от Стаса (Улан-Удэ) - Отчётец))
Звонок будильника, кофе- быстрый завтрак .
Экипаж Алексея (прадо 78), заночевавший в Улан-Удэ, поплутав по уже проснувшемуся городу, подъезжает к моему дому. Изрядно поторчав в штатных утренних "пробках", мы вырываемся на свободное пространство дороги Ула-Удэ-Багдарин сильно отставая от графика.
Завтракаем в придорожном кафе . И пока нагоняем остальных, пролетаем отворот на рисунок Будды Шакьямуни. На Будде побывают все- кроме нас. На Анинский дацан решаем не ехать - но посетить Солнечную Электростанцию Хоринск, удачно расположенную прямо за посёлком рядом с дорогой. Краткая фотосессия, мы снова навёрстываем упущенное время. Пролетаем с.Можайка, Сосново-озёрское, Исингу. Заезжаем сделать пару фотографий на ступу близ с.Булум.
С экипажами Вадима (Ровер) и Александра (Патриот) встречаемся, увидев у придорожного кафе автомобили. К мосту через Витим, что в Романовке, прибываем к пяти часам дня в полном составе. Короткая фото-видеосессия, и мы уходим на Багдарин. Пылит, набегая под колёса, дорога, зимние пейзажи сливаются в серые полосы по бокам. В Багдарине расселяемся в разных точках поэкипажно, быстрый ужин и отбой.
Утром сбор в Багдаринском краеведческом/геологическом музее, полноценная подробная экскурсия растягивается на несколько часов, экскурсия интересная но основной шок вызывает сам музей: неказистое снаружи сооружение изнутри открывается посетителю богатством экспозиции. Немое "ВАУУУ" и челюсть нараспашку, обеспечены. Короткая фотосессия возле памятника "трактор" и около стеллы "Багдарин" и мы встаём на трассу Багдарин- Курорт Баунт. В наледи на Багдаринке провалился нивасик, дёргаем. На ближайшем перевале "советская власть" заканчивается, мы устремляемся вперёд нагоняя время и, естественно, на очередном повороте наш "прадик" выставляет в заносе на обочину, капотом в кювет. В рацию зовём прилично ушедших вперёд товарищей, дёргаем прадик. Скорость колонны немного замедляется, проходим пос. Ципикан и "по суху" - то есть не по реке а по грунтовке, к двум часам дня въезжаем в курорт- Баунт. Желание покупаться в горячих источниках не сбывается: на всех турбазах замкИ, во всём посёлке только охранник с закрытой турбазы - одна живая душа которая " абсолютно не в курсе". Короткая фотосессия на истоке горячей речки, и наша колонна выходит на лёд реки верх.Ципа. Фотографируемся на фоне горы "Большой Хоптон" и уходим с в.Ципы на оз. Баунт. Немного дурачимся на льду, дорога позволяет ехать быстро. Обедаем в машинах сухпайком в движении.
Заезжаем на истоке реки ниж. Ципа на бывший. пос. Баунт и на метео, прогреваем дроны, воздушные съёмки скалы с крестом наверху. Ходит легенда, что этот крест установили два брата охотника. Братья попали в промоину на реке, утонули все их вещи и оружие. К тому времени они уже несколько суток шли впроголодь на прииск. Братья понимали, что им обоим не выжить и решили тянуть жребий, по условиям которого один вытянувший жребий скинется со скалы покончив самоубийством, а другой его будет кушать и, таким образом спасёт себе жизнь. Но, забравшись на скалу и рассматривая как скинуться, один из братьев случайно устроил камнепад, и несколько камней убили невесть как оказавшееся внизу дикое животное. Бог позволил человеку сегодня не умереть, и в честь этого события братья через несколько лет установили на месте своего чудесного спасения крест.
Попетляв по реке, наша колонна выезжает на автозимник до пос.Уакит. В посёлок не заезжаем, уходим на горячие источники "Францевские" (Уакитские). Зимовьё на источниках занято рыбаками - тут ночевать не получится, быстро искупавшись разворачиваем колонну, и к восьми вечера въезжаем в пос. Уакит. Выясняется, что про нас тут никто не в курсе и, вроде бы готовый быть нам ночлегом дом - не готов а в гостинице занято. У главы поселения узнаём за наледь на устье ручья Вековьё - наледь проходимая. Вадим принимает решение идти в ночь до метеостанции Ую.
Ночной дрифт по петляющей Ципе, и около полуночи мы на метео. "начальник чукотки", Михаил, пускает нас переночевать в домике- "хозблоке". Строение достаточно старое, с модными пластиковыми окнами. На метео работает солнечно-аккумуляторная электростанция, в хозблоке светодиодное освещение и розетки 220. Гаджеты ставятся на зарядку, быстро ужинаем и заваливаемся спать на досчатых "полатях".
Подъём в шесть, сегодня категорийный участок. Короткая фотосесстия у упавшего рядом с метеостанцией вертолёта Ми4. Рассвет только касается алым цветом самых вершин Южно-Муйского хребта, когда наша колонна встаёт на автозимник. Глубокая Ураловская колея, взрезая напрямки многочисленные замёрзшие болота, кочкарником ведёт нас на зим. Аматкан. Не попадая в колею, "прожимаем" подвески наших боевых коней. На ручье Жанок необозримая мокрая (вода идёт поверх льда) наледь. Поговаривают, что тут машины почти всегда проваливаются. Но провидение благоволит нам и, лишь немного замочив колёса, мы выходим на ту сторону. От зимовья Аматкан ничего не осталось кроме точки на топокарте. Тяжело идём кочкарником, отклоняясь от маршрута вправо и, внезапно, вываливаемся на вполне приличную дорогу. Обрадовались, ехать стало веселее но трек упорно уходит вправо! Останавливаемся , сверяем карты. Так и есть, накатаная дорога ведёт на метео Бамбуйка и на р. Витим, но нам то не надо туда)).
Разворачиваемся, и накатаной дорогой уходим на нужный маршрут. Вот оказываются как "все" ездят, не через Ую а по Витиму через Бамбуйку! Это отличная новость, мы идём накатаным зимником по р.Тулдунь, которая живописно петляет. Выходим на р. Ирокинда, и по обширным наледям, к обеду, уже въезжаем в пос. Ирокинда. Немного поплутав, спрашиваем у местных про столовую, шумной толпой заваливаемся в "отделение рабочего питания прииска Ирокинда". Полноценный обед, обходится чуть более чем в двести рублей. На столиках вместо табличек меню, проспектики с вакансиями.
На окраине посёлка ведомственная АЗС, нас само собой никто не заправляет. Доливаем с канистр топливо и уходим в перевал на пос. Таксимо. Перевал очень красивый и довольно сложный, словами трудно описать впечатления, охватившие меня. То тут, то там по обочинам дороги установлены зеркала и таблички: "жила "пионерская", " жила "случайная". Много обелисков погибшим водителям... Идём неторопясь, дорога врезается в отвесные борта живописного ущелья ручья Киндикан. Постоянно останавливаемся для фотосессий. В этом году снега немного, но в иные годы, судя по рассказам, дорога здесь идёт сквозь снежный коридор с отвесными стенами. На перевале бурятская "ступа" и горняцкая вагонетка. Интересное соседство. Открывающийся вид с перевала эпичен. Муйско-куандинская впадина как на "ладони". Спуск с перевала. Серпантины, серпантины, серпантины. За последним поворотом дорога резко распрямляется, и разлетевшись по впадине, словно брошеная могучей рукой катушка с киноплёнкой, уводит нас на Таксимо. Пересекаем рельсы БАМа, въезжаем в четыре часа дня в поселок. Заправка, топливо "за пятьдесят с хвостиком". Дело к вечеру, пара звонков в гостиницы - мест нет. Вадим предлагает ехать до пос. Куанда, где через знакомых нашёл сносный ночлег.
И вот она, БАМовская трасса. "Дорога-автодублёр БАМ"а, на современный лад. В плотных сумерках наша колонна подъезжает к "тому самому" мосту через р. Витим. Узкий деревянный настил на пятнадцатиметровой высоте уходящий в темноту, лишь слегка выхватываемый светом наших фар. Влево, на объезд. Плотным чёрным одеялом опускается кромешная ночная тьма. Разбитая, проваленная грунтовка. Десятки развалившихся мостиков в объезд. 100км за 4 часа. В пос. Куанда на ночлег нам отдана комната досуга в местном общежитии, рядом с почтовым отделением. Располагаемся на бетонном полу, на кстати пригодившихся карематах.
Куанда спит. Не спим только мы, сегодня нас ждёт Чара. Гудят прогреваясь, машины, броуновское движение по коридору. Скорый завтрак. Для экипажа Александра (Патриот) это крайняя точка, они уходят отсюда на Северобайкальск. Прощаемся. И снова провалившаяся колея, объезды горелых мостов. Недавно начавшийся снег, вскоре превращается в снежный циклон. Плотной стеной пушистые новогодние хлопья заваливают на глазах дорогу. Перевал Кодар. Попетляв по серпантину, дорога сваливается к озерам Леприндо. Вот и стелла Кодар. Летом тут едут сушей "весело", но зимой дорога простая и идёт по озеру. Колонна выходит на ледяную гладь озера малое Леприндо. Пронизывающий до костей ветер тянет по льду озера живописную позёмку. Попытка сфотографировать моментально оборачивается отмороженными пальцами... Выходим на грунт. Мостики, мосты, объезды, наледи. Приветственно гудящие локомотивные бригады встречных товарняков. Немного теряем бдительность, и сразу в очередную наледь "эпично проваливается" наш "прадик". Дёргаем динамикой. В сорока километрах от Новой Чары начинается сносная грунтовка, настроение и скорость идут вверх.
Вот и Новая Чара. 12 часов пополудни. Дефилируем на машинах возле железнодорожного вокзала. Фотосессия)) Поселок живёт полноценной рабочей жизнью, много специалистов задействовано на строительстве второго пути БАМ и разработке Удоканского месторождения. Договариваемся с размещением, заселяемся поквартирно. Полуднёвка, делаем хороший перекус по домам. Телевизор! Скоростной инет!!! 8) И тут внезапно хмарь за окном пронизывает солнечный свет. Низких снежных туч как будто и не было, Отроги Кодарского хребта заливает нежным солнечным светом. Хватаем фототехнику и - бегом снимать! Выдвигаемся в пос. Чара (старая Чара), по пути "настреливая" на фотоаппараты десятки кадров. В Чаре заходим в отделение МЧС поисково-спасательная служба, регистрируемся на автомаршрут на пески на завтра и на посещение нацпарка Кодар (всё бесплатно). Возвращаемся в Новую Чару. Недалеко от посёлка есть турбаза с горячими источниками, договариваемся на посещение, и вечером устраиваем расслабление в уютных бассейнах под ночным небом Кодара.
Привычный подъём в шесть утра, завтрак. Собираемся возлн ж/д станции и выдвигаемся на Чарские пески. Вокруг завораживающие виды просыпающегося в нежном розовом свете хребта Кодар на севере и Удокан на юге. На реке Сакукан сухая наледь, Ровер проходит "на изжоге" а "Прадик" проваливается в сушинец. Дёргаем, в обод набивается ледяная крошка и начинает травить колесо, но этого никто не замечает. Кочкарник и чахлые лиственицы непроходимых летом ковровых болот и вот, за последними кустами стланника появляются белоснежные барханы самой северной пустыни. Чарские пески. Едем прямо по песку, к озеру "сказка" . Попутно накачали вконец спустившее колесо на "прадике".
Удивительное зрелище. Белоснежные гряды уходят к горизонту а там, в голубеющей дали, вздымает к небу свои пики хребет Кодар. Ослепительно светит солнце. Я разгребаю снег и набираю полную горсть холодного, мелкого рыжего песка. Реально - мне кажется чудно. Тут, где кружили только птицы, и дикий зверь тысячелетия оставлял лишь только свой след, теперь стою я. Я приехал сюда на машине, по дороге. Странное чувство охватывает меня... Тысячи лет нетронутой природы и вот он я, и мои товарищи. И люди. Думают ли они, что оставят после себя? Думаю ли я?...
Разбрелись экипажи по барханам. Щёлкают затворами, летают на дронах. Местные жители приехали на оборудованное место у озера, отмечают. О, блин! Восьмое же Марта! Дорогие товарищи женщины! В этот знаменательный день, в таком знаменательном месте, встречаете вы свой праздник. Хотел бы я встретить свой день рождения тут...
Наша команда переезжает на новое место. Тут большие песчаные, с южной стороны голые от солнца, а с северной белоснежные от снега, барханы. Нам навстречу лыжники-туристы идут пешком с лыжами за спиной... Мы идём цепочкой по гребню, я вспоминаю фильм "Белое солнце пустыни". Белоснежные барханы Чарской пустыни... Не хватает чайника кипятку с пробкой на цепочке)). На выезде с песков встречаем мобильный кордон нацпарка. Возвращаемся накатаным зимником напрямую в Новую Чару через реку Чара (летом тут пеший маршрут, сложнопроходим). Заправляем баки "под горло", топливо "очень за пятьдесят", освобождаем квартиры, кушаем в "забегаловке" в местном торговом центре и , начинается наша обратная дорога.
Погода ясная, морозно, обратная дорога привычно легче. Чистый прозрачный лёд Малого Леприндо испещрён сотнями трещин с застывшими струйками донного газа. Попытка фотосессии, снова ледяной ветер. На реке Сюльбан разбитая наледь, ломаем окончательно ледовую корку ломом, давим машинами. До Куанды добираемся в сумерках, привычно "заваливаемся" в комнатку около почтового отделения. Ужин, поздравляем с возлияниями женскую часть коллектива с 8 марта. Отбой.
Утром заезжаем на железнодорожную станцию Куанда, здесь расположена стелла "смычка" о соединении трассы БАМ. Фото на вокзале, возле стеллы, вновь дорога вдоль БАМ, и вскоре мы снова на "Витимском" мосту. Летаем, снимаем но, по мосту так и не проехали. "пунктик" на будущее)). В Таксимо приезжаем к одинадцати дня, фото у копии самолёта. Кушаем на выезде с поселка, встаём на грунтовку на Уоян. Дорога "средней степени тяжести", но всё-же намного лучше участка Таксимо - Чара. Особо сложный участок в районе разливов реки Муякан: ямы, провалы, лёд. К трём часам дня въезжаем в Северомуйск. Старый посёлок совсем разрушен, фото на стелле Северомуйск (в посёлке) и "у вездехода". Заезжаем к порталу Северомуйского тоннеля. Охрана лениво позыркивает на нас со своих насиженных мест, но мы не ломимся в "запретку", пару фото на стелле и вот, спустя короткое время - мы уже возле "чёртова моста" железнодорожного обхода Северомуйского тоннеля. Прогреваем коптер, активно фотографируем и снимаем на коптер мост. Взбираемся в живописный автодорожный перевал, останавливаемся на общеизвестной стелле "северомуйск" с вагонеткой. Походный перекус помашинно, фото "рядом с вагонеткой" "на вагонетке" "в вагонетке" ))
Снова колеса машин пожирают километры автодублёра БАМ, вздымаются за железнодорожным полотном отвесными стенами отроги Северомуйского хребта, отходят вдаль, открывая бесконечный вид... Мелькают за окном одинокие разъезды... Ангаракан... Ковокта... Янчукан... Чуро... Янчуй... Мы уже в Верхнеангарской котловине. К восьми вечера заезжаем, наконец, в пос. Новый Уоян. Ужинаем в столовой, чьи двери гостеприимно открыты хозяйкой для нашей команды не смотря на столь поздний час. Заселяемся в уютный гостевой дом на окраине посёлка. Завтра ранний подъём. Нас ждёт зимник "Через Сто десятый километр".
...На зимник "110" заезжаем рано утром, и уже к семи утра выходим в русло реки "Срамная". Дорога прилично накатана большегрузами, но мы всё равно пару раз "подсаживаемся" на камни на выходе с реки. На ручье Улуг появляются первые "косые" (уходящие в русло уклоном) мокрые наледи. Река Светлая вся в наледях, прижимы раскатаны большегрузами. Останавливаемся, снимаем ущелье Светлой у впадения руч. Инамакит оно особенно живописно, даже зимой. Основная наледь на ручье Бартай как всегда обширна. Вся гора течёт, пузырится и, застывая, переливается всеми красками от белого до бирюзово-зелёного. Вадим разведает "нижний" маршрут, но вскоре возвращается - дорога непроходима. Едем "верхом" (через сопку) и там, развилкой забираем гористее и легко проходим наледь. Вскоре показывается долина зимовья "Аэродромное" и к 12 часам дня мы останавливаемся у "знаменитого" километрового столбика "110". И вновь, как в давние времена, на аэродромном гудят винты вертолётов... ))
На перевал "волчий клык" заезжаем без особых проблем, традиционные обзорные фото долины, и вот мы уже спускаемся к верхнему броду через реку Баргузин. Никаких проблем на броду зимой нет, оставляем за кормой машин пустой в это время года кордон заповедника, объезжаем провалившуюся наледь на броду через р. Ковыли и вот мы уже на обзорной площадке Джергинского заповедника. Фото-видео, скатываемся вниз, к кордону, "сдаём за проезд", шлагбаум открывается и наша дружная команда к пяти часам дня вваливается на курорт Умхэй. Расселяемся по домикам, идём купаться в источники. Вечером закатываем "торжественный ужин" в честь окончания нашего путешествия.
Рано утром наш экипаж выезжает в Иркутск, я прощаюсь с ребятами в Улан-Удэ.