Решил написать небольшой отчет после 3-х недельных мытарств.
Машина Тойота Пикник, 2003 г.в., в РФ с декабря 2008 года, один хозяин, пробег на момент ввоза по одометру 60 тыс. км (во что не верилось), на настоящий момент 120 тыс. км.
Судя по всему, проблема назревала долго, но явно проявилась в конце мая с.г. резко и совпала с другими событиями.
В одном из автосервисов при замене радиатора охлаждения (зимой 2010 года не сработала пробка) кто-то из мастеров сломал фишку на вентиляторе, который работает при включении кондиционера. Заметил я это при заправке кондиционера через полгода, летом 2011 года. Может, такая задержка и привела к проблемам с двигателем, которые описаны далее. Купил в мае 2012 года новый вентилятор. После его установки решил подтянуть сильнее плюсовую клемму на аккумуляторе и уронил ключ, который замкнул на корпус (все предохранители остались целые). После спуска воздуха из системы охлаждения и доливки антифриза в печке не прекратилось бульканье. Меня это не насторожило, все списал на потери при замене «карлсона», а антифриз на доливку у меня еще был.
Через день во время езды по городу при проезде перекрестка АКПП начала буксовать, из-за чего у меня, а возможно, и других участников движения, нехило выделился адреналин (или кирпичи).
В гараже заменил в коробке масло. К слову, хотел его поменять попозже, т.к. ресурс по пробегу еще был. Ранее наблюдавшиеся толчки и несвоевременные переключения списывал на масло и порванные подушки двигателя. Масло слилось темное, но гарью не пахло, стружки не было. Замена результатов не дала, только добавились удары (пинки) при переключении передач, «R» и «D», троганье не с первой передачи.
По совету коллег решил заменить масляный фильтр (старый оказался фетровый), т.к., что соответствовало и материалам форумов, причиной пробуксовок могла стать его средняя загрязненность. Стружки в поддоне не было, имелся тонкий налет металло-пластилиновой массы. Не помогло.
Теперь, чего не хотел допускать, надо было думать о более серьезных мерах. Тем более, что скачанная из Интернета таблица неисправностей АКПП автомобиля с передним приводом на первый взгляд сулила адские поломки и расходы. Стал искать сервисы, где могли бы диагностировать неисправность АКПП. Про остальные промолчу, но один меня порадовал более всех, тем более, что они себя и рекламируют активнее всего.
Это ИПБОЮЛ А.Г. Мартынов (Иркутск, ул. Леси Украинки, 35, тел.: 662-414). Предварительно созвонившись, подъехал. Меня сразу насторожило, что Самим не были считаны коды возможных ошибок, не был подключен сканер, не проверено состояние масла. Зато после недолгой поездки было заявлено о более чем серьезных проблемах в АКПП в виде двойных включений, выхода из строя гидротрансформатора (ГТР), фрикционов и пр. Продемонстрированы примеры неисправных шестерней (согласен, что такие поломки бывают – судя по отзывам, даже часто — вроде как коробки серии U ненадежные, но на это и разводят тоже не редко). Стоимость ремонта – от 45 т.р. и даже от 60 т.р., дополнительно необходима перепайка процессора (5 т.р.), как мертвому припарка — можно промыть ГТР (2,5 т.р.), но без гарантии результата (интересно, как можно промыть ГТР без демонтажа коробки?). Признаюсь, такой поворот событий меня несколько обескуражил.
В связи с отсутствием запрашиваемой суммы решил поискать материалы по рассматриваемому вопросу в Интернете, благо, что проблем с аналогичными машинами и их коробками предостаточно. Нашел сканированный раздел мануала Тойоты Ипсум по проверке АКПП и сделал несколько тестов (может быть неправильно – я не мастер, но все же):
1. Стоп-тест. Показания тахометра были в пределах 2500.
2. На скорости более 100 км/ч резко и до упора нажал на педаль газа. Машина плавно набирала скорость.
В этот промежуток времени вдруг (вот они, «бульки» в печке) перегрелся двигатель, повело ГБЦ (в радиатор пошли газы). В ряде сервисов отказывались что-либо делать, т.к. «эти двигатели (1AZ-2AZ) не подлежат ремонту, а у нас ничего не получалось». Почитал статьи в интернете. В итоге нашел мастера, отремонтировал (нарезали в блоке другую резьбу – кто в теме, знает), получил (!) гарантийный талон.
Стал думать, что дальше делать с АКПП.
3. Отключил на АКПП разъем электромагнитных клапанов. При троганье с места, движении и остановке при переключении рычага передач ничего не происходило (всегда включена 3-я скорость), что согласно букварю указывало на электрический, а не механический характер поломки.
4. Кодов самодиагностики не было.
Почитав материалы форумов (спасибо пользователям за советы – опыт бесценен), предположил (не хотелось допускать мысль об одной неисправности – о ней речь ниже), что могут быть проблеме в системе зажигания. Машина кроме всего прочего стала хуже заводиться.
5. Поставил катушки зажигания с Тойоты Камри (2AZ). Проблема ушла, но вернулась. Выскочили коды самодиагностики 15 и 16 (масса катушек зажигания 1-3 и 2-4). После сброса ошибок проблема ушла, но на время. Проверил катушки их поочередным отключением. Все рабочие. Выяснил, что чаще всего проблема проявлялась в жаркую погоду и на прогретом автомобиле, но системности не было.
6. Поменял свечи. Оказалось, что где-то мне их где-то когда-то подменили, т.к. я ставил Bosch, а вынул Denso, хоть и иридий, но убитый (вот, до сих такое встречается). Проблема не ушла.
7. Отключил сигнализацию, чтобы исключить ее влияние на зажигание. Проблема ушла, но быстро вернулась.
Остался последний вариант, на который указывали и в созданной мною ветке на «Дроме» (всем спасибо) – выход из строя ЭБУ. К слову, в 2-х сервисах также указали на эту причину. Поискал в интернете варианты ремонта. Выяснил, что стоимость микросхемы памяти EEPROM порядка 30–50 р., нужен сканер для последующей адаптации АКПП и двигателя, возможно, пропайка контактов, замена транзисторов-резисторов (ничего в этом не понимаю). Где-то указывалось на необходимость исправления дампов в EEPROM, но это, думаю, все же из области фантастики, что в принципе потом подтвердил мастер — ну что компьютер может туда писать — параметрические данные для переключения передач и пробег?
Стал искать варианты ремонта (суммы и сроки были разные) или замены (новый — от 25 т.р., пользованный из-за рубежа от 400 евро с пробегами от 110 тыс. км). Нашел АТЕ-студию. Созвонившись и выяснив вопросы стоимости услуги, гарантии, решил делать там, и пока, тьфу-тьфу-тьфу, не прогадал. Из отзывов в Интернете были 3 отрицательных. Рассудил, что если за несколько лет работы фирмы только 3 плохих отзыва, возможно, другие были весьма положительные, а о них мало кто пишет (уезжают в эйфории и все на этом).
Через 5 часов забрал машину. Мастер указал, что ничего экстраординарного не было – то же, что говорилось в Сети (замена микросхемы EEPROM, пропайка платы). Но. Исчезли рывки при переключении, при включении «R» пропал толчок, двигатель стал работать более ровно, исчез провал при сбросе газа. Парадокс, но при поворотах перестал щелкать привод. Осталось заменить порванные переднюю и заднюю опоры двигателя (сделаю на днях).
Вопрос. Вот если бы те диагносты, которые разводили меня на дикие суммы, починили (якобы) АКПП, а проблема не ушла (таких случаев описаны сотни)? Их лица? Хотя, думаю, таким людям все равно. Или они понимали, в чем дело, но клятвенно заверяли в обратном, предполагая потратиться на 30-ти рублевую микросхему и оправдать купленный сканер («мультимарочный» стоит от 50 т.р.) или вообще отогнать машину в другой сервис, где есть соответствующее оборудование?
В общем, пока езжу, наслаждаюсь и надеюсь, что механические проблемы минуют, т.к. на машине не гоняю.