Каппадокия.
Каппадокия.
|
Вулкан Эрджияс – виновник местных чудес (высота 3916 м) |
Каппадокия – природная и историческая область в центре Анатолии (Малой Азии). Когда-то давно здесь бушевала стихия, и обширные пространства была залиты лавой слоем в много десятков метров. Прошло время, толщи вулканического туфа изрядно выветрились и размылись водой, потом пришли люди и изгрызли и без того причудливые природные рельефы своими жилищами и храмами. В разное время здесь жили хетты, персы, скрывались от преследований первохристиане. Именно они вырубили в окрестных туфовых скалах множество церквей, некоторые из которых еще неплохо сохранились.
Туристы облюбовали в Каппадокии в основном два населенных пункта – это Гереме (здесь место обитания англоязычных туристов) и Учхисар (здесь традиционно селятся франкофоны). Мы, конечно, выбрали Гереме.
|
Гереме, дорога из Аваноса |
|
Грибочки |
От Кайсери до Гереме ехать немногим более часу, сначала по сторонам дороги видна лишь ровная степь, но ближе к цели начинаются заметные изменения рельефа, а после Аваноса (городка, который славится, кстати, керамической тарой ручной работы) уже встречаются классические каппадокийские "грибы".
Автобус высадил нас на местном автовокзале, и мы стали осматриваться. Гереме – довольно большая деревня, часть ее находится на ровном месте, где в основном расположены магазины, рестораны, турагентства и прочая инфраструктура. Дальше улочки начинают довольно круто карабкаться вверх, покарабкались и мы. Больших отелей тут, конечно нет, сплошь небольшие пансионы и гестхаусы, цены низкими не назовешь – уж очень популярное место у интуристов. Сторговали в одном из пансионов за $14 на двоих номер, вырубленный прямо в скале. Обстановка аскетическая – две кровати, лампочка под потолком, маленькое окошечко, коврик на полу. Душа в номере нет – им можно пользоваться этажом ниже. Зато с террасы перед входом в номер великолепный вид на Гереме и окрестности. Вся деревня в бежевых тонах, на террасах бельишко сушится, на каждой крыше – солнечный водонагреватель: бак, куда подводится холодная вода из водопровода, и несколько (для одной семьи достаточно двух) плоских прямоугольных емкостей с черной верхней стороной, где происходит нагрев воды и откуда она по мере надобности расходуется. Солнце здесь яркое, вода нагревается очень хорошо. Впоследствии мы видели такие конструкции и в больших городах – там кронштейны для баков и нагревателей монтируются на крышах прямо при постройке многоэтажек.
|
Воду здесь греет солнце |
Поселившись, пошли вниз, к цивилизации – поесть, раздобыть карту и взять напрокат велосипеды. Велосипеды в аренду предлагают 4 или 5 компактно расположенных контор. В основном аппараты изрядно убитые, поэтому нужно тщательно выбирать – рельеф вокруг сложный, и желательно, чтобы скорости переключались, а тормоза тормозили. В результате выбрали мы каждый по велосипеду местной марки "Бисан" с грипшифтами и переключателями даже якобы "Деоре" (может даже когда-то так и было, но очень давно).
|
Наши турецкие кони |
Заплатили по 20 миллионов за 6 часов аренды, в залог оставили водительское удостоверение Стаса – взяли его с легким недоумением, там латинскими буквами только имя и фамилия. Здесь же, в прокатной конторе взяли очень приблизительную карту местности и поехали в сторону Open Air Museum'a – туда заходить не стали (зря возможно), посчитали, что вокруг и бесплатно есть что посмотреть. Проехали несколько километров по мощеной дороге до шоссе и развилки на Ортахисар, свернули на проселок и углубились в дебри. По сторонам дороги приметили ровные ряды невысоких кустов, оказалось, это виноград. Попробовали сначала с опаской – может, дикий какой – нет, нормальный сладкий виноград двух видов, черный и зеленый, пыльный только немного, но пыль чистая, автомобилей тут не ходит почти.
|
Стас с виноградом – по мотивам известной картины |
Видели довольно большую и старую черепаху (сантиметров 30 в длину), качественно фотографироваться она не захотела – зашипела по-змеиному и втянула все, что могла, под панцирь. В особо популярных местах много народу, причем не только иностранцев, но и турок – они массово путешествуют по стране в выходные дни, семьями, на автомобилях. Встретили одного солидного турка c целым выводком жен и детей. Здоровался и разговаривал только со Стасом, ортодокс-мусульманин, видать – оказалось, он в молодости довольно долго работал в Казахстане, поэтому неплохо знает русский язык.
|
Почти термитник |
На юг от Гереме туфовые скалы светло-желтого цвета, крупно изрезанные эрозией, в таких, в основном, и выгрызались помещения для жизни и культа. Между скалами мягкий желтый туфовый песочек, на нем обильно произрастает всякая трава, мандариновые деревья и колючки. В таком колючем кусте мы спрятали велосипеды и дальше пошли по желтым лабиринтам пешком. То и дело в стенах видны окошки. Заметили, что если к окну нет прямого хода, надо просто хорошенько поискать вокруг, и где-нибудь в уголке обязательно найдется альтернативный вход. Некоторые помещения наглухо закрыты вполне современными дверями с подвесными замками, а окна заложены крупными камнями – любопытной Варваре, как известно, нос оторвали – залезли на подоконник, посмотрели в щелочку, оказалось, там стоят ульи.
|
Желтый туф хоть и рыхлый на вид, на самом деле довольно твердый |
Чуть позже этим же днем съездили недалеко в сторону Аваноса – дорогой, которой приехали сюда на автобусе: хотели посмотреть исполинские "грибы", виденные в окно. В этом месте очень хорошо видно, как грибы образуются – имеется слой светлой мягкой породы снизу и слой более темной и более твердой породы вверху. В процессе выветривания от массива постепенно отделяется "ножка" гриба, одновременно истончается мягкая порода под твердой – образуется "шляпка".
У подножия "грибов" произрастает виноград – он уже созрел, его собирают и выкладывают на подстилке длинными полосами – чтобы набирал солнце и сладость. Хороший будет изюм. Встречали и мандариновые деревья, и кусты миндаля – мандарины еще зеленые настолько, что в рот их тащить глупо, а миндаль, напротив, уже отошел, но пару-тройку орешков мы нашли-таки и съели.
|
Рождение грибов |
|
Будущий изюм |
На следующий день выспались от души – мы вообще в этом себе не отказывали, когда ночевали "на материке", а не в автобусе. В этот день арендовали мопед, красный трескучий "Пежо" (в залог взяли паспорт с визой), получили к нему 2 великоватых обшарпанных шлема. Сначала доехали почти до Учхисара – чуть не доезжая его, есть смотровая площадка. Мы любовались видами, а местный пацан деловито запускал воздушного змея. Среди здешних детей и не только детей эта забава очень популярна, самодельные змеи улетают на огромные высоты – их даже не видно в небе, виден только "водитель", мотающий на палочку некую абстрактную натянутую бечевку.
|
На другом конце веревки – змей. Справа – кусочек нашего мопеда. |
|
Пацан из Ортахисара. Детей приходится фотографировать тайком, ибо запрещено |
Мы же съехали обратно в Гереме, по вчерашней мощеной дороге доехали до Ортахисара, там посетили высокую крепость, выдолбленую в туфовой скале – вход туда по билетам, всем 2 миллиона, студентам один, студенческий показать не требуют, верят на слово. По заботливо сваренным лестницам достигли макушки с непременным турецким флагом – с крепости открываются впечатляющие виды.
|
Стас на макушке крепости |
Покатились дальше, смотреть соседнюю долину. Ландшафт совсем другой – каменные конструкции не такие монументальные, зато более причудливые, цвета не желтого, а нежно-розового. "Грибы" попадаются целыми рощами. При буйной фантазии можно найти среди тычков любое реальное или сказочное существо. Дорога бежит то вверх, то вниз, на спусках мы старались экономить бензин, ехали с выключеннным моторчиком – видели местного жителя на ярко-желтом мопеде – он громко пел и тоже экономил горючку под горку.
|
Розовые абстракции | |
|
|
|
На ель ворона взромоздясь... | |
Мопеды выдаются в прокате с полным баком бензина, сдать надлежит такие же, иначе плюс к арендной плате возьмут еще и за бензин, причем по завышенной цене. Поэтому в Аваносе заехали на заправку, их там много, цену точно не помню – что-то несколько меньше 2 миллионов за литр. К вечеру Хасан зазывал нас на террасу пансиона полюбоваться закатом. Закат планировался в 19 часов, так что время еще оставалось. В одной из кафешек мы на славу угостились местным лакомством – знаменитой баклавой. Слоеное тесто с ореховыми прослойками, обильно пропитанное медовым сиропом. Очень вкусно, но на мой вкус чрезмерно сладко, надо запивать литрами чаю. Остаток времени до заката провели в пеших прогулках по ближним окрестностям, заценили ближние виноградные плантации, подивились тракторным ангарам, вырубленным в туфе.
|
Кузова тракторов с любовью расписывают – обратите внимание на выражение лица змеи |
|
Хасан-сан |
В итоге к закату солнца мы самую малость опоздали – но это ничего, видели его накануне. Посоветовались с Хасаном по поводу нашего дальнейшего маршрута и приняли решение отправляться из Гереме прямо в Стамбул. Билеты купили на этот же вечер – Хасан устроил нам в одной из автобусных компаний скидку по 5 миллионов на нос. Остаток времени до автобуса мы провели на террасе пансиона за чаем и разговорами "за жизнь".
|
Реклама автобусного рейса в Нигде |
Хасан работает вайтером (зазывалой) и барменом в одном из больших отелей в окресностях, бегло и уверенно говорит по-английски, хотя и не знает особых грамматических премудростей – сказал, что нахватался языка от клиентов, за год до этого разговаривать практически не мог. Рассказывал, что хотел бы изучать языки – а способности явно есть, мы оценили – но нет денег на обучение, и поручителей для получения кредита нету, единственный возможный кандидат, отец, уехал в Германию, да так оттуда и не вернулся. Поменялись с ним монетками, показывали друг другу фокусы со спичками и прочим подручным материалом – детские забавы, оказывается, у всех были одинаковые. Написали ему в блокнот "литл поэм" на русском ("Раз два три четыре пять, вышел зайчик погулять") и еще стихотворение для его знакомой русской девушки для засылки ей письма ("Я помню чудное мгновенье...").
Вечером сели в ночной автобус до Стамбула – от Гереме их гоняет сразу несколько компаний, все отходят примерно одновременно, пассажиров достаточно во всех, в основном это наши коллеги-бэкпэкеры. В темноте за окном автобуса перед глазами медленно проплыл указатель на город с замечательным названием – Нигде. Билеты туда, стало быть, покупаются с пунктом назначения – Никуда.