Ушедшая под лёд колонна бронетехники. Продуктовый запас.
Мой поход начался 1 августа 2016 года из посёлка Ханх, что в переводе с Монгольского - пустой, свободный. История посёлка началась с давних времён, когда император повелел насильно заселить северную часть озера, пригнав кочевников и осадив их на берегу, - «дабы земли не пустовали». Когда это было, история умалчивает, говорят при Чингиз-Хане, уж больно любят историки привязывать исторические события к именам великих. Сохранилось и еще одно название посёлка – Турт.
Но, доподлинно известно, что на берегу озера стояло крепкое рыболовецкое хозяйство русского купца. Стояли рубленные избы и велся круглогодичный лов рыбы: хариус, ленок, налим. Поставлялся улов в Россию по Тункинскому тракту. Монголы, по давней традиции, рыбу в пищу не употребляли. Зачем, когда есть баран, его поймать проще. Сейчас, от рыболовецкого посёлка, старого Ханка, остались только обгорелые проплешины на высоком берегу южнее нынешнего посёлка.
Расспрос местных жителей подкинул в копилку неразгаданных тайн еще одну легенду и достаточно свежую, о затерянной во льдах Хубсугула колоне советской бронетехники. Было это в начале 1969-70-тых годах, когда конфликт идей СССР и Китая могли перерасти в открытую войну. Тогда, в апреле 1970-73 года (точно год никто не помнит) срочно перекидывали с Иркутска части бронетехники к границам КНР, через дружественную нам Монголию.
Апрельский лёд не столь прочный, ночи тёмные и длинные, GPS навигаторов тогда не существовало. Колонна шла, ориентируясь по компасу прямым курсом из Ханка в Хатгал по льду. Дороги по берегу тогда не существовало вовсе. По рассказам местных жителей, колонна насчитывала 200 машин. Ночью, в районе шаманского острова Далайн-Модон-Хуйс лёд не выдержал, и часть бронетехники погрузилась под лёд.
Вот это сенсация! На дне Хубсугула колонна бронетранспортёров, а то и танков. Да это ж будущая дайверская Мекка! По многолетнему опыту поисковика, знаю, любит народ сгущать краски и преувеличивать число спрятанного барином золота до размера царской казны, так и в 200 машин на дне озера, что-то не верится. Попробую узнать подробности у местных сторожил живущих ближе к тем трагическим местам.
Вдоль восточного берега Хубсугула идёт автомобильная дорога, плохенькая, та самая, которую в 70-е годы проложили наши военные инженеры, чтобы перебрасывать войска к границам КНР в любое время. Во время дождей, она становится мало проходимой для большинства автомобилей, петляет, обходя прижимы и мысы. Эта дорога будет сопровождать меня до самого Хатгала, второго посёлка на берегу Хубсугула. Иногда, я шел по ней обходя болотинки.
Мы проходили эту дорогу 16 лет назад. Читайте "Большое путешествие через Хубсугулк золоту Чингисхана " https://vk.com/rudolfkavchik?w=wall24596209_2191 Много лет прошло, дорога стала намного лучше и оживлённой. На ней можно встретить зажиточных монголов на Lend Cruiser, от 80-го до 200-го, излюбленных машинах всех монголов. Пересевших с коней на китайские мотоциклы «Мустанг» местных пастухов. Туристов на джипах и даже монгольские малолитражки с привязанными на верёвочку бамперами, в паволоку набитую пассажирами и всяким бутарам, торчащим из всех окон. Попалось и деревянное колесо от телеги, замечательное колесо на резиновом ходу. Видно еще используют и такой древний транспорт местные аборигены.
Первые три дня пути, не чем не примечательные, разве что красотами дикого озера да ежедневными ночными дождями. Днём светило солнце, температура +28-30, а вода +20. Вода пресная и кристально прозрачная, небо отражается в спокойных голубых водах.
Встречаемые мной русские туристы, на машинах забравшиеся, казалось бы, в такие дали, с удивлением встречали меня и даже жалели: «Один! Да в такую даль! Да пропадёшь! А ногу сломаешь!? А медведи!?....». Поили чаем, а женщины, провожали с нескрываемым восхищением, пытаясь дать в дорогу чего-нибудь вкусненького.
Милые, заботливые наши женщины, благодарю вас за вашу заботу, непременно бы взял ваши вкусняшки, но, как я не старался уменьшить вес своего снаряжения до приемлемых для меня 20-22 кг, вышло как обычно, больше 27 кг. Вес, не приемлемый для меня и дальнего похода.
Для дальнего похода, вес рюкзака рассчитываться как 1/3 веса человека. Если вы весите 60 кг – ваш рюкзак не должен быть больше 20 кг, 90 - рюкзак 30 кг, морской пехотинец в 120 кг может тащить 40 кг долгое время.
На третий день, поняв, что я превращаюсь во вьючное животное, и никакого наслаждении от похода при таком весе рюкзака ждать не приходится, решил расстаться с частью продовольственного запаса. Тем более что купленное на рынке часть солёного сало стало подозрительно попахивать и киснуть. Убрав из рациона 4-й приём пищи в виде каши и 600 граммов пропавшего сало, о котором, я в последствие, неоднократно вспоминал. Мой рюкзак стал легче на 4,5 кг и походная жизнь вошла в своё русло. Два часа непрерывного ходу, потом длинный привал, обед. Далее, опять два часа непрерывного хода и опять длинный отдых около часа. За два часа по тропе или дороге в среднем проходишь 8-9 км. Моя норма в день 20 км.
За три дня я прошел 54 километра по восточный берег Хубсугула. Он красив, дик и изобилует дровами и удобными стоянками с потрясающим видом на горы западного берега с чарующими по красоте закатами. Эта часть маршрута доступна всем видам транспорта и автомобилистам и велосипедистам.
Продолжение следует.
Автор: Рудольф Кавчик
Канал на Ютюбе https://www.youtube.com/user/RudolfKavchik
Больше ФОТОГРАФИЙ по ссылке https://www.facebook.com/rudolf.kavchik/posts/1012617285521887