (тогда надо констатировать, что группа просто к восхождению была не готова), либо участники не уследили и допустили перегрев топливного бачка. Последнее более вероятно, что в свою очередь скорей всего объясняется чрезмерной утомленностью ночным спуском.
Вот теперь, зная эти обстоятельства, каждый желающий действительно может включить голову и сделать выводы.