alexandra finkelstein
irkutsk
Мы с ним много разговаривали про Валерия Николаевича.
Ильяс был, искренним, истинным поклонником Ак-Су - он был там шесть раз. и хотя они практически не встречались с ВН, просто по его маршруту проложенном в те годы ему все было понятно - мастер мастера видит отчетливо..
после Коммунизма, пока мы 3 дня ждали вертолет до Душанбе (какая-то Мекка, я помню - оазис, где через 34 дня можно впервый раз наконец снять носки и шапку) - он настолько разделил мою радость, когда я за компьютером в столовой получила подтверждение прямо там на Москвина, письмом от Кати Веретениной, что все получилось, что через месяц мы сможем выехать иркутской экспедицией в гималаи. и больше всего был рад за Валерия Николаевича.
никто не знал тогда, что нас всех ждет впереди...
через месяц под Кьязо Ри, через полгода под К2, через год под Аннапурной
без комментариев, из дальнейшей переписки: "у каждого свой путь, и это гордость считать что мы можем влиять на их пути
их жизни не принадлежат нам. что бы мы не думали и как бы это не было больно. "
ВалерийНиколаич и Ильяс. они были очень похожи. своей величиной - любой, кто к ним просто приближался, подрастал сам.
я ни разу не слышала ни от одного рассказа о том, что им не нравилось в этой жизни, я не могу представить чтобы кто-то из них что-то хаял: они оба отдавали в мир только информацию о замечательных людях, прекрасных событиях, в них было достаточно сил чтобы делиться только своими возможностями, но не сложностями..
умом я понимаю, мне повезло. что вообще посчастливилось родиться в том же столетии, и встретиться в мире облаков среди мириад миров компьютеров, неотложных дел, срочных звонков.
Два больших, мудрых и человеко-любивых старших товарища. и оба навсегда ушли в горы. с разницей в 1год и 1день.
но как больно......
хотя как знать, не забуду слова шерпы в прошлом году "вы плачете - потому что жалеете себя. это вам будет трудно. странные люди, и почему вы думаете о себе? подумай о нем, и порадуйся за него а не о себе - он ушел в горы, которые так любил".
в тот момент это было как ушат воды на голову. не могу сказать что я сумела согласиться и сейчас. Но не исключаю, что может быть нам человекам иногда правда просто не хватает духа перестать жалеть себя, которые остались тут без них - и радоваться за них, которые ушли дальше нас
"их жизни не принадлежат нам". остается только взять сколько можно от них в свою жизнь и не расплескать. по пути. и не разменять, не мелочь