Турист не должен слепо надеяться на судьбу, а должен в полной мере осознавать свои действия и отвечать за них.
Семён Белокуров
начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России
Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России подводит итоги очередного туристического сезона. Они не утешительны.
http://03.mchs.gov.ru/pressroom/intervju/item/7459479/
Цитаты:
"Так, в 2017 году подразделения Байкальского поисково-спасательного отряда, которые дислоцированы по всему периметру озера Байкал, зарегистрировано 74 спасработы, связанные с туристами. Только за восемь месяцев текущего года таких случаев уже 61. Из них 7 потребовали привлечения авиационной техники и высокоскоростных катеров.
Ещё пара любопытных цифр. В активных туристических мероприятиях различной сложности ежегодно участвуют порядка 30 тысяч туристических групп, в том числе с детьми. При этом каждый второй руководитель группы не имеет нормативного представления об элементарных правилах поведения и методиках обеспечения безопасности в туристическом походе!
Приведу несколько примеров происшествий, потребовавших помощи спасателей лишь в августе 2018 года.
1 августа. Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р. Укучикта. Группа туристов-водников не учла возможные уровни воды в реке и оказалась технически не готова к сплаву. Маршрут продолжать не могли, запросили помощи. Спасатели до места встречи с группой передвигались на КАМАЗах, а затем на аэролодках.
9 августа. Республика Бурятия, Окинский район, р. Шумак-Гол. Женщина упала на тропе, в результате чего предположительно получила перелом голени. Помощь спасателей и эвакуация были организованы при помощи вертолёта.
15 августа. Иркутская область, Казачинско-Ленский район, оз. Верхнеирельское. Участница туристической группы при падении получила черепно-мозговую травму и повреждение колена. Пострадавшую также эвакуировали вертолётом.
21 августа. Республика Бурятия, Окинский район, р. Левый Шумак. Два человека совершали самостоятельное путешествие. При падении один из туристов получил множественные травмы. Пострадавшего транспортировали при помощи вертолёта.
24 августа. Республика Бурятия, Северобайкальский район, Байкальский хребет. От туристской группы поступило сообщение о смерти одного из участников. Обстоятельства смерти неизвестны. 27 августа спасатели ближайшего к месту происшествия подразделения пешком добрались до указанных координат, нашли тело и приступили к транспортировке. Движение по тропе было затруднено сложной пересечённой местностью, многочисленными навалами деревьев. Только 1 сентября тело умершего туриста вертолётом удалось вывезти с тропы.
26 августа. Республика Бурятия, Баргузинский район, Баргузинский хребет. В тёмное время суток туристы разведывали путь к горному перевалу, один из участников оступился. Голень зажало валунами. Своими силами туристы сдвинуть валуны не смогли. 27 августа спасатели высадились с борта Ми-8 в 3 км от места происшествия. Добравшись до пострадавшего, наложили жгут на ногу и освободили её при помощи аварийно-спасательного инструмента. Затем на руках транспортировали пострадавшего вниз по склону к вертолёту.
В советское время это было так. За две недели до выхода группы на маршрут назначалась контрольная проверка с выездом в полевые условия на два-три дня. Группа в полном составе, с комплектом снаряжения, который готовился для похода, должна была явиться на проверку. Члены маршрутно-квалификационной комиссии давали вводную. Например, лавина, травма, заблудились, другая нештатная ситуация. Проверяющие наблюдали за действиями группы. Участники условно оказывали первую помощь, транспортировали на носилках «пострадавшего» на расстояние три-четыре километра и т.д. То есть, в рабочих условиях проверялось снаряжение, физическая и техническая готовность группы, слаженность команды. По итогам проверки делалось заключение, может группа в конкретном составе и с данной квалификацией выйти на маршрут или нет.
- Какой выход из ситуации можете предложить вы, как профессиональный спасатель?
- Работу маршрутно-квалификационных комиссий однозначно необходимо возрождать, чтобы вернуть функцию качественного контроля и право запрета выхода на маршрут технически слабым, неподготовленным группам и отдельным туристам.
Возможно, пришло время законодательно установить гарантию оплаты поисково-спасательных работ либо ввести административное наказание за нарушение правил безопасности в опасных условиях природной среды. Финансовые санкции, несомненно, подстегнут нерадивых туристов к дисциплинированности и более ответственному подходу при подготовке к путешествию."