в Иркутске 03:33, Окт. 16:t  0°C
Иркутск. Люди нашего города.
07.05.10 18:26
#350512
Эраст Бутаков
Иркутск
Начнем в преддверии Победы с Героев (продолжая тему про Иркутск).
Много мемориальных досок на домах, а мы порой и знать не знаем об этих людях. Упущение! Попробуем пробелы заполнить.
07.05.10 18:27
#350513
Эраст Бутаков
Иркутск
На ул. 5 Армии есть дом:
07.05.10 18:27
#350514
Эраст Бутаков
Иркутск
На нем (одна из многих) мемориальная доска:
07.05.10 18:29
#350515
Эраст Бутаков
Иркутск
А это из Википедии:

Афана́сий Павла́нтьевич Белоборо́дов советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, генерал армии. При жизни, как дважды Герою Советского Союза, поставлен памятник в г. Иркутске

Краткая биография:

Афанасий Павлантьевич Белобородов родился 18 (31) января 1903 года в деревне Акинино-Баклаши Иркутской губернии (ныне село Баклаши Шелеховского района Иркутской области), в крестьянской семье. В 1919—1920 годах воевал в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Начал служить в РККА в 1923 году. Окончил пехотную школу в 1926 году, затем Военно-политические курсы в 1929 году и Военную академию им. Фрунзе в 1936 году. Участвовал в боях на КВЖД в 1929 году. Член ВКП(б) с 1926 года.

В начале Великой Отечественной войны с октября 1941 года командовал 78-й (позже 9-й гвардейской) стрелковой дивизией, которая отличилась в битве за Москву. С октября 194 года был командиром стрелкового корпуса, а с мая 1944 года командовал 43-й армией, которая участвовала в Белорусской операции, в частности, в операции «Багратион» в июне 1944 года, в результате которой был освобождён Витебск. Во главе этой же армии участвовал в освобождении Литвы и в Восточно-Прусской операции. В период войны против империалистической Японии в августе 1945 года командовал 1-й Краснознамённой армией.

После войны с 1946 по 1953 год командующий армией, затем работал начальником курсов «Выстрел», с 1955 года командовал войсками Воронежского военного округа, а в 1957 году был назначен начальником Главного управления кадров Министерства обороны СССР. С 1963 года являлся командующим войсками Московского военного округа. С 1968 года находился на ответственной работе в Министерстве обороны СССР. Член ЦК КПСС с 1966 по 1971 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3-го и 7-го созывов. Почётный гражданин Витебска.

Афанасий Павлантьевич Белобородов скончался 1 сентября 1990 года. Похоронен на Мемориальном воинском кладбище «Снегири».

Награды:

медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4157 (22.07.1944)
медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 5542 (19.04.1945)
5-ть орденов Ленина
орден Октябрьской Революции
5-ть орденов Красного Знамени
орден Суворова I-й степени
орден Суворова II-й степени
орден Кутузова II-й степени
орден Отечественной войны I-й степени
орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
медали
07.05.10 18:54
#350526
Эраст Бутаков
Иркутск
На том же доме ещё одна доска:
07.05.10 18:55
#350527
Эраст Бутаков
Иркутск
Никола́й Эра́стович Берза́рин (19 марта (1 апреля) 1904, Санкт-Петербург — 16 июня 1945, Берлин) — советский военачальник, Герой Советского Союза (6 апреля 1945), первый комендант взятого советскими войсками Берлина, генерал-полковник.

Берзарин Николай Эрастович [19.3(1.4). 1904, Петербург, — 16.6.1945, Берлин], генерал-полковник (1945), Герой Советского Союза (6.4.1945). Член Коммунистической партии с 1926. Родился в семье рабочего. В 1918 добровольно вступил в Красную Армию, участник Гражданской войны. Окончил Ленинградские командные курсы (1923), пулемётные курсы при "Выстреле" (1925) и курсы комсостава (1927). В 1938, командуя 32-й стрелковой дивизией, участвовал в боях в районе озера Хасан. Во время Великой Отечественной войны командующий 27-й (июль — декабрь 1941), 34-й (декабрь 1941 — октябрь 1942), 20-й (январь — март 1943), 39-й (сентябрь 1943 — май 1944), 5-й ударной (с мая 1944) армиями, участвовавшими в обороне Ленинграда, Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и др. операциях. После взятия Берлина военный комендант города. Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени. Красной Звезды, а также медалями. Погиб в автомобильной катастрофе.
07.05.10 20:06
#350553
Эраст Бутаков
Иркутск
Ул Дальневосточная. "Дом Вампилова"
07.05.10 20:06
#350554
Эраст Бутаков
Иркутск
Александр Валентинович Вампилов родился в поселке Кутулик Аларского района Иркутской области 19 августа 1937 года. Его отец — Валентин Никитич Вампилов, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован. Мать будущего драматурга — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, продолжала работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности Александра Вампилова.

В 1955 году А. Вампилов становится студентом историко-филологического факультета Иркутского государственного университета.

Первый рассказ А. Вампилова — тогда студента третьего курса — «Стечение обстоятельств» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

В октябре 1959 года, ещё учась на пятом курсе, А. Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарем до февраля 1964 года.

Окончил филологический факультет Иркутского университета (1960).

Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не однажды ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 году написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»). В том же 1971 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта комедия, объединенная с «Двадцатью минутами с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

17 августа 1972 года, за день до 35-летия, трагически погиб — утонул в Байкале (перевернулась моторная лодка). На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников»…

В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.
07.05.10 20:43
#350572
Эраст Бутаков
Иркутск
Здание управления ВСЖД (угол ул. Ленина и ул. Марата)
(Надо будет в следующий раз полностью здания фотографировать)
07.05.10 20:45
#350574
Эраст Бутаков
Иркутск
На нем доска. (Человек до сего дня мне был совершенно неизвестен)
07.05.10 20:46
#350575
Эраст Бутаков
Иркутск
Саламбеков Борис Константинович - начальник Октябрьской железной дороги Народного комиссариата путей сообщения СССР, генерал-директор тяги II ранга.

Борис Константинович Саламбеков родился 12 декабря (по новому стилю 25 декабря) 1907 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси). Осетин. Окончил рабфак. С 1926 года трудился на железнодорожном транспорте: практикант машиниста и машинист Тифлисского паровозного депо.

В 1930 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно окончил в 1935 году по специальности "инженер-механик паровозного хозяйства". В том же году распределен в депо Ленинград-Московский-Пассажирский Октябрьской дороги, работал инженером технического бюро, мастером, заместителем начальника депо. Уже в 1937 году назначен начальником депо станции Ленинград-Московский-Пассажирский взамен репрессированного предшественника. Там проявил себя инициативным руководителем транспорта. При его участии в депо был разработан и внедрен новый рациональный технологический процесс подъемочного ремонта паровозов. В результате простои локомотивов сократились в четыре раза.

В 1939 году Саламбеков назначен заместителем начальника Октябрьской железной дороги. В этой должности встретил Великую Отечественную войну, отличился в трудных условиях вражеского наступления в 1941 году, обеспечивая подачу составов под эвакуацию предприятий и населения, встречные перевозки войск и материальных ресурсов для действующей армии. В феврале 1942 года назначен начальником Октябрьской железной дороги. В этой должности в 1942 году отличился при постройке железнодорожных веток к портам на Ладоге на "Большой земле" и от ладожского берега до осажденного Ленинграда внутри кольца окружения. Построенные в кратчайший срок и практически без поступления материалов для строительства, за счет изысканных на месте ресурсов, эти линии существенно повысили грузопоток в осажденный город.

Когда в январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда и по узкому коридору южнее Ладожского озера была спешно проложена новая железнодорожная линия, Борис Саламбеков лично организовывал по ней движение поездов. Эта дорога не имеет примеров в мировой истории - почти на 20 километров пути шли по болотам паралельно линии фронта в пределах досягаемости полевой артиллерии врага, не говоря уже о дальнебойных орудиях и авиации. Повреждения линии происходили каждый день, вдоль путей громоздились уничтоженные паровозы и вагоны. Однако железнодорожники Октябрьской магистрали совместно с бойцами железнодорожных войск ликвидировали все повреждения в немыслимо короткие сроки. Саламбеков предложил новую организацию движения по ветке - в одну ночь составы шли в Ленинград буквально вплотную друг к другу (100 - 200 метров), в следующую возвращались обратно. В обычных условиях по такой ветке могли бы пройти 3-4 поезда за короткую северную летнюю ночь, реально проходило от 30 до 35 поездов. Вдоль дороги были расставлены живые семафоры - железнодорожники с фонариками и рациями, дававшие сигналы каждой поездной бригады в зависимости от обстановки. Многие из них погибли на посту. Тогда эта короткая ветка была главной дорогой Октябрьской магистрали и Саламбеков жил на ней неделями под обстрелами и бомбежками, не только руководя подчиненными, но и показывая им личный пример мужества. Никто из работников не догадывался тогда о личной трагедии начальника дороги - в блокадном Ленинграде погибла его жена.

Не легче были дела и на остальной магистрали - практически вся она была в зоне действия вражеской авиации. Гитлеровцы прекрасно понимали её стратегическое значение: Октябрьская дорога обеспечивала не только 5 фронтов (Ленинградский, Карельский, Волховский, Северо-Западный, Калининский и часть Западного), но и подачу воинских грузов, поступивших по ленд-лизу из Мурманска и Архангельска на фронты центрального и южного стратегических направлений. Бомбардировки станций, составов и полотна шли непрерывно. Но и поезда по магистрали шли непрерывно. Благодаря умелому руководству Саламбекова и героизму работников железной дороги врагу не удалось вывести дорогу из строя ни на сутки. В 1943 году Саламбекову присвоено специальное персональное звание "генерал-директор тяги II ранга".

Один из примеров, Характерных для того времени: при бомбардировке железной дороге две крупные авиабомбы глубоко ушли в железнодорожную насыпь. Взрывотехники предложили бомбы подорвать на месте, но это на длительное время вывело бы путь из строя. Борис Саламбеков принял решение – взрыв не производить, бомбы из насыпи извлечь. Но движение было остановлено, у опасного участка скопилось около 30 поездов, в любую минуту могли внось появиться вражеские самолеты. Тогда Саламбеков рискнул пропустить все поезда по опасному участку, высадив людей из вагонов. При этом сам он поднялся в кабину паровоза, занял место машиниста и медленно повел первый состав. После того, как все поезда благополучно миновали это место, бомбы обезвредили.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Борису Константиновичу Саламбекову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".

После изнания врага из-под Ленинграда железнодорожники Oктябрьской железной дороги в короткие сроки восстановил хозяйство дороги.

После войны выдающийся руководитель пошёл на повышение: с 1946 года возглавлял Северо-Западный округ железных дорог, с 1947 - Приволжский округ железных дорог. Тогда такие округа объединяли по 4-5 дорог, обеспечивая непрерывное движение грузов и пассажиров по территории округа как по единому целому и в то же время не вмешиваясь в повседневную текущую работу. Многие специалисты оценивают деятельность таких округов как наиболее успешный механизм работы железных дорог. Из-за исключительной ответственности ряд округов железных дорог возглавили бывшие заместители Наркома путей сообщения и такие назначения воспринимались для них как повышение. Постановлением Совета Министров СССР в 1949 году Б.К.Саламбекову присвоено специальное персональное звание "генерал-директор тяги I ранга".

Однако в 1950 году Саламбеков был снят с должности. Причина - он работал вместе с всеми ключевыми обвиняемыми по "Ленинградскому делу" и его фамилия также упоминалась во многих протоколах допросов. Саламбеков был понижен в должности сразу на несколько ступеней - его перевели главным инженером одного из отделений Московско-Киевской железной дороги. Только после смерти Сталина он опять пошёл на повышение. В 1954 году назначен первым заместителем начальника, а в 1957 году - начальником Омской железной дороги.

С 1959 года - начальник Красноярской железной дороги, а после укрупнения дорог с 1961 года - начальник Восточно-Сибирской железной дороги (управление дороги в Иркутске). Именно тогда происходило полномасштабное техническое перевооружение и электрификация Транссибирской магистрали. Так как Саламбеков получил "паровозное" образование, чтобы всесторонне овладеть новыми проблемами, он заочно окончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "инженер-электромеханик дорожного хозяйства". В годы руководства Саламбекова Восточно-Сибирская дорога стабильно занимала первые места по всем железным дорогам СССР по большинству показателей работы, признавалась лучшей железной дорогой СССР. Перечень решённых им сложнейших проблем за время руководства дорогой увеличил бы объем настоящей биографии в несколько раз. Можно лишь указать на то, что спустя 40 лет имя Бориса Саламбекова знает каждый железнодорожник Восточно-Сибирской магистрали.

В 1964-1968 годах Борис Саламбеков - начальник Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР. По его инициативе и активном участии в вагонном хозяйстве был внедрен метод поточного ремонта, который произведена техническая революция в этом хозяйстве, повышены качество и производительность труда. В 1968 году вышел на пенсию, однако не смог расстаться с железной дорогой и пришел на работу на должность научного сотрудника во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта. Жил в городе-герое Москве. Скончался 1 июля 1978 года от инфаркта, пятого по счету. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Награжден тремя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями, в том числе "За оборону Ленинграда", тремя знаками «Почетный железнодорожник».

Мемориальные доска в память о выдающемся руководителе железнодорожного транспорта установлены на зданиях депо станции Санкт-Петербург-Московский-Сортировочный, бывшего управления Омской железной дороги (ныне управление Омского отделения западно-Сибирской железной дороги), управления Восточно-Сибирской железной дороги в Иркутске. Новая серия скоростных электровозов Коломенского завода, выпускающаяся впервые с 2004 за весь постсоветский период, носит имя Б.К.Саламбекова.
07.05.10 22:15
#350645
Andrey Kosyanchuk
IKT
erast [350513]: Это не просто дом на 5-Армии, это как раз то самое юнкерское училище, которое "захотело расшириться" и переехать "на Советскую" :) Сейчас - военная картография.
08.05.10 01:20
#350706
Эраст Бутаков
Иркутск
andrkoss [350645]: Спасибо за информацию - теперь срослось.
Хотя ему пора бы переехать - здание уж больно в плачевном состоянии.
08.05.10 13:47
#350794
Sergey SergeEvich
http://icsn.ru/?category=news&altname=vyshla_iz_pechati_kniga_nspono...

"Вышла из печати книга Н.С.Пономарёвой «Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники г. Иркутска».
Обновлено: 11.12.2008 - 13:03
    Вышла из печати книга Н.С.Пономарёвой «Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники г. Иркутска».
    Наталия Сергеевна Пономарёва – сотрудник Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
    Эта книга – подарок городу Иркутску к 350-летию. Подобных изданий о городе не было. Это результат многолетнего кропотливого труда автора. Полноцветное иллюстрированное издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей и краеведением Иркутска, вопросами сохранения и популяризации историко-культурного наследия города. Впервые публикуется достоверная информация о решениях и постановлениях органов власти об установлении мемориальных досок. Отдельные главы книги посвящены памятным знакам, находящимся на закрытых территориях предприятий, организаций. Книга даёт возможность увидеть эти памятные знаки, узнать о событиях и людях, в честь которых они установлены. Некоторые сведения и фотографии публикуются в открытой печати впервые.
    Книга выполнена в виде аннотированного каталога. Объекты сгруппированы по округам (районам) города, затем по алфавитному порядку названий улиц. Кроме фотографии приведён полный текст надписи на памятном знаке. В сопроводительный текст внесены необходимые пояснения, уточненные биографические данные, фамилии авторов (художников, скульпторов, архитекторов).
    Книга Наталии Сергеевны заслуживает большого внимания и уважения. И, несомненно, будет востребована жителями Иркутска и Иркутской области."
На сайте фото книги.
Тираж в книге не указан, но автор говорила, что небольшой (то ли 300 экз, то ли 500 - забыл:( - мексидол надо пить!). Стоимость год назад была 700 р. У автора авторских экз-ров не осталось, но можно было купить у Нины Ивановны Гошкив- р. т. 251062
Кстати, после выхода книги появились уже новые доски (Сперанскому на Белом доме (библиотеке) и др), но на переиздание денег нет.
08.05.10 14:12
#350801
Эраст Бутаков
Иркутск
Спасибо за информацию и контакт, Сергей Сергеевич.
08.05.10 14:48
#350804
Алексей Невский
Иркутск
erast [350512]: Уроженцы Иркутска - Герои Советского Союза:
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=5375
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=1919
зы. Юрич! С Днем Рождения что ли! :)
08.05.10 18:44
#350836
Sergey SergeEvich
erast [350801]: Всегда пожалуйста. Кто бы отсканировал книгу, да в сеть выложил - вот было бы здорово! А то у меня год назад денег не хватило купить её:(. СергеЕвич - это фамилия-псевдоним.
08.05.10 20:28
#350854
Диана Р.
Иркутск
Тема называется "Иркутск. Люди нашего города", поэтому думаю, что не грех вспомнить и про тех, кто еще жив и здоров (среди них есть и ветераны): http://www1.irkutsk.ru/?rubr=349

Эраст, поздравляю!
08.05.10 21:00
#350861
Алексей Rock
Иркутск
erast [350706]: в следующем году к юбилею города Иркутска запланирован капитальный ремонт здания, надеемся все сложиться, и здание с такой историей не будет портить внешний вид города.
09.05.10 00:22
#350927
Эраст Бутаков
Иркутск
Alex_Nevsky [350804]: Diana75 [350854]: Спасибо, друзья! :)
Все разделы | Топ-100 | Переход в раздел:
Сообщения могут добавлять только зарегистрированные пользователи.