Вышла в свет книга воспоминаний моего отца, Андрея Михайлова, иркутского альпиниста, первого мастера спорта по альпинизму в нашем городе.
В книге он затронул воспоминания о своем детстве, предках, юности и альпинистских сезонах с 1968г. по 1984г.
Небольшой эпизод из книги:
1976г. Ала-Арча. Куликалон
...На этом сборе я был начальником спасательного отряда. И только в конце сбора ушли в соседнее ущелье Алаудин для участия в первенстве центрального совета Спартака. Заявлена была западная стена вершины Бодхона по маршруту Житенёва Фёдора. Федя Житенёв на первенстве Союза 1973 года занял с этим маршрутом первое место. В составе остались четыре человека. Ларин подвернул голеностоп. Команда: Попов – руководитель, Шилоносов, Воскресенская, Михайлов.
Когда мы вечером с наблюдателями подошли под стену, стена нас просто задавила своей грандиозностью. Освещённая багровым вечерним солнцем, она просто физически угнетала. Здесь, конечно, я фиксирую только свои впечатления. Шилоносов и Попов сказали бы какие-то другие слова.
По описанию, Фёдор «висел» на маршруте 8 суток. Западная стена Бодхоны не имеет «слабых мест». Все, пройденные на ней маршруты - высшей категории. Слева за углом есть короткий вариант, но это тоже стена. Здесь обычно все спускаются по пятёрке «а». У меня обычный «мандраж». Я не то, чтобы раз-давлен, но стараюсь вверх не смотреть. Шилоносов Гена деловит и спокоен. И, главное Попов возбуждён и оптимистичен. Для меня это главное, а мне-то что? У меня завтра тяжёлая, но обычная работа. Тащиться по отвесам с рюкзаком и выбивать крючья. От камнепадов стену защищает гигантский верхний карниз. У команды настрой боевой. Я спокойно сплю.
Утром метров тридцать снежного склона и мы начинаем работать. Впереди Гена. Лазание предельное с первых же метров. Идём вверх по 70-ти градусной плите. Валера работает вторым. Третья Юля Воскресенская. Ей приходится тяжело на отвесных верёвках. Прикидываю свои возможности, ведь мне это придётся преодолеть с тяжёлым рюкзаком. Кончаются стены в су-мерках осыпью. Здесь ночуем.
Метрах в шестистах выше, угрюмо смотрит на нас скальный карниз, с которого камни прыгают и пролетают, не касаясь стены.
Попов рано не встаёт. Солнце уже освещает верхние участки и начинается «ледовый дождь». Оттаивают и падают льдинки. Разбиваясь на мелкие кусочки, они медленно падают освещённые солнцем. Наше небо расцвечено изумрудными, красными, фиолетовыми точками. Будто кто-то вверху запустил машину фейерверков. Иногда мелкие льдинки беспокоят нас.
Впервые идём на двойной верёвке. Я знакомлюсь с этой схемой. Значительно надёжней. Короткая осыпь и далее стена. Метров 100 путь идёт внутри стены. Почти спелеология, только спелеологи вверх верёвки не вешают. Продолжает первым работать Гена. В конце дня подходим под ключ. Здесь треугольная площадка, на которой почти полностью встаёт палатка. День начи-нается с того, что мы с Юлей, оставаясь на месте, готовим обед. Валера с Геной уходят. Я сижу в палатке, варю. Юля стоит на краю площадки и коммен-тирует. Они проходят гладкое «пузо». Гена срывается раз за разом. Обед го-тов, но они отказываются спускаться. Наконец Попов решает сменить Гену. И снова срыв. После чего Юля докладывает: «Всё, прошли!» Видимо, на адреналине, Валера в следующей попытке вышел наверх и на чём-то там держится. Нам не видно. Вынуждены с Юлей доесть остатки супа, и сворачиваем палатку. Юля уходит вверх.
Они с Валерой у огромного камня, который не известно на чём стоит. Его отлично было видно ещё снизу. Иду по стене, собираю крючья свои и чужие. Приходится ходить маятником, что бы всё собрать. Гена стоит выше и указывает мне на крючья, чтобы я не пропустил. В результате наша «кузня» пополняется. Мы с интересом рассматриваем Житенёвские крючья.
Подхожу, весь увешанный железом к гигантскому камню. Стоит на полке, которая несколько шире его. Здесь у нас перекус.
Мне милостиво разрешают, и я ухожу вверх. Между камнем и стеной дыра вертикальная, камин называется. Это место легко проходится, и вот я начинаю работать на основной стене. Верёвка кончается. Снизу поднимается Валера и отбирает у меня кузню. Оказывается, он начал внизу выбивать крюк и ударил себя по пальцу. Решил, что не стоит ему и мне заниматься не своим делом. До вечера мы успеваем пройти ещё метров 60 и втягиваемся в сырую, наклонную, грязную дыру. Мокрой землёй и камнями выравниваем площадку. Стелим палатку и так ночуем.
Желающие приобрести книгу - звоните автору - тел.+79526338104