С незапамятных времен на "Ангаре" существует традиция собирать совместные заказы на сайтах иностранных веломагазинов и им подобных.
Цель кооперации простая - разделить бремя затрат на доставку или достичь порога бесплатной доставки.
"Первопроходцем" стал признанный мировой лидер - инет-вело-магазин CRC из Великобритании http://www.chainreactioncycles.com/ ; далее, по мере "быкования" в виде роста цен и ухудшения доступности товаров, симпатии стали склоняться к английскому http://www.wiggle.co.uk/ , немецким http://www.bike-components.de/ , http://www.starbike.com/ и http://www.bike24.net/ .
Технология совместной покупки проста и понятна: некто (далее "организатор"), владеющий языком, платёжными картами и опытом, кидает клич о сборе заказа, после чего участники в мыло/личку/лично отправляют заявки и передают деньги.
После формирования и оплаты общего заказа участникам рассылаются уведомления от самого магазина - это не только хороший тон, но и возможность перепроверить заказ, так как ашибаки случаются у всех.
По завершению транзакции в банке подводятся итоги и делятся затраты, обычно соразмерно доле участия каждого в общем заказе; проводится сверка и взаиморасчёты.
В общем, до некоторых пор всё шло благополучно, пока не начались разговоры о разном мелком и не очень мухлеже и обмане; далее опишу известные мне способы и их признаки.
1. "На курсе" (применимо: везде).
Самый примитивный: участникам не рассылаются никаких извещений от самого магазина и платёжной системы, копий транзакции из банка, а просто выписывается некая сумма "к оплате". Навар за счёт обмана (завышения) на курсе оплаты.
2. "На конвертации" (везде).
Предварительный расчёт ведётся не в оригинальной валюте магазина (например, для CRC и Wiggle это английские фунты стерлингов - GBP, БК - евро), а в евро или долларах. Тут "прибыль" извлекается за счёт разницы курсов рубля к валютам и якобы "тройной" конвертации рубля.
3. "Ваучеры" (CRC).
Некоторые магазины проводят акции, выдавая ваучеры на какую-то сумму (вполне заметную - десятки GBP) за оплаченные заказы или отказ от скидки. Далее можно использовать эти ваучеры как оплату (или доплату) своего заказа. Естественно, первоначальный заказ оплачивается всеми, а вот ваучерами в дальнейшем пользуется только обманщик-организатор.
4. "Акционные скидки" (CRC).
Точно так же, как в предыдущем случае, магазином за большой общий заказ иногда выдаётся некая заметная (10...15%) скидка, присваиваемая организатором единолично - в счёт оплаты только своих товаров.
Можно назвать эти два пункта "кражей причитающихся скидок и бонусов".
5. "Скидки на прайс" (Wiggle, где ещё есть - не знаю)
За некоторую сумму покупок в год присуждается персональная скидка, доходящая до 12%. Естественно, её никто, кроме организатора, не видит, что даёт возможность нагреться на её присвоении с чужих товаров.
6. "Подтасовка заказами с разных сайтов" (везде).
Тут способ изощрённей: например, организатор обманным путём :-) собрал довольно большой общий заказ на один сайт, в котором есть несколько дорогостоящих позиций. Производится мониторинг рынка; находится второй сайт, где этот "дорогостой" оценен в заметно мЕньшую сумму, и немедленно учреждается совместная закупка уже на него.
В эту-то закупку и включается "дорогостой" из первого заказа/сайта - разница себе в карман, твёрдым налом...
Реальный покупатель попадает вдвойне - мало того, что его "раздоили" и обманули по факту заказа, так ещё и со сроками поставки случается неопределённость - второй сайт зачастую не просто так дешевле...
7. "Наценка за доставку" (везде).
Работает с "покупателями-совсем-новичками": втирается нечто про "круто подорожавшую доставку", и посылка с вообще бесплатной доставкой облагается некой суммой сверху либо накручивается сумма платной доставки.
Разумеется, все эти способы могут применяться как поштучно, так в любых комбинациях друг с другом.
Основные признаки обманов.
В целом их три:
1. Сокрытие всякой информации: писем от магазинов и платёжной системы, количества участников, общей суммы заказа, выписки из банка, курса и т.д.
2. Настойчивое уклонение или даже встречное возмущение («А зачем тебе это?!») в ответ на просьбу выслать интересующую инфу.
3. Непубличность: общение начинается не на форуме, а в личке, аське, мыле, по телефону... ещё как-то приватно .
Как предотвратить всё это безобразие?
1. На начальном этапе проще простого: поинтересуйтесь репутацией организатора у других форумчан; естественно, сам рекомендатель не должен быть "однодневным".
Все организаторы-"старожилы" наперечёт, репутация каждого всем известна.
2. После заказа смотрите на то, что вам присылают на мыло.
Правильный вариант - это пересылка писем от самого магазина и платёжной системы, того же PayPal'а. Только имейте ввиду, что банковская выписка о проведённой транзакции, в отличие от PayPal'а, появляется совсем не сразу, а порой спустя неделю после первоначального блокирования денег (это особенность работы платёжных систем типа Visa).
3. Полюбопытствуйте о курсе на дату оплаты.
Самый простой и точный способ проверки для Visa описан тут: Predstud [762500]:
В общем случае курс должен быть выше ММВБ-ного на 1-1,5-2 рубля, в зависимости от валюты - конвертация рубля небесплатная, особенно двойная (типа рубль->доллар->GBP). Впрочем, с появлением "Кукурузы" от "Евросети" можно рассчитывать на точный курс ММВБ и прямую конвертацию в доллар и евро всегда.
Карты системы MasterCard имеют прямую конвертацию в доллары и евро, в GBP тоже идёт двойная, но по очень скромному курсу (+4...20 копеек к ММВБ), поэтому я в ближайшее время «перееду» на МастерКард.
4. Финансовые итоги.
Хороший тон организатора - делать их "прозрачными", с понятными формулами и взаимосвязями, например Экселом. Тогда по табличке легко понять, что, кому, откуда и сколько пошло. Совсем хорошо, когда организатор не ленится скопировать инфу о транзакции из своего инет-банка в итоговое письмо (сверяйте с п.3)
5. Информация об отправке - тут ничего интересного. Или пересылается то, что выдал магазин; или трек-номер копируется из "Личного кабинета" в магазине.
Номер ценен не только динамикой прохождения - ещё и вес видно; иногда это очень существенный аргумент в разбирательствах.
В общем-то, любые махинации становятся очевидными при получении всех данных о заказе, поэтому те, у кого рыльце в пушку, эту инфу никому и никогда не пересылают.
Так что, если вы ожидаете честности в общении - требуйте все бумажки; бесконечное соплежуйство типа «а зачем тебе?», «почта не дала», «домой поздно пришёл», «ой, забыл-забыл» - грозный повод насторожиться, вы наверняка уже обмануты.
Если всё, что вам прислали, выглядят как: «С Васи за пидале 3 456 руб.» - кидок точно случился (за считанными исключениями - ниже).
Итого: со всем вниманием смотрите не только на то, что, где и когда покупаете, но и у кого и как – иначе риск обманутым на ??? сумму будет близок к 100%.