Туризм, как бизнес. (Или Туризм – «зло»)
Натолкнуло меня на мысль написать данный опус опубликованный Татьяной Крыловой клип о прошлогодней поездке в Закаменский район. В клипе есть эпизод, где девочка поет для гостей бурятскую песню в национальной одежде.
Поймал себя на мысли, что где-то уже видел подобное. Вспомнил Монголию 2003 года, когда я ночевал у местных в доме рядом с Гурвантэсом и там маленький человек тоже выступал перед гостем под одобрение взрослых.
Это было время, когда Монголия была еще не избалована туристами. И они ( туристы) воспринимались местными монголами, как гости. Помните, как в Советском союзе – гостю лучшее место для ночлега, находят для него время (отпрашиваться на работе), куда-то везут, чтобы показать какие-то достопримечательности и прочее….
Мы как-то потеряли такое отношение, сейчас даже приезд родственников из другого города или из-за границы не повод отказаться от своих планов, родня даже ночует в гостиницах и сами себя развлекает.
Почетное отношение к гостю осталось в местах, еще не «освоенных» массовым туризмом. Как например, Закаменский район (где снимался ролик) или было в Грузии (Кавказе) (еще года два назад, до наплыва туристического).
К чему я это веду:
1. Люди, которые хотят просто «развивать туризм, как бизнес», делают большую ошибку.
Они меняют веками устоявшееся представление о «госте».
Я постоянно вижу эти пустые глаза ( особенно в конце сезона) у тур.профессионалов. Это могут быть хозяева домов, гиды, которые водят туристов или девочка (мальчик) на ресепшине.
Когда идет сплошной поток приезжих, ты их уже воспринимаешь, просто как денежный кошель, с которого надо выкачать больше денег.
Все мои знакомы в турбизнесе (поверьте, их много у меня) прошли эти стадии: от воодушевления показать людям родной край – до полной апатии (либо жажды наживы).
По сути дела, если гид активно работает с туристами, то он «сгорает» уже на второй- третий сезон.
Малые народности (и большие тоже) меняют свой устой, свои обычаи, подстраиваясь под желания массового туриста. Проводят древние обряды, которые несли раньше какой-то сакральный смысл, напоказ, по прихоти туриста. Привыкают показывать только формальную сторону своего традиционного существования, забывая свою сущность. Показываю лубок.
2. В результате развития массового туризма меняются не только принимающая сторона, но и сам турист.
Он тоже перестает уважать хозяев, превращаясь из гостя в потребителя услуг, которым кто-то что-то должен. Они капризы, ждут только чувственных, эмоциональных или зрительных впечатлений.
Выделяются в этом массовом потоке туристы, которые превратились в профессиональных путешественников.
Они рыщут в поисках «искреннего отношения», но хавают его с полным цинизмом, как должное. В своих блоках и видео учат, как правильно надо обувать местных «лохов». Как бесплатно ночевать и столоваться у людей. Пользуясь хорошим отношением бесплатно перемещаться автостопом и др. Этакие паразиты…
3. Принципы, которые я вынес из вышесказанных рассуждений и которые мы применяем у нас клубе ( пока я остаюсь руководителем):
В каждое место мы организуем поездку только раз в год, причем группа ограничена 10 экипажами.
Мы берем всех. Я думал сначала, что наши мероприятия привлекут больше народу, но оказывается это (слабо богу) не всем нужно.
На каждый интересный объект можно научно рассчитать (или ненаучно – приблизительно) антропогенную нагрузку. Если наступит такой момент, когда желающих будет больше возможного, то – будем применять правило в клубе: половину пускать по предварительной записи, половину – по аукциону.
Состав клубной тургруппы ( пожелание к тем, кто хочет «заняться туризмом»):
Я люблю ходить в походы с людьми, которые профессионально туризмом не занимаются. Поход – это просто время и место, где ты можешь окунуться в какой-то другой мир. Это как маленький праздник или фестиваль. И вечерние разговоры или во время маршрута в разношерстной компании всегда интересны. Любая профессия накладывает на людей свой отпечаток. Ты встречаешь людей из другой сферы, в которой ты никогда не поработаешь. Они даже думают по другому и т.д.
А профтуристы только могут обсуждать кто-где был, походные шмотки, сублиматы т.д. Круг их жизни (и мыслей) очень узок.
Еще у профтуристов «замылен» взгляд, они не умеют ценить прекрасное в малом. У них много впечатлений в жизни, но чувствительность к ним притупляется.
Гонка за впечатлениями отупляет мозг, отучает размышлять.
Эти размышления идут еще из студенчества, когда изучая философию познакомился с работами Иммануила Канта. Интересный субъект, преподавал географию, ни разу из своего города не выезжая. Некоторые мысли о соотношении эмпирического (чувственного ) знания и логического (рассудочного) мне симпатичны и находили подтверждения в моей жизни. Вкратце: человек либо насыщается впечатлениями, либо рассудочной деятельностью. Причем одно идет за счет другого. Впечатления и опыт дают пищу для ума, но если впечатлений и опытного знания много – человек не успевает осмыслить его, он как-бы оглупевает, а иногда и подсаживается на этот чувственный наркотик.
Короче, люди, не «развивайте туризм». Не гонитесь за цифрами и т.д.
PS/ наверное написано в бреду и с ошибками