Глава 4. "Долгая дорога домой"
Глава 4. "Долгая дорога домой"
Начать, наверно, надо с попытки Максима (брата Марка) вывезти нас со сплава. Еще по дороге в деревню при спуске по гармошке перед Култуком, Волгу чуть лоб в лоб не поймал Камаз, который обгонял другой Камаз. Максим так тормозил, что тележка подпрыгивая почти завалилась на крышу. Разошлись в сантиметрах. После такого не выпить пива на бережку в Зун-Мурине – преступление.
Стоит Волга с тележкой под мостом около местного пляжа и стоит себе. Никого не трогает. Но ведь вокруг буряты. Через час начали просить закурить. Через два пива. Часа через три обстановка накалилась до предела. Начали требовать деньги и машину "покататься". И вот, рожа самого пьяного и наглого бурята лезет прямо в открытое окошко Волги. Макс достает из бардачка пистолет, снимает его с предохранителя и втыкает в лоб противника. И так простенько орет: "Пашли все на... Стреляю на поражение. Первая пуля пойдет в цель, вторая в воздух как предупредительный выстрел! Доказывайте потом что хотите!" Толпа начинает отступать.
Проблема в том, что чтобы выехать на дорогу нужно руками передвинуть тележку. Ну никак нельзя было по-другому, а для такой процедуры нужно выходить из машины. Из окошка Максим орет, чтобы тележку переставили. И ведь помогли. Это был русский, который, видимо, давно живет в Бурятии. Максиму повезло трижды. Во-первых, что у бурятов был какой-то большой местный праздник с соревнованиями и призами. Дни в такое время должны быть по их обычаям насквозь мирными. Во-вторых, что на пляже ни у кого не оказалось с собой оружия. А зачем оно среди своих, хотя в каждом доме у бурятов, как правило, целый арсенал. В-третьих, за Максимом не погнались на мотоциклах. Это же могло оказаться для них даже в удовольствие. Время стрелки с нами было давно просрочено, и Максим на всех парах понесся в Иркутск.
Через день Максим приехал снова, взяв с собой знакомого МЧСовца. Подняли на уши всех от поста до Монд, включая Кырен. Даже нашли тех бурят, с которыми мы договаривались с самого начала о заброске на лошадях и тех, которые нас перевезли через второй перевал. Надо сказать, что бурятские МЧСовцы с Иркутскими могут официально договориться только через Москву. Прямой связи у них нет. И по большому счету им по барабану, как и кто из Иркутска у них может быть и встрял. К тому же Макс перед отправкой на сплав нигде нас официально не зарегистрировал. Но личные связи МЧСовца Степана позволили добиться согласия, что через четверо суток за нами выйдет поисковая группа.
Мы вышли на берег как раз в конце третьих суток после оговоренного изначально срока. И то, благодаря круглосуточной борьбе за скорость продвижения. Ступив на землю, нам почему-то сразу снова очень сильно повезло. На берегу сидели несколько парней, приехавшие на неновых жигулях шестой модели. Главный среди них был Николай, водитель. Мы уговорили его поездить с нами и помочь нам найти телефон, чтобы позвонить в Иркутск. Причем Николай почему-то знал, что нас должна была встретить зеленая Волга, и что на заходе нас кинули. Оля с Максом остались сторожить вещи и ставить палатки под мостом. Витек с Марком уехали. Время было позднее и местный телеграф был закрыт. Но, даже найдя телефонистку, мы узнали, что проливные дожди в эти дни испортили связь. Телефоны нигде не работали.
В местном ларьке Марк с Витьком купили поесть и пива. С поллитра пива вшторило так, как раньше не вшторивало с бутылки водки без закуси. Правда и отпустило очень быстро. Когда вернулись к Мосту, увидели подтянувшихся туда же каких-то бурятов на лошадях. Пока мы ужинали, Николай с ними о чем-то долго разговаривал. Вернулся и сказал, что под мостом ночевка отменяется. И если мы сейчас не уедем, то всем придется худо. Добавил, что сам еле унес ноги от тех, с кем только что разговаривал. Хотя выглядела их беседа довольно мирно. Николай настоятельно пригласил переночевать у него. Мы даже поотказывались сначала немного из скромности. Опасность всей ситуации мы не осознавали. А Николай оказался местным богатеем. У него были свои лесовозы, лесопилка и бараки для рабочих. Как весь наш скарб залез вместе с Максом и Ольгой в его шестерку? Весла торчали из открытых окон.
Марк с Витьком поехали автостопом в Иркутск за Волгой чтобы потом на ней вернуться и вывезти всех в Иркутск. Денег не было. Время было часов 8 вечера. Пообщались со смертельно пьяным бурятом. Пока этот бурят шел до них по дороге расстояние метров в 100, 10 раз упал. Как же его штормило и мотало! От одного края дороги к другому. Но ведь дошел! Голосовали Марк с Витьком около часа. Никто даже не притормаживал. И правильно. Две недели не брились, хотя надо признать круглосуточные водные процедуры делали одежду если не опрятной, то хотя бы чистой. Тем не менее, костюмов с бабочкой почему-то с собой не было. Наконец, сели в машину к местному МЧСовцу на девятке, который провез их до поста километров 40. И МЧСовец тоже знал, кто нас должен встречать и кто мы. На посту местные милиционеры пообещали остановить для нас попутку. И они знали кто мы. Как же Марка с Витьком это удивляло! Зеленая Волга была в тот вечер самым раскрученным брендом в Тункинской долине. Не было встретившегося человека, который о ней не знал.
Даже там есть маршрутчики. Около нас остановился микроавтобус. Пустой. Он возвращался в Иркутск после рейса в Аршан. Торговались мы с чувством толка, видимо, чувства дельца его переполняли и торг затянулся. Мы таки немного пододвинув его в цене, шантажируя его холостому пробегу назад, аппелируя нашей бедности, взывая к гражданской ответственности при спасении потерпевших бедствие туристов (а вид у нас был... кредитный рейтинг любой бы эксперт дал самый низкий – т.е. денег не то, что нет, денег нет вааааще). Загрузившись в машину, мы решили сразу забрать Ольгу и Макса, чтоб не возвращаться сюда на волге. Вернулись на лесопилку за Максом с Ольгой, загрузили полную маршрутку скарба так, что сами еле нашли себе места. Маршрутчик офигел, особенно когда Макс пихал гондолу катамарана в окно, т.к. она больше ни куда не влазила. После чего начался новый торг, за вещи и еще двух пассажиров. Ну, тут Марк был на высоте. Рассказав о всех прелестях жизни, о возможном экономическом убытке начинающего коммерсанта при возврате порожняком. Монолог был минут 5. В конце своей блистательной речи Марк подвел, что вещи уже в машине и деваться в принципе некуда. Полный в перед. Написали записку с благодарностью Николаю. Сели. Поехали. К Култуку маршрутчик начал оживать после информационного прессинга. Периодически он говорил, что он таки коммерсант, и это его заработок. Пытался торговаться, но уже не с нами – а сам с собой (видно на будущее, чтоб его не подводили под черту хитрые туристы). Со стороны выглядело это очень смешно.
Ну вот мы и дома. Очень хочется есть...
Пролог
Опоздали мы на 3 дня. После сплава Макс с Ольгой поженились через пару месяцев, Марк уволился, а Витёк потерял в весе (по экспертной оценке 15 кг...) Всех участников приключения при упоминании река Зун – Мурин начинает потряхивать... Пусть уж лучше туристы ямы копают – полезности больше... А фоток нету, потому что мы оба фотоаппарата утопили.
Мэджик пипл Вуду пипл!
Виктор Макушев,
Марк Зельтерман
6-18 июня 2003