...Вот где действительно стоило бы объехать неприятный спуско-подъем с перепадом в 200 м, так это перед самым МРСом, км за 15.
Итак. За Еланцами пересекаете речку Анга, после которой долгий подъем выносит вас на Тажеранское плато.
Тажераны, вообще-то, в геоландшафтном отношении - это кусок Ольхона, по недоразумению прилепленый к материку. Та же холмистая, с каменными останцами, степь цвета старой брезентухи. Трава - по щиколотку. Сухо. Проехать можно везде, и, если б не каменные гряды, то все плато видимо уже давно было бы испещрено автомобильными колеями. Собственно, самопальных колей там и так хватает.
Основной тракт идет параллельно берегу Байкала, в 5-8 км., но моря не видно за грядой сопок. Со стороны, противоположной Байкалу, в 5-ти км, хорошо виден Приморский хребет, тянущийся параллельно дороге.
Тракт почти прямой и без больших перепадов. Высота над уровнем Байкала - прим. 150-200 м. Воды по тракту, как выше уже говорилось, нет от р. Анги до самого Мухорского залива. Соленые озера - не в счет.
Прямо по ходу вашего движения (чуть вправо) среди сопок Тажеранского плато выделяется своей высотой гора Танхан - самая высокая точка Тажеранов. Запомните ее силуэт - она вам еще пригодится.
Примерно в 22-х км после моста через Ангу, минуя кафе "Три озера", минуя спрыгнувший с насыпи автобус, дорога выводит вас на прервал, после которого начинается затяжной спуск к заливу Мухор.
Если поедете по дороге, то придется спускаться до уровня залива, а перед МРСом снова набирать высоту 200 м по крупной гравийке. Предлагаю объехать этот участок *не теряя высоты, по гладкой песчаной колее, и при этом с тем же километражом*.
Внимание! Сразу после перевала справа открывется долинка, усеяная очень характерными скалами, обработанными ветром. На карте они обозначены, а общий вид долинки можно посмотреть здесь:
http://angara.net/rest/hhead/ex/
в разделе "Автомобильный тур по Тажеранам" (только она снята в направлении, противоположном вашему движению).
Должен быть съезд с тракта в сторону долинки, не помню только, в какой именно точке. Но там все видно. "Долина горных духов", как ее обозвали экскурсоводы, находится уже в зоне влияния маломорского коммерческого лягушатника, поэтому сквозной путь через нее хорошо накатан экскурсантами. Тропить целину нигде не придется.
Пересекаете долину в направлении В, а потом С-В и через 2-3 км справа открывается грандиозный вид на Большой Байкал, а прямо по курсу, км в 4-5-ти видите гору Танхан. Держите путь в направлении ее (чуть левей).
Дорога идет по траверсу над амфитеатром, спускающимся к Байкалу. Это - окрестности пещеры "Мечта". Общий вид местности см. здесь:
http://www.nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=10930&ref=authors/serg/p...
Продолжая направление на С-В, не теряя высоты, оставляете Танхан справа (в 1 км), и прямо по курсу открывается вид на пролив Ольхонские ворота. Само зеркало пролива видно, кажется, очень фрагментарно но рельеф местности вас не обманет. Если будете дальше ехать все прямо, то съедете в залив Тутай, что тоже допустимо (оттуда к парому можно проехать над берегом), но лучше свернуть на колею влево и вывалить в соседний распадок, по которому проходит тракт.
Подъемы на указанном пути не превышают 50-ти м, и они не крутые. Колея в основном гладкая - убитый песок, но кое-где встречаются выходы скальной породы, пересекающие дорогу.
Возможность блудануть весьма невелика (если, конечно вы не страдаете топографическим кретинизмом в острой форме). Не свалитесь к Большому Байкалу. Если увидите, что сваливаетесь - берите левей. Танхан вообще-то - хороший ориентир.
По пути вероятность встречи с экскурсионным автобусом весьма велика. Если что - можно уточнить дорогу, но, думаю, разберетесь сами.
На всякий случай: съезд к берегу Большого Байкала в том районе единственный, хорошо виден на фото номер 2. На берегу - лагерь спелеологов.
P.S. Выполнять все эти рекомендации совсем необязательно. Можно не заморачиваться, а пилить себе по тракту, дыша пылюкой. Но если вы едете чтоб продуктивно пообщаться с природой Байкала - то вот вам реальный шанс.
В отличие от дороги Куртун - Косая степь, в описываемых местах я провел три полных летних сезона, со многими разъездами. Так что считаю себя вправе давать рекомендации. Ездил, правда, не на веле, а на экспедиционном 66-м (пассажиром). Последний раз был прошлым летом.