Заходите в последний вагон (это важно, ибо именно там ездят пассажиры, привыкшие к велам, в других вагонах Вам вынесут мозг), далее варианты.
1. Электричка со свободными проходами, в конце вагона есть сиденье - проходите в конец вагона, ставите вел на место для негабаритного багажа (в конце вагона справа, напротив туалета), идеальный вариант - вел ставится вверх колёсами ВДОЛЬ длины вагона, руль кладётся на сиденье, седло ставится на пол, колесо упирается в стену. Второй вел - точно также, но с небольшим смещением вверх, чтобы совместить рамы как можно ближе, руль кладётся на руль соседнего вела. Третий вел - как первый, немного заваливаете его в сторону окна, чтобы конструкция не развалилась на повороте. Четвёртый туда же, заваливаете посильнее. Пятый так ложить не рекомендуется, развалится всё нафиг. Пятый ставите стоя рядом с лежащими. Конструкцию можно закрепить небольшим рюкзачком, положенным под руль четвёртого вела, чтобы он завалился в сторону окна и держал всё остальное. При таком подходе ни один вел из 4-х первых ни на сантиметр не торчит в проход.
2. Если в конце вагона место занято, то прокатываете вел в тамбур. Крайний тамбур имеет закрытые наглухо двери, вел никуда не вывалится. Ставятся велы в нём таким образом. Руль поворачивается на 90 градусов, переднее колесо бросаете вниз на ступеньку у правой двери. ВАЖНО: вел прижимаете к двери, ведущей в вагон. Далее таким же методом ставите ещё 3 вела. ВСЕ велы прижимаются в сторону двери, ведущей в вагон, иначе не откроется дверь машиниста. Таким же методом можно поставить ещё 3 вела к двери напротив, при этом необходимо предусмотреть, чтобы мог выйти машинист и чтобы было реально подойти к туалету. Помните, что дверь туалета открывается внутрь, то есть можно оставить очень небольшой просвет. При этом методе с вела необходимо снять всё маленькое, дорогое и легкоснимающееся (велокомп, фонарики...) и бдить потом регулярно.
3. Если места для велов в конце вагона заняты или Вы выходите, например, до Б.Луга, когда пробраться из конца вагона к двери нереально. Снимаем переднее колесо и вешаем велы за вилку на полку в ближнем конце вагона. Справа и слева, абсолютно не мешая пассажирам, вешается по 2 вела на каждую. При этом занимаются 2-хместных сиденья, но это уже детали. Этот метод подходит для загрузки в любой вагон.
4. Если Вы сели где-нить на Кае (аминь!), и уже не работают первые три метода. Встаём в тамбуре. Помним два правила: в нормальной ситуации (обычно, как правило - любой эпитет подходит) на всех остановочных пунктах открываются правые двери (если встать по ходу движения), а на некоторых станциях (Иркутск-Пасс., Кая, Гончарово, Б.Луг, Подкаменная, Глубокая, Андриановская) открываются или могут открыться левые. Ставим вел к левым дверям и перед остановкой проверяем, едет ли электропоезд по правому пути, а на станциях смотрим во все глаза, с какой стороны появится платформа.
5. В критической ситуации, если хочется ехать в поледнем вагоне, свободные сиденья есть, а вот велами уже забито всё (как при поездке в Аршан), 2 вела вешаются в любое купе вилками за полку, садитесь вдвоём к окнам и вот так едете с велами перед лицом.
Добавления: 1) вешают за полки не только за вилки, а также за вынос руля и за сиденье; 2) при наличии гидравлических вилок помните, что после долгого пребывания в перевёрнутом виде им может стать плохо. ;)
Дополняйте, если что забыл.
Наталья Кайгородова (гид-экскурсовод)
Иркутск
AP [246427]: Провоз вела оплачивается в кассе - 13 р. в одну сторону.
И еще: по правилам, в одном вагоне можно возить один велосипед. Правда, реальность такова, что столько вагонов на всех велосипедистов не хватит, поэтому велосипедисты традиционно занимают первый и последний вагоны.