Стамбул. День второй.
Стамбул. День второй.
|
Вид с нашей крыши, слева самый "громкий" минарет |
В 9 утра на нашу крышу пришло солнце и принялось стремительно нагревать черные спальники. Долго спать, однако, было некогда – нужно еще много посмотреть, а на вечер запланирован отъезд. Утро было звонкое, вокруг с криками летали чайки, с крыши открывался отличный, чуть подпорченный двумя торчащими зданиями, вид на Мраморное море с россыпью кораблей. Идиллию нарушил шум и треск дизельного двигателя – приехал экскаватор и принялся деловито вскрывать асфальт прямо около нашего отеля – но мы уже убегали, своеобычно оставив рюкзаки в комнатке для багажа.
В одном из узких переулочков неподалеку от центра нашли наконец-то местную харчевню – они здесь называются локантаси (ресторанчик). За смешные деньги качественно позавтракали. Я взяла себе жареные баклажаны с йогуртом. Йогурт тут знатный, просто белый, без всяких ароматизаторов – местные покупают его в магазинах большими пластиковыми ведрами. Еще часто попадаются люди с пакетами каких-то длинных зеленых растений, издали похоже на стручковую фасоль. Такая вот зеленая штука прилагалась к моим баклажанам. Я щедро окунула ее в йогурт, откусила и... застыла с открытым ртом. Вот подстава – это оказался жгучий перец!
На этот день был запланирован методичный обход базовых достопримечательностей Стамбула. Если обходить все существующие, придется остаться там жить. Расскажу по порядку.
|
Кирпичные своды Ербатана |
|
Перевернутая голова Медузы |
Подземное водохранилище Еребатан. Поскольку источники питьевой воды в Константинополе отсутствовали, ее приходилось транспортировать сюда из источников, находившихся в 25 километрах от города. В военное время постоянно существовала опасность злонамеренного разрушения акведуков. Именно поэтому в 532 году был сооружен искусственный водоем вместимостью 80 тысяч кубометров. Использовался до 16 столетия (захвата Стамбула турками-османами). В середине 19 века была произведена реставрация, потолок укрепили при помощи 336 римских колонн, которые откуда только не натащили – своеобразный памятник вандализму и осмысленному перераспределению ценностей. Сейчас в цистерну водят туристов, за вход берут 10 миллионов лир. Уровень воды там невысокий, около метра на глаз. Среди леса колонн проложены широкие деревянные мостки с перилами, организована бело-красно-зеленая подсветка. С потолка местами капает – там натянуты полиэтиленовые тенты. В воде лежит множество монеток и плавают довольно большие рыбы – их ловят сачками и подают в ресторанчике "У цистерны" тут же. Основные объекты для осмотра – колонны, употребленные при реставрации. Большинство из них вполне стандартные, но попадаются и примечательные – плачущая колонна, например. По ней почему-то постоянно сочится вода (возможно, некий капиллярный эффект), поэтому колонна зеленоватая и скользкая. В ней есть дырочка – туда надлежит совать палец и загадывать сокровенное желание. Еще две колонны установлены на пьедесталах из голов Медуз (тех самых, одна из которых Горгона). Когда-то их просто использовали как подпорки, теперь к ним водят туристов, а рядом стоит плакат, поясняющий историю вопроса.
|
Ая-София. Обратите внимание, сколько этажей у лесов и прибросьте высоту здания |
Базилика Ая-София. Первый вариант был построен в 360 году, ныне существующий – в 532-537 годах. В течение почти полуторатысячелетней истории Ая-София претерпела много разных неприятностей, самым большим из которых могло стать завоевание Константинополя османцами. Однако турки оказались людьми практичными – не тронули ни самого здания, ни уникальных мозаик с противными Аллаху изображениями людей. Здание церкви приспособили под текущие нужды – приделали по углам минареты, мозаики замазали штукатуркой. Первый из минаретов был построен из кирпича, остальные – каменные. Внутри висят большие круглые щиты с исламскими граффити – тоже самые крупные в мире. Сейчас здесь музей – непрерывный процесс реставрации продолжается уже много лет. Мозаики уже в основном восстановлены. Самые известные – "Мольба" и изображения императорских семейств с Иисусом или Девой Марией посередине. Мозаики, кстати, относительно небольшие – если не знать, где они, то снизу и не разглядишь, теряются в общем объеме. Размеры здания огромны, могу себе представить, что чувствовали люди, входившие под эти своды полторы тысячи лет назад – наверное, полную свою ничтожность и беспомощность перед божьим промыслом. Меня же больше поражает не размер, а возраст всех этих зданий. Чего только здесь не происходило за сотни лет, кого тут только не было, а я вот приехала и стою, разинув рот. Билет в Ая-Софию стоит 15 миллионов – это больше 11 долларов, скидок нет. Музеи вообще дорогие, но крепимся и платим – глупо экономить, приехав за тридевять земель.
|
Оркестрант с фальшивыми усами |
После Ая-Софии направились во Топкапы-Сарай (дворец то бишь – вот они, превратности турецкого языка). Дворец начали строить в 1453 году, и до конца 19 века непрерывно достраивали. На протяжении 400 лет здесь была резиденция османских падишахов. В 1923 году, после установление республики, Топкапы Сарай сделали музеем. Здешняя коллекция экспонатов насчитывает 65 тысяч экземпляров, из который выставлено не более десятой части – ни помещений, ни персонала не хватает. Внутрь внешнего периметра дворца пускают свободно – это просто огромный парк. Поскольку турки – народ кочевой, то разнообразные знатные посетители приезжали сюда со всем табором и раскидывали в этом парке свои шатры. Старые чинары дают качественную тень (что ценно), тут же бесплатный туалет (что редкость), почтовый офис, откуда мы немедленно отправили открытки домой. То ли по случаю какого-то праздника, то ли просто так в парке выступал оркестр, играл национальные мелодии и гимны. Оркестранты были наряжены в национальные одежды, для солидности все были в усах – тем, у кого не удались свои, наклеили накладные войлочные.
|
Культурные объекты в Турции охраняет военизи-рованная полиция – Jandarma |
|
"Кольца и браслеты, финки и стилеты..." |
Билеты продавались отдельно во дворец, отдельно в сокровищницу и отдельно в Гарем. Стоимость входа – 12 миллионов во дворец, 10 миллионов – в сокровищницу, 12 миллионов – в Гарем. Скидки только мелким детям, студенты на общих основаниях ходят. Сокровищницу решили пропустить – цацки всякие мы и так видели в больших количествах. Обошли сам дворец (вход через турникет с магнитным детектором, как и в Ая-Софии), во всех доступных помещениях – выставки: фарфор, одежда, оружие, священные реликвии типа сабли пророка и волос из его бороды. В оружейном зале поразил воображение двуручный меч крестоносцев – я таким могла бы максимум снести голову своему же коню.
Рыцари средневековые были некрупные люди – видела я их доспехи в Западной Европе, не впечатлило. Турки же, напротив, в те времена были мощными парнями, высокими и широкими, где надо – судя по доспехам опять же. Немудрено, что военный успех им часто сопутствовал – количество и качество солдат позволяло. Вход в Гарем (это не только совокупность многих жен, но и вообще некая приватная зона во дворце, там и мужчины не редкость были по делам) находится во внутреннем периметре дворца, туда пускают порциями раз в полчаса и довольно рано закрывают – не успели мы туда, видно не судьба была. Напоследок погуляли по шикарному дворцовому парку – огромные древние платаны, лопнувшие посередине – в разрыве спокойно помещается человек.
|
Старая чинара в парке Топкапы |
|
Жареные кукурузные початки продают повсеместно |
Оставшийся вечер посвятили прогулке по берегу Мраморного моря, где туристов не сыскать почти, зато есть бетонный парапет, от него и до воды навалены крупные камни, и везде в изобилии рыбаки и кошки при них. Тут же продавцы кукурузы и орехов с тележками, разносчик с подносом мидий и лимонов на голове, под ивами – нечаянные пластиковые столики, где можно выпить кофе. "Кофейник", знойный турок с богатейшими бровями, прибежал к нам посидеть, тут же хищно на меня уставился и первым вопросом был "Вы женаты?". Рекомендуется отвечать утвердительно, даже если вы приехали в Турцию с отцом или братом, иначе не отвяжешься. Уже совсем смерклось, когда мы вернулись к своему отелю и совершенно не узнали местность вокруг – утренний экскаватор перевернул вверх дном все кругом, пришлось скакать по крупным вывороченным кускам асфальта. Забрали рюкзаки и двинулись в центр города с намерением перекусить и дожидаться времени отправления автобуса в скверике у Голубой мечети. В скверике на лавочках полно иностранного народа, ходят мужичок и тетка, настоятельно предлагают "чай, эпль ти" и кофе. В сумерках поняли, зачем между минаретами мечети натянуты провода – там горящие лампочки составляют некий текст.
|
Голубая мечеть ночью. Что написано – не знаю, но красиво. |
После некоторых недоразумений отловили наше сервис-такси и были доставлены на отогар, откуда отправлялся наш ночной автобус до Бергамы (билеты купили еще с утра). С нами ехал голландец, давно живущий в Америке, он собирался выйти в Чанаккале – там недалеко легендарная Троя. Мы же решили Трою пропустить – что-то подсказывало нам, что кроме деревенного коня-новодела ничего интересного мы там не увидим. Нас ждал древний город Пергамон, превратившийся со временем в маленький гордок Бергаму, почти деревню. Американец не остался без попутчика – его соседом по сиденью оказался длинный старик-француз, и они немедля принялись щебетать по-французски. Автобус ехал затейливо – по северному берегу Мраморного моря, потом паромом через Дарданеллы. Каюсь, Дарданелл не видела – из автобуса во время переправы никого не гнали, мы отменно пригрелись в откинутых креслах и отметили лишь плеск и свежий морской запах, прокравшийся в салон через дверь.