В связи с тем, что скалодром ФАСИО в настоящий момент претерпевает очередные вынужденные изменения, наверное, наступила пора рассказать, тем, кто не знал, а тем, кто знал, но забыл – напомнить, что и как было, для чего и зачем.
Итак, скалодром ФАСИО в г.Иркутске ведет свою историю с далекого уже 2011г. Именно осенью 2011г, тогда еще председатель правления ФАСИО – Финкельштейн Александра, подала и выиграла денежный гранд от отдела по физической культуре и спорта администрации г.Иркутска в размере 283 тысяч рублей. А помещение любезно предоставил ректор САПЭиУ – Виноградов Борис Юрьевич, в спортивном зале своего учебного холдинга на ул.Рабочего Штаба, 6 на очень хороших условиях: несколько лет без аренды при условии «хорошего» поведения. Без этих двух людей создание скалодрома не состоялось бы вовсе! За что им огромное и многократное СПАСИБО!!!
Проект по строительству 1-ой очереди скалодрома был успешно реализован силами многих людей. Их действительно было много: это и секция Сергея Войличенко в полном составе, и тогдашнее правление федерации, полным составом, и многие частные лица, были даже гости из соседнего Красноярска. Главными строителями и генераторами идей были: Башкирцев Джек, Веретенин Денис и Караваев Андрей. Тогда же была получена материальная помощь от Виноградова Бориса (100 тысяч рублей) и Михайличенко Юрия. Это позволило купить достаточное количество бруса, фанеры, поролона для мата (кто помнит он был буквой Г), баннерного покрытия для мата и первой части зацепок на 10 тыс. рублей.
Площадь 1й очереди строительства – боулдеринговой части составляла приблизительно 160 м2, высота порядка 4 м, площадь «вертикальной» поверхности трудности для начинающих около 11 м2. История и фотографии с этого памятного события можно посмотреть здесь:
http://angara.net/forum/t49277?p=0
Открытием скалодрома – стал первый БОУЛДЕРФЕСТ «Новогодний», на котором присутствовала представители администрации города Иркутска и Министерство Спорта Иркутской области. А количество участников было порядка 100 человек.
В 2012г был снова подана заявка на получение субсидии на строительство 2-ой очереди: строительство высокого скалодрома под «скорость». Заявка снова нашла поддержку в администрации города Иркутска, и одновременно с Федерацией скалолазания Иркутской области (которая получила гранд на строительство уличного скалодрома для «скорости» на сквере Кирова) успешно реализовала свой проект в декабре 2012г. В этот раз была выделена сумма денег в размере 257 тысяч рублей. При строительстве стенда активное участие принимали: Сергейчук Петр, Кривошеев Максим и Иванов Максим – незаменимые монтажники и сварщики!! Это был первый в г.Иркутске стенд, на металлическом каркасе, практически полностью удовлетворяющий условиям эталонной скорости, не считая высоты: вышло две полноценные скоростные дорожки высотой 11м.
В январе 2013г скалодром впервые принял детские старты. Было проведено Первенство г.Иркутска по скалолазанию в дисциплине «скорость». И тогда стало понятно, что детским секциям быть!
Еще немного раньше, в декабре 2012г, опять же при помощи Финкельштейн Александры, была получена ставка инструктора в МКУ «Городской спортивно-методическом центр» г.Иркутска. Инструктором стала ангарчанка Веретенина Екатерина. Что ознаменовало начало нового этапа ФАСИО – открытие детских секций по скалолазанию.
В апреле 2013г, совместно с Федерацией скалолазания Иркутской области, на скалодроме впервые проведен Чемпионат и Первенство Сибирского федерального округа в дисциплинах «боулдеринг» и «скорость».
Весь весенний период 2013г был отдан на встречи и переговоры с представителями Министерства Спорта Иркутской области, а так же было несколько встреч с губернатором Иркутской области и представителями его администрации. Благодаря заслугам альпинистов Иркутской области, в нас поверили и позволили случиться практически невозможному: на личной встречи с губернатором Сергеем Ерошенко в апреле 2013, было принято решение об открытии отделения в детско-юношеской спортивной школы! Таким образом, в июне 2013г было создано отделение «Альпинизма и скалолазания» в ДЮСШ Спарта. Тренерами стали 4 человека: Веретенина Екатерина, Веретенин Денис, Глазунова Екатерина и Чернышева Екатерина.
Только с открытием спортивной школы, САПЭиУ начало получать хоть какие-то платежи по скалодрому: это была арендная плата от ДЮСШ Спарта. А ФАСИО начало производить отчисления в размере 50% от деятельности вечерних секций. До этого все оставалось в распоряжении руководства ФАСИО. Все уходило на развитие и модернизацию скалодрома: были закуплены зацепы от разных производителей, покупался инвентарь для общей физической подготовки, снаряжение для лазания со страховкой, был модернизирован сам скалодром, построены лестница на 2 этаж, докуплен поролон, закупились спортивные тренажеры. На эти средства были отправлена Чернышева Екатерина на обучение в Москву, для получения обязательного сертификата «инструктор скалодрома».
В эти далекие дни скалодром стал расцветать: по большому счету это стал центром сосредоточения активных людей, интересующихся скалолазанием, ледолазанием и альпинизмом. Было удобно и недорого, и, что греха таить, вариантов не было, за не имением какие либо конкурентов. А отсутствие комфортабельных «современных» удобств, таких как нормальный туалет, душ, кабинки для переодевания и прочее с лихвой компенсировало дружеское общение с единомышленниками. Администраторы в это время не работали. Существовала система инструкторов: за определенным человеком закреплялся день, когда он обязан был присутствовать, открывать и закрывать зал, следить за порядком, инструктировать новичком по техники безопасности, и главное, собрать деньги за посещение. Но именно тогда мы впервые узнали, что к нам ходят Путин, Медведев, Шойгу, а в журнале по техники безопасности мы иногда могли видеть чеха Одам Ондру и свердловчанина Дмитрия Шарафудинова. А еще мы с неприятностью для себя узнали, что не все люди добровольно расстаются со своими деньгами и оплачивают услуги. А самое главное: в общественной организации нельзя привязать человека к взятой на себя обязанности, не воздействуя на этого финансово. Именно по этой причине в 2015г был принят на работу администратор, в обязанность которого стало входить: фиксация посещения, продажа абонементов, продажа разовых посещений.
Все отлично продолжалось до осени 2016г, когда вступили в силу измененные условия в Министерстве образования России, и стало понятно что САПЭиУ теряет лицензию и прекращает образовательную деятельность, а все помещения, включая спортивный зал САПЭиУ, находятся на продажи. С этого момента, руководство ФАСИО и скалодрома понимало: для того чтобы сохранить формат настоящего скалодрома необходим переезд в другое помещение и финансовая независимость. Поэтому с этого периода все деньги от вечерних секций стали аккумулироваться у руководства.
В сентябре 2016, нам поступила предписание о 4-кратном увеличении арендой платы за спортивный зал, что для ДЮСШ Спарта и ФАСИО оказалось не подъемной суммой. В противном случае необходимо было съехать в течение 2 недель. К моменту окончания срока аренды, буквально за неделю, не без труда и споров, мы определились с помещением: им оказалось сдаваемое в бывшем здании Иркутской типографии пустое помещение на ул.Баррикад, 33а, идеально подходящий под боулдеринговый зал по параметрам (высота и площадь), но находящийся не в самом привлекательном географическом месте: заезд по грунтовой дороге со второстепенной улицы. И самое главное: была проблема с попаданием в это помещение. Грязная, узкая винтовая лестница через главный вход, с проходом через работающее производство мебельной фабрики, что для детских секций была бы существенной проблемой. Но выход нашелся: было договорено, что мы сможем смонтировать внешнюю лестницу с улицы, смонтировать вход в окно, за свой счет.
Переезд был срочным: за 2 выходных дня 1-2 октября 2016, все было демонтировано и перевезено. Очень дружно и быстро. Огромное спасибо МНОГИМ людям. И было удивительно, какое большое количество родителей юных спортсменов откликнулись на просьбу о помощи. Строительство нового скалодрома так же должно быть быстрым, т.к. спортивные детские секции и тренера работали. Огромное спасибо ВСЕМ кто принимал участие в этой стройке и помогал в организационных вопросах, но особенное спасибо: Башкирцеву Джеку, Веретенину Денису, Сергейчук Пети, Иванову Максиму и Чернышевой Екатерине. Без этих людей строительство нового скалодрома не состоялась бы.
На строительство нового скалодрома, помимо того что мы перевезти (часть досок, фанеры, поролона и прочее) и материальной спонсорской помощи (гипсовые блоки, часть краски, вывеска, часть фанеры) было потрачено 648 тысяч рублей, большая часть из которых это сохраненные и аккумулированные деньги вечерних секций скалодрома последнего года.
И все было отлично: все те же скалолазы, спортсмены, тусовщики… Мы же решили, что в новом месте все должно быть по-новому. Поэтому с открытием были приглашены 2 администратора, которые должны были работать и по будням, и по выходным дням. Так же работала уборщица, которая мыла по 2 раза на дню.
Еще раз хочется отметить, что работа скалодрома в вечерних и коммерческих группах была просто отличная, вплоть до открытия нового современного скалодрома «Панорама», который открылся в апреле 2017г и на открытие продал годовые абонементы, за относительно небольшие деньги. И все…. Дальнейшая работа администраторов перестала быть возможной. Мы честно держались несколько месяцев, практически не изменяя режима работы: но делали это для 4-6 взрослых человек в день, а иногда их не было вообще! Особенно летом. Наполняемость же детских секций осталось на прежнем уровне, но надо понимать, что все содержание и возможность предоставления услуг в вечернее время – это посещение коммерческих групп. Это мы не говорим о модернизации и развитии скалодрома, на которое в бюджете денег просто нет.
В связи с этим, нам виделось несколько путей выхода из сложившийся ситуации, которые и были озвучены на заседании правления ФАСИО:
- снова внедрить инструкторов (как это было несколько лет назад). Но мы не смогли найти людей на бесплатную общественную работу, которые были бы готовы взять на себя обязательства и ответственность.
- отказаться совсем от вечерних коммерческих секций и отдать все вечернее время для работы детских секциями с тренерами, как это сделано на многих скалодромах России.
- учредить некий «клуб» людей, желающих продолжить заниматься скалолазанием и просто спортом у нас на скалодроме. А оплату за «клубную карту» сразу же пустить в развитие и модернизацию скалодрома.
Остановились на последнем варианте, хотя и понимали, сколько недо-пониманий это вызовет. Почему указали столь короткий срок: потому что мы не можем найти людей на «бесплатную общественную работу, которые были бы готовы взять на себя обязательства и ответственность» на более длительный срок. У всех свои дела, семьи, отпуска. Нам показалось что это самый безболезненный способ. Хотя конечно, кому то все-таки придется принять какие-то решения: ходить в Панораму или к нам, купить две карты или одну и так далее.
Мы надеемся, что данные изменения временные, и в ближайшие несколько лет работа двух скалодромов наладится: у каждого определиться свой круг постоянных клиентов, появятся новые люди, увлеченные скалолазанием. Если спрос в следующем году будет, и клубные взносы будут покрывать работу администраторов – то все вернется: и разовые посещения,и абонементы на более короткие сроки. А пока – так! Мы хотим чтобы возможность посещения скалодрома для взрослых спортсменов была сохранена. А так же была возможность модернизации и развития скалодрома.
Надеемся на понимание и Вашу поддержку.