Сбережем звезду от красной угрозы
Китай и Европа оказались на пороге торговой войны из-за солнечных батарей
Целая отрасль по производству солнечных батарей в ЕС оказалось под угрозой исчезновения, поскольку местные компании оказались не в состоянии справиться с конкуренцией со стороны Китая. Чтобы сберечь производства, Брюсселю пришлось ввести специальные пошлины для компаний из КНР. В ответ Пекин сначала пригрозил рассмотреть аналогичные меры в отношении европейских компаний, поставляющих сырье для производства батарей, но потом изменил тактику и решился на «асимметричный ответ», объявив о расследовании в отношении производителей вин.
Первые солнечные батареи, которые можно было использовать для выработки электроэнергии, появились в середине XX века. Изначально лишь отдельные энтузиасты утверждали, что когда-нибудь использование солнечного света позволит вырабатывать энергию для целых деревень и даже производственных комплексов. Учитывая, что стоимость установки одного ватта солнечной энергии тогда составляла 100 долларов (сейчас в 100 раз меньше), опасения скептиков были обоснованными.
За последние 60 лет солнечная энергетика (как и другие виды энергетики, основанные на возобновляемых ресурсах) совершила огромный рывок. Несмотря на это, у нее все еще много недостатков; основным из них является относительная дороговизна по сравнению с нефтью, газом, углем и ядерным топливом. Тем не менее «сознательные» правительства во всем мире стараются развивать экологическую энергетику, полагая, что в будущем солнечная и ветряная энергия будет настолько же доступной, насколько сейчас доступны нефть, газ и уголь.
В 2013 году, по прогнозу компании IHS, мощности солнечной энергетики в мире вырастут на 35 гигаватт, то есть на 12 процентов больше, чем годом ранее (одного гигаватта достаточно для снабжения электричеством 800 тысяч домов в США). Для сравнения, средняя мощность атомной электростанции составляет два гигаватта. Мощность действующих в России десяти АЭС превышает 23,6 гигаватта. Китай, например, планирует к 2020 году построить 30 атомных блоков, что увеличит его ядерные мощности до 45 гигаватт.
Инвестиции в проекты, связанные с альтернативной энергетикой, в 2012 году составили 190 миллиардов долларов. По обновленному прогнозу Bloomberg New Energy Finance, к 2030 году показатель увеличится до 630 миллиардов (ранее прогноз был на 37 процентов ниже). В итоге возобновляемые источники энергии к этому же сроку должны занять половину мирового рынка генерирующих мощностей в электроэнергетике.
Не в последнюю очередь такие оптимистичные прогнозы появились благодаря спаду цен на солнечные батареи, что позволило резко сократить себестоимость солнечной энергетики. Этот спад произошел из-за того, что на мировой рынок вышел Китай, имеющий возможность производить батареи дешевле, чем развитые страны. Европе демпинг со стороны Китая не понравился: он сводил на нет усилия правительств по созданию производств внутри ЕС.
По-разному светит
Антидемпинговое расследование ЕС в отношении китайских производителей солнечных батарей началось еще в сентябре 2012 года. Проверку инициировали 25 европейских компаний под предводительством немецкой SolarWorld (эта же компания ранее подала аналогичную жалобу в США, в результате чего там были введены пошлины на китайскую продукцию). Производители обвинили китайцев в продаже панелей по ценам ниже себестоимости.
К тому моменту Евросоюз превратился в крупнейший рынок солнечной энергетики с установленными мощностями в 51 тысячу мегаватт. Для сравнения, в США этот же показатель в десять раз меньше. Лидерство ЕС в отрасли согласуется с целями альянса, власти которого выступают за ускорение экономического роста без вреда для экологии.
Инфографика: Анна Харитонова / ЦДУ ТЭК
Китайцы решили воспользоваться планами Брюсселя и захватить перспективный рынок в свои руки. Компании из КНР меньше чем за десятилетие достигли ошеломляющих успехов, заняв 80 процентов европейского рынка солнечных батарей. В 2011 году китайцы продали европейским компаниям панелей на 21 миллиард евро (семь процентов всего экспорта КНР в Европу). Производство батарей в КНР только в 2008-2012 годах увеличилось в десять раз. Это привело к спаду стоимости установки одного ватта энергии с четырех до одного доллара.
Инициаторы расследования, объединившиеся в коалицию ProSun, считают, что китайским компаниям удалось добиться таких успехов исключительно за счет дешевых кредитов, которые предоставляют государственные банки. Глава ProSun и пресс-секретарь SolarWorld Милан Ницшке (Milan Nitzschke) оценивал размер субсидий китайским производителям в 2010-2012 годах в 33 миллиарда евро.
Надо заметить, что у расследования против китайцев появились противники не только в КНР, но и в самом ЕС. В частности, против мер, предложенных SolarWorld и другими производителями, выступили застройщики. Последним спад стоимости, безусловно, на руку, поскольку снижает издержки. В альянсе за доступную солнечную энергетику (The Alliance for Affordable Solar Energy) подсчитали, что введение импортной пошлины на солнечные панели из КНР в размере 60 процентов приведет к исчезновению в ЕС 250 тысяч рабочих мест за три года.
Лобби застройщиков до поры до времени проигрывало лобби производителей солнечных батарей. Так, в мае этого года еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт предложил ввести антидемпинговую пошлину на китайские солнечные панели в размере 47 процентов от цены импорта, объяснив свое решение тем, что справедливая стоимость панелей из Китая должна быть на 88 процентов выше, чем та цена, по которой их предлагают китайские производители. Многим чиновникам эта мера показалась чрезмерной: против инициативы еврокомиссара выступили как минимум 14 государств, в том числе и Германия, крупнейший производитель панелей в Европе, которому китайская экспансия вредит больше всего.
Официальный Берлин, раньше выступавший за ограничения для Китая, изменил позицию после переговоров Ангелы Меркель с китайским премьер-министром Ли Кэцяном. После встречи с китайским чиновником канцлер ФРГ попросила Еврокомиссию провести дополнительные переговоры о пошлинах в отношении Китая.
Еврочиновники вняли просьбе влиятельного лидера и решили сначала установить пошлину в размере 11,8 процента. Если договориться с китайцами об отмене демпинга не удастся, в августе ставку повысят до 67,9 процента.
Инфографика: Алексей Тиматков / Диана Гибадулина / РИА Новости
1/2
В КНР с самого начала отвергали все претензии европейцев в свой адрес и грозили ЕС ответными мерами. Еще осенью прошлого года в Китае пообещали провести аналогичную проверку европейских производителей, поставляющих в Китай поликристаллический кремний — основное сырье для производства солнечных панелей. Через полгода тактика изменилась: 5 июня Пекин объявил, что начинает антидемпинговое расследование в отношении европейских производителей вина. Угроза торговой войны между Китаем и ЕС стала вполне реальной — никогда еще страны не спорили так активно об отрасли с оборотом в десятки миллиардов долларов.
Де Гюхт автономно может ввести временные пошлины только на полгода. Чтобы продолжить действие защитительной пошлины, ему придется заручиться поддержкой государств-членов ЕС. Сделать это будет непросто, поскольку Пекин знает, где надавить, и активно лоббирует отказ от пошлины на уровне национальных правительств ЕС. В КНР, в частности, отмечают, что европейские компании больше пострадают от пошлин, чем китайские, поскольку рост цен на панели приведет к росту издержек застройщиков.
Многие деловые СМИ отмечают, что для Европы торговый спор с Китаем важнее, чем простая защита от дешевых солнечных батарей. Европейские промышленники во всех отраслях экономики так или иначе страдают от китайских товаров, но противостоять экспансии из Азии они не могут, так как руководители европейских стран выступают против любых протекционистских мер. В этом смысле атака на солнечные батареи может стать прецедентом: если пошлины на китайскую продукцию все же будут введены, не исключено, что вслед за энергетиками против азиатских товаров будут протестовать и представители других профессий.
http://lenta.ru/articles/2013/06/06/solar/