Вот и вновь в горы. Такие далёкие и манящие. Выезд в 11 утра с остановки Университетский. Прихожу вовремя. Сидят Горспасы и угарают: Ну, Пирог, ну даёт. Отправил человека садится на остановке Дом Кузнеца, когда тот живёт рядом, в Университетском, откуда отправляются все остальные участники, Раднаев полгорода с рюкзаком прокатался.
Все уже в сборе, нет Любы. Ага, ей тоже Пирог объяснял как добираться до маршрутки. :) Она оказывается ждёт всех на госуниверситете. Пирог ей звонит и говорит, что остановка Университетский.
- Садись, - говорит,- на 45 маршрут.
Ждём.
Минут через 10 перезванивает:
- Ты где?
- Да, через минуту подъеду.
Спасы прикалываются:
- Ха, она, наверное, через плотину поехала.
Через минуту звонок:
- Вы где?
- Да, здесь на остановке, внизу в Университетском.
Оказывается она вышла на верхней. Топает до нас пешком.
Ну, Мишка!!!
Наконец все в сборе, все 8 участников команды:
Мы, Искатели: Пирог Миша, Захарова Ирина, Штефюк Люба, Кузьменко Ваня, Черепанов Вася и Горспасы: Шубенков Серёга, Раднаев Александр, Курилов Антон.
Ну, вот, можно забыть городскую суету, всегда спешащих прохожих, нескончаемые потоки машин и окунуться в Мир чистой, девственной природы. Вот уже виднеются в окошко Саяны со своими причудливыми вершинками. Дорога занимает часа четыре. Вваливаемся в Наран, набиваем желудки позами и чебуреками и вперёд, наверх.
Желание сделать траверс Дружба Аршан Броненосец возникло у Миши давненько и сначала он героически предлагал сделать его за день: в 6 утра выход из Аршана и спуск в цирк Броненосца и вновь в Аршан уже вечером, а то и ночью.
И то ли Миха сам решил, то ли Андрей Евгеньевич его переубедил, сделать ночёвки на гребне и идти вверх с полными рюкзаками.
Подъём на Пик Любовь занимает около 4 часов. Дорога местами скользкая, наступая в грязь, съезжаешь вниз, идём с рюкзаками, тяжело дыша, еле переставляю ноги. Сомнительное это удовольствие альпинизм.
Хотя... оглядываюсь вниз начинаю понимать красоту и всю сущность горных походов: как на ладони простирается Тункинская Долина, на ней возвышаются два холмика-вулканы, вон вдали виднеется Хамар-Дабан, Аршан, Тагархай, бурятские дороги... и ты... ползёшь вверх. Вот уже и виднеется сам пик, заканчивается зона леса, ставим палатки. Очень хорошо просматриваются Братчанка со своим опасным кулуаром, Трёхглавая. (http://angara.net/tmp/060414/dsc00529.jpg - Люба под Любовью) Кушаем и спать, спать. Завтра ранний подъём и идти, идти, идти.
Выход в 8.30 утра, траверсируем Любовь и начинаем подъём на Дружбу. Кажется вот она, рукой подать до неё. Но не тут-то было.
Идёшь в кошках, тяжело переставляя ноги, в обвязке, на спине тяжеленный рюкзак ещё и успеваешь из верёвки сматывать и разматывать кольца, ещё и ветер местами на гребне дует сильный. Сомнительное это удовольствие альпинизм.
Кое-где останавливаемся, перекусываем, пьём чай. На Дружбе в 16 часов дня. (http://angara.net/tmp/060414/dsc00536.jpg - Горспасы) Ждём всех участников. Ветер вроде бы стих, припекает солнышко, хорошо... хочется пить. Догадались же горспасы взять с собою стеклянный двухлитровый термос и вручить его Васе, чтобы нёс. А чай оставался только в нём. Вот и Вася подходит. Чего-то говорит, рюкзак мокрый. М-да... Все два литра вылились на спальник...
У Пирога возникает мысль вскипятить чай прямо здесь, на пике. Ветра-то не было вначале. Достаём горелки, ставим чай. Тут-то и подуло. Все участники свернулись в позу эмбриона, опустили головы, ждём чай. Понимаю, что замерзла, начинает колбасить, а этот снег в котлах только-только растаял. Не-а, горячего чая мы не дождёмся. Заливаем воду в термоса и бегом дальше.
На Аршан поднимаемся в 20 часов. Темнеет уже. Снимаем записку наших же, Искателей, вчера в 19.30 были здесь, шли 1Б. Ждём наших горспасов. Бр-р-р. Мёрзнем. Ну вот все в сборе и начинаем спуск, к месту для палаток на перемычке. Провешиваем дюльфер, дюльферяем, и бегом вниз-вниз. Вот, наконец-то то самое место под палатки. Даже два ровных места для палаток. А горспасов где-то нет... Ага, вот они. Верёвку не смогли снять с дюльфера. Висит там она одна...
Ставим палатку, натягивать её уже нет сил. Горспасы молодцы на крючья да на оттяжки свою палатку растягивают. Мы же падаем в свою, кипятим воду, делаем чай, завариваем картофельное пюре с колбасой. Кажется не хочется ничего, кое-как впихиваю в себя еду и понимаю, что очень была голодна. Залазим в спальники, чувствуем, что подул ветер, всё сильнее и сильнее. Палатку гнёт, проваливаюсь в сон и просыпаюсь от шума ветра, чувствую палатку на себе, под ногами почему-то стало больше камней, пытаюсь высунуть лицо из спальника, но чувствую какие-то хлопья снега, ветер, и зарываюсь вновь в спальник, спать.
Утро. Тишина. Вроде живые. Высовываю голову из спальника. Дуги у палатки прогнулись и половина её лежит на нас. ( http://angara.net/tmp/060414/dsc00545.jpg ) Ваня вылазит из палатки. Ага, тент слетел, палатка съехала вниз сантиметров на 30. Ветра нет, светло, из-за гребня показывается солнышко. Прямо лето!
Горспасов отправляем за верёвкой, сами варим кушать. Времени уже 11 часов, понимаю, что если мы будем собирать все вещи в рюкзаки и прятать их, то раньше двух часов не выйдем, кто-то должен остаться в лагере. На Броненосце я по маршруту 2А уже была два раза. Поэтому принимаю решение остаться. Ребята выходят в 12 часов из лагеря на вершину ( http://angara.net/tmp/060414/dsc00548.jpg ), провожаю их взглядом вдоль гребня. (http://angara.net/tmp/060414/dsc00550.jpg - Вася пролазит ключ маршрута по 2А на Броненосец). Прибираюсь в лагере, сушу Васин спальник, поднимаются двое ребят. Идут на Аршан, пою их чаем. Не отказываются, говорят, редко встретишь девушку с чаем на самом гребне. Следом за ними идут Ильдар с другом, Фунт, тоже пою их чаем Каркадэ.
В три часа дня вижу наших на вершине Броненосца. (http://angara.net/tmp/060414/dsc00553.jpg ) Молодцы, ну, думаю, часа через два придут обратно и повалим вниз. Теряю своих из виду. Даже криков не слышно. Думаю, где они есть? Уже шесть часов вечера, их всё нет. Подходят парень с девушкой, ставят палатку на нашем месте, завтра пойдут на Броненосец. С ними уже веселее. Слышу крики Пирога, но нигде не вижу их на гребне. А вот же они идут снизу из цирка. Спустились они по 1Б в цирк Броненосца, кинули там железо, и вот уже здесь. Быстро собираемся и валим вниз. Уже стемнело, ждём всех на озере. Вдали виднеется Тункинская Долина и съедающие её пожары, очагов пять горит, один такой длинной змейкой растянулся кажется на несколько километров. На небе зажглись звёзды, вижу падающую звезду. Почему-то вспоминается рассказ про Лох-Нессовское чудовище. Озера как такогого здесь нет, лужа какая-то, но мало ли кто живёт в её водах?
На более-менее ровное место спускаемся в 12 часов ночи. Начинает идти снег, ветер. Ставим палатки, жарим сосиски на костре. В палатке на горелке кипятим воду. Переодеваюсь во всё сухое. Но в палатке почему-то как-то не совсем сухо. Носки намокают от разлитого случайно чая, залажу в спальник и внизу под ногами тоже обнаруживаю лужу. Ветер поднимается, ходит по всей палатке. У нас не закрыта вентиляция. Ложимся все спать, и чувствую, что замерзаю. Говорю об этом Мише. А ветер шумит, он и отвечает, мол, представь, что это воды Байкала в июле плещутся...
Я продолжаю мёрзнуть, вновь бужу Пирога говорю, что замёрзла.
-Ну -говорит, -пошевелись.
-Ага, - отвечаю, - попрыгай ещё скажи!
-Сложи на мой спальник ноги...
Я пытаюсь как-то распереться между Ваней и Пирогом, чтобы было теплее.
Вроде засыпаю.
Утро. Залазим в мокрые ботинки, иду к костру, чтобы растопить свои вставшие колом фонарики. Сомнительное это удовольствие альпинизм. Да, мало кому понятен кайф от всего этого. Нам бы самим бы его понять, самих себя осмыслить.
Вася сушит ботинки над горелкой, и надо сказать у него даже получается.
В костёр кидаем наш разбившийся стеклянный термос. Сжигаем его. Это такой ритуал. Ещё взяться за руки и попрыгать индейские танцы около костра.
Ну, всё теперь только вниз, в Аршан. Встречаем там народ с ледовых соревнований. Пьём Аршанскую воду, едем на маршрутке до Слюдянки, а там уже и на электричке.
До свидания, горы! До новых, удивительных встреч!
Вот так моим днём рождением завершается ещё один поход.
И вновь Иркутск, выйдя из электрички, будто попадаешь в другое измерение. Здесь живут по другим правилам. Им не понять того для чего люди ходят туда. Зачем, бросая всё, уходят наверх, тащатся с тяжеленными рюкзаками, утром залазят в обледеневшие ботинки...
Да, сомнительное это удовольствие альпинизм.