Так как считаю, что здесь есть кому это прочитать и кому сделать выводы, привожу полный текст отзыва от сюда http://stillavinsergei.livejournal.com/298799.html#cutid1
Что вы об этом думаете?
Сегодня публикую письмо-отчёт об отдыхе на Байкале - есть в стране патриоты, которые не желают отдавать деньги туркам и египтянам, продолжая верить, что в огромной стране России есть условия для хорошего отдыха. Наталья Панина отправилась на Байкал - посмотреть на "самый большой запас пресной воды на Земле", как мы прекрасно знаем из учебников. Что же получилось в итоге?
"…Хочу поделиться впечатлениями об отдыхе на Байкале в августе 2010 года. На Байкал собирались несколько лет, наконец, все сошлось - едем! Через интернет ищу турбазу, туроператора и пытаюсь заказать путевку. С первого раза столкнулась с проблемой небольшого выбора турбаз. Они все на одно лицо: деревянные домики, без удобств, не отапливаемые. Моя семья не относится к туристам, которые ночуют зимой в палатках. Первое предложение, подходящее мне, оказалось в бухте Песчанка, но цена испугала - по 40 с лишним тысяч с человека за неделю (!!!)
Через несколько дней поисков натыкаюсь на предложение ООО "Байкалия тур" - турбаза Шида. Переписку вели посредством электронной почты. Компания работает "ни шатко, ни валко". Если им не позвонишь, то и не вспомнят, что у них турист в режиме ожидания. Наконец все обговорили. Мне пришло письмо с предложением перевести деньги на личную карту директора фирмы Требиной Марии (так не будет комиссии за перевод) и выслать паспортные данные для оформления договора. Данные я выслала, деньги решила переводить через банк по счету. Через день прислали сканобраз договора. Количество ошибок в договоре поразило до глубины души. Ошиблись в количестве туристов, паспортных данных (которые надо было просто скопировать из моего электронного письма), в написании моей фамилии и даже номер в реестре туроператоров написали не свой!!!
За несколько дней до отъезда приходится в очередной раз звонить в Иркутск и узнавать, как нас будут встречать, т.к. никто не собирается нас уведомлять ни о чем. Оказывается, от аэропорта нам предстоит добраться самостоятельно до центра города (гостиница Ангара), там нас должен встретить менеджер "Байкалии тур" с табличкой и посадить на автобус. Я же в свою очередь попросила привезти мне оригиналы путевки и договора. Билеты до Иркутска на 3-х - 90 тысяч.
От места встречи в Иркутске отправляются все автобусы до всех турбаз, людей много, машин много. Менеджер был без таблички и даже не собирался нас искать. Пришлось самим всех обходить и спрашивать, не Константин ли он. Наконец, нашли скучающего менеджера, путевку с договором он забыл. Передал на базу через три дня, после двух напоминаний.
Турбаза Шида.
Проживание без питания на троих на восемь ночей + трансфер - 42 тысячи рублей. Дома и мебель из экологически чистого дерева, расположена на берегу Байкала, на этом все положительное заканчивается. Сервис - ниже некуда. Вас встречает администратор, выдает ключ и показывает где столовая. На этом вводный инструктаж заканчивается, все остальное по вашему запросу (но об этом Вы узнаете, если спросите). Действительно, чего напрягаться, может никому ничего и не нужно?!
На третий день нашего пребывания я поинтересовалась, убирают ли комнаты и выносят ли мусор. Администратор Юля, лежа на животе на лавочке, с поднятыми ногами и сигареткой во рту процедила "по запросу, если Вам надо". Мне оказалось надо, но комнату убрали только после повторного напоминания. Полотенца не предусмотрены сервисом базы в принципе. Так же, как и туалетная бумага, мыло и другие туалетные принадлежности. После моей просьбы, выдали полотенца для лица. Из обстановки в комнате номера ЛЮКС 12-и метров (!!!) на 3-х человек - 3 односпальные кровати, три табуретки, стол, открытая вешалка на 5 крючков, телевизор и (предмет роскоши!) зеркало (есть не во всех номерах). В туалете зеркала нет. Муж брился с помощью зеркала из моей косметички. Полотенца для душа и купанья тащили из Москвы. Ни шкафа, ни тумбочки, ни полок в комнате нет (напоминаю, мы жили в ЛЮКСе). Все вещи пришлось хранить в пакетах на полу. Зато много вбитых гвоздей в стенах (на них можно повесить полотенца, вещи или сумки). Напряжение низкое, поэтому вода в нагревателе до максимальной температуры не нагревается, и как следствие, ее хватает для быстрой помывки только одного человека. На базе совсем нет систем пожаротушения (это при условии, что все строения из сухого дерева). В комнате стоит огнетушитель объемом 1,4 литра (выпуска апреля 2004 года) и все. Багров, ведер, песка на территории тоже нет. Подозреваю, что противогорючей обработки строения тоже не проходили. Так что, если пожар будет, то сгорит все очень быстро.
Питание: все время одно и то же меню. Если вы приходите в конце обеда (ужина), кушать будете, что осталось. Вся обстановка напоминает пионерский лагерь, персонал занят собой (ходят на дискотеку для себя же и организованную, курят, пьют пиво сидя на лавочках и в столовой, гуляют, играют в волейбол) к ним иногда присоединяются отдыхающие. Никто не напрягается на предмет хорошего сервиса. У меня сложилось впечатление, что весь персонал приехал в Шиду отдыхать, а остальные для интерьера присутствуют. Персонал постоянно пьет пиво, курит в столовой, когда там кушают люди.
На мои претензии по поводу сервиса управляющий мило сказал: "не нравится база, не приезжайте". И ведь не приеду, и знакомым не советую начинать знакомство с Байкалом с этим туроператором и проживания на этой базе. Кстати, такую фразу мы слышали не один раз, как только заходил разговор о низком уровне обслуживания, - ее сразу все произносили. Думаю, это отработанный прием, для ухода от ответа. Вместе с нами отдыхали туристы из Иркутска, Красноярска и проводила семинары сборная группа из 45 человек. Сервисом все были крайне не довольны.
Экскурсии на уровне домашней самодеятельности. Девочки студентки с массой слов паразитов (ну, это, значит так) расскажут Вам 2 местные легенды в двух словах. При этом, договорившись вечером об экскурсии, утром придя на место сбора, можно услышать: "у меня планы поменялись, мы сегодня никуда не пойдем". А то, что вы встали раньше, вещи собрали, никого не интересует. Дальние экскурсии организует "Байкал тур индустрия". Все они сводятся к проезду к местам наилучшего обзора и рассказу нескольких легенд. Единственный экскурсовод, заслуживающий внимания, Артем. Человек, который знает про Байкал все. И флора, и фауна, и геология, и история, и этнос - темы для рассказа неисчерпаемы.
У меня есть с чем сравнивать, мы ездили по России в заповедные места. И останавливались так же на турбазах, природные условия схожие - национальные заповедники. Но с таким не желанием работать я встретилась впервые…"
Вот такая история - неудивительная, хотя и оригинальная. Прошло уже почти 20 лет, как пришёл кирдык прославленному советскому сервису, а многие нынешние официанты при СССР и вовсе не жили, однако стойкое ощущение неисправимости старого образа мысли обслуги, кажется, вообще никуда не исчезли.
Причин для некачественного обслуживания (назовём это так) можно назвать множество. Прежде всего, слабая заинтересованность персонала в хорошей работе: я знаю места отдыха, где номер в сутки может стоить 10 тысяч рублей, а уборщицы жалуются, что им не выплачивают зарплату по несколько месяцев. Человек, который влил в строительство несколько сотен тысяч долларов, жаждет поскорее отбить бабки, в самую последнюю очередь думая о положении сотрудников - и естественно, что при таком отношении требовать рвения не приходится. Получается замкнутый круг: персонал сачкует - клиенты недовольны - оборот снижается - зарплата не растёт. Так что жадность инвестора и его тупость в понимании того, что работа сотрудников есть львиная доля удовлетворённости клиента - серьёзные причины для чахлого состояния внутрироссийского туризма.
Вторая причина - отношение персонала к своим обязанностям. Наш работник сервиса не любит свои обязанности, считает клиентов лохами или, как максимум, точно такими же, как он сам, а раз так, то и прогибаться перед ними - себя не уважать. Есть небольшая каста прогибающихся, но от их фальшивой услужливости становится ещё более неловко.
Я могу привести в пример европейский сервис: там человек из сферы обслуживания делает свою работу с достоинством, но очень дружелюбно и почтительно к клиенту. Причём с подносом там можно увидеть и симпатичную девушку-студентку, и седого пенсионера, которые, в большинстве случаев, вежливы с вами и искренне хотят помочь. После такого обслуживания рука автоматически тянется дать чаевые.
У нас же официант и компания одновременно смущаются своего труда, стесняются его, стыдятся, а внутренний облом нелепо переносят на скверном отношении к человеку, пришедшему отдать свои деньги. Мне трудно сказать, в чём причина такого самопозиционирования - может, с советских времён осталось, когда рекламировали профессии вроде токаря, а торгаш вечно считался мелким проходимцем, который непременно украдёт, обвесит, не дольёт, обсчитает? Или потому, что чувство значимости своей личности закаливает, не позволяя опускаться до такого унижения? Надеюсь, люди, побывавшие внутри системы, разъяснят со своей точки зрения.
Остаётся добавить, что неумение использовать в России свои внутренние туристические возможности печалит до крайности - и не только с патриотической, но и с чисто экономической точки зрения. Выходит, мы не можем не только сделать хороший автомобиль, но даже обслужить друг друга не в состоянии? Нация вымирающих немощей?..