Яхт-ралли по Адриатике 2004

Хорватия под парусами (Александр Крюков, Ирина Климова)

Хорватия под парусами

Итак. Самолёт авиакомпании "Васо" призёмлился в городе-герое Москве. Наше короткое но, тем не менее, захватывающее ралли закончилось. Я думаю, что всем участникам не хотелось уезжать из Хорватии, отдавать назад лодку, которая стала нашим домом на неделю. А самое главное, не хотелось уезжать из полюбившейся нам страны Хорватии.

Теперь всё по порядку.

Обсуждение маршрута
Первый день
Ещё весной возникла идея отдохнуть на море. А какоё море без яхты? Это не море, а пляжный отдых. Нам такой отдых не по душе. Вот и решили взять на прокат яхту и попутешествовать на ней. Выбор пал на Адриатическое море. Хорватия. Полуостров Истрия. Город Пула (Pula). В марине Veruda нас ждали две белоснежные красавицы Bavaria 40. (12.5 метров)

Все в кучу собрались только в Аэропорту Шереметьево-2 и, с горем пополам пройдя таможню, нас погрузили во чрево Ил-86. Ужин, сон, и вот в иллюминатор видно бирюзовое море и наш самолёт идёт на посадку.

Ирина Климова
Ирина Климова: Первое, что было мною увидено в зале ожидания аэропорта Шереметьево-2 – это участники яхтенного ралли, увлеченно катающие друг друга на тележке для багажа, причем, водитель тележки в капитанской кепке с золотистым якорем.

Хорватия встретила нас теплым летним солнцем и проблемой как добраться до марины. Прямо в аэропорту берём напрокат машину, и в три этапа все оказываются на яхте. Количество мачт в марине впечатляет!

Ира: Хорватия из иллюминатора – это синее-синее море и зеленые острова. Эти острова еще называют островами Ядран (Jadranskoe more = Адриатическое море, Croatia = Хорватия в латинском написании). Аэропорт Пулы встречает почти горячим воздухом и ярким небом. Я меняю кроссовки на сандалии. Лето снова началось.

Кирилл Паламарчук
Народ, немного ошалевший от перелёта, солнца, вторые сутки без сна. Пока наши яхты готовят к выходу в море, мы успели принять душ, позавтракать, и съездить в супермаркет за продуктами.

Тут же произошла встреча с подоспевшим Кириллом, нашим другом, который теперь живёт на Крите.

На ресепшн в аэропорту арендуем машину, очень симпатичный Форд, и в три захода уезжаем в марину (марина – это порт). Ряды стройных мачт на фоне синего неба, белые яхты и катера – разве это не прекрасное начало прекрасного отпуска? В марине нас уже ждет Кирилл – наш сотоварищ на неделю – он приехал из Греции. Пока наш капитан решает все орг.вопросы, часть толпы едет закупаться в супермаркет, часть толпы охраняет вещи и бродит по пристани, периодически испуская восторженные ахи и охи (это я про себя).

Продукты и пиво погружены в наши лодки, деньги поменяны на куны, инструктаж пройден, и мы с Алёной выводим яхты из марины в открытое море...

Андрей Родионов
Стою у штурвала, а душа поет. Вот и сбылась мечта. Теперь ты предоставлен сам себе, всё в твоих руках. Любой уголок Северной Адриатики теперь ты можешь посмотреть и побывать где захочешь. В общем, это ощущение передать словами нельзя. Это надо ощутить. Я думаю, что у каждого члена наших экипажей было, что-то подобное в душе.

Наши яхты называются Summer Day и Summer Night. Вот и торжественный момент отплытия. Прощай, берег. Здравствуй, морская жизнь.

А тем временем, дело к вечеру. Ещё в Иркутске было решено, что первый пункт нашего путешествия это бухта около городка Медулин (Medulin). Огибаем полуостров Истрия и заходим в залив. Я на руле, Кирилл по приборам ведёт меня в бухту. Встаём на якорь уже ночью. До города остаётся метров триста. Но там уже мелко. Туда только на резиновой моторке, которая у нас собой. Часть наших команд ушла на лодках в город, где они провели незабываемую ночь, судя по их утренним лицам. Остальные мирно легли спать (двое суток без сна) с тем, чтобы утром пораньше встать и тоже побывать на берегу.

Медулин:
церковь,
набережная,
закат...

Утро
Выход из Медулина
Выходим из гавани, бросаем якоря и купаемся-купаемся-купаемся. Наша первая ночевка в городе Медулин. Становимся на якорь – не спали почти двое суток – народ раскладывается по каютам, а самые отважные на лодке плывут на разведку в город.(Вернулись под утро веселые, в результате спала в каются с двумя жутко храпящими участниками ралли.)

Рассвет, яхта покачивается на волне. Кофе, завтрак и вот мы уже гуляем по маленькому городу, который ещё спит. Маленькие улочки, сады около домов, пальмы, на вершине холма церковь. Медленно идём и по дороге успеваем купить горячего хлеба и овощей.

Утром мы сплавали в городок. Первое, что поражает – это гранаты, растущие у заборов, припаркованные велосипеды, пустые улицы (семь утра). Очень чисто, все дома в цветах, какие-то безумные клумбы, инжир, который можно рвать и есть. Черепица на крышах, каменные мостовые, миниатюрные домики, очень узкие улочки, небольшие окна и деревянные ставни – все игрушечное. Все прибрежные городки схожи, автомобилей почти нет.

Общий сбор на яхте, нам пора в море. Сегодня решаем идти на остров Унидже (Unige). Этот день приготовил суровое испытание морем. Выйдя из бухты, мы тут же были встречены ветром и волнами. Шторм-не шторм, но дуло в этот день до 27 узлов, и волна была 3-4 метра. Переход длинный, ставим паруса, и яхта с приличным креном устремляется к цели. Тут надо сказать, что те, кто был первый раз на яхте, особенно девочки чувствовали себя не важно. Да и остальные члены экипажа в каюту спуститься не могли. Как говорится, "блевали все".

Рулевой Максим Купреев
Шторм...

В общем, в первый же день на всех выпало испытание вестибулярного аппарата. Обедал я в гордом одиночестве. Хотя пиво и в этот день было в ходу.

Вот и начались наши испытания – переход Медулин-остров Униджи. Спасибо нашим капитанам Саше и Алёне, учивших нас морским терминам и азам управления яхтой. Скажем так, морская болезнь подкосила многих. Скорость яхты, идущей под парусами примерно пять узлов (это около 8 км/ч). Для всех нас, сухопутных, это было весьма нелегкое испытание. По палубе ходили в спасжилетах – яркие поплавки для наших последователей.

Замечу, дамы, не мажьтесь кремами от загара, находясь на яхте. Кожа, скользкая от крема, и передвигаться по палубе, которую захлестывают волны, очень и очень трудно. Ползешь на коленях, цепляясь за все, и это самые колени разъезжаются.

К вечеру пришли на остров Униджи, пришвартовались.

Пирс на о. Унидже
На Унидже на пирс нас не пустили, сослались на паром. Пришлось встать у стенки пирса борт о борт. Народ, очутившись на твёрдой земле, тут же разбежался, кто, куда и мы с Алёной пошли гулять и ужинать. Деревня на средиземноморский манер. Домики, узенькие улочки, на берегу пара ресторанчиков. Ну и конечно церковь на холме. На ужин мясо, по ихнему "котлета", и пиво по ихнему тоже "велико пиво". В общем, знание языка совсем не обязательно. Поели и пересели в соседнее кафе, где ужинали остальные. Милая беседа, закат, вино. В общем, что ещё нужно чтобы встретить старость?

Вершина острова Унидже
Залив Унидже
Когда уже почти все уснули, внезапно разыгрался шторм. А так как яхты стояли у стенки волнолома, то он и нас коснулся. Яхты подпрыгивали на волнах и в один прекрасный момент кранцы выскочили, и Summer Day стало тереть о бетонный пирс.

Спасибо Максу Купрееву заметившему это. Уже аврал, свистать всех наверх, и мы с Аленой готовим яхты к отходу, пока остальная команда под проливным дождём держит две лодки от ударов о пирс. Я завёлся без проблем, а вот у Алёнки лодка не заводится. Чёрт. Принимаю решение отходить ошвартованными борт о борт. Отдать концы. С трудом при навальном ветре и волне отходим от пирса в море. Тяжело одному управлять двумя яхтами. Почти неуправляемое создание пытаемся поставить на якорь. Не держит. Опять уходим в море, и Алёна заводит двигатель. Расходимся, и скорее за волнолом, плевать на запреты. Встаём за волнолом. Место на одну яхту. Алёна встаёт рядом, борт о борт. Здесь поспокойнее.

А ночью я проснулась от топота на палубе и очень громкой ненормативной русской лексики. Ночью начался ветер, и наши кораблики начало бить друг о друга и о причал. Не помогли и кранцы (это такие резиновые баллоны синего цвета, свисающие с бортов, чтобы лотки не терлись бортами друг о дружку и причал). Общими усилиями перешвартовались. Ма-а-аленькое такое ночное приключение – лишь начало наших подвигов.

Дождь кончается, дрожь в руках пропадает, и можно поблагодарить команды обеих яхт участвовавших в спасении себя самих. Кирилл достаёт Метаксу, все выпивают, за удачное завершение спасительной операции. И ещё раз спасибо всем. Спать.

Переход Унидже-Иловик
Утром выходим в море, и теперь наш курс на островок Иловик (Ilovik). Море спокойное, ветер умеренный, идём в галфвинд. По дороге завтрак, кофе, сыр, круассаны и неспешная беседа о том, как прекрасна жизнь. Уговариваю народ полечиться от морской болезни маленькими дозами хорошего виски. Помогает. Всем хорошо и весело.

Переход Унидже-Иловик. Все хорошо, всем хорошо, завтрак не просится в открытое море!

Иловик –
райское место
Так неспешно проходим, остров Сусак (Susak) и сворачиваем к нашему острову. Красивая, уютная бухта, несколько яхт на рейде.

Пристаём к пирсу, и мы снова на твёрдой земле. Гуляние, душ около колонки перед церковью, весело. Купаемся, плаваем, гуляем по острову. Наши Иры приготовили замечательный обед. Обедаем все вместе, пьем вино.

Остров и городок Иловик – райское место. Безмятежность, огромные кедры на берегу, черепичные крыши, торжественный обед всех участников ралли на борту яхты Summer Day.

Капитанши
Теперь все это закрепить кофе в соседнем ресторанчике, где нам подают блины, и все свободны. Народ разбредается кто куда. Часть команды пошла искать нудисткий пляж, часть просто гулять по городу и нашли страусов. Кто-то плавал на моторке на соседний остров. Он совсем рядом.

Вечером сбор в ресторанчике. Официант Стёпа всё приносит выпивку и закуску. Велико пиво, сливовица, вино красное и белое. Поём "Катюшу" на зависть бюргерам и, выпив бесплатный посошок, перемещаемся в соседний ресторанчик. А в это время... наши девчонки устроили сейшн прямо на палубе яхты. Плясали, пили мартини, прыгали и веселились, да так что на них с завистью смотрели все яхтсмены оказавшиеся на этом острове сегодня. В основном бюргеры. И их слюни медленно стекали на пирс. В общем, девочки произвели фурор!

Мы – лучшие!
Второе заведение встретило нас не хуже первого, пришёл Стёпа – официант из первого заведения и все дружно, под разговоры про жизнь закончили этот замечательный вечер далеко за полночь и далеко не трезвые. Мы первые русские на этом острове, и нас там запомнили надолго. Потому что мы лучшие!

Никогда этот тихий город не видел такого: хорового пения русских народных песен, мытья в колонке на церковной площади и танцев на палубе с кружками мартини, прыжки с борта судна в воду, так красиво подсвеченную прожекторами на грот-мачтах. (Результаты ночного дамского алкоголизма – палуба, липка от пролитого мартини.)

Закат (Иловик)
Местные сидели на пристани и наслаждались бесплатным шоу, бюргеры с соседних яхт рукоплескали. Далее были знакомства с местными барменами и официантами, братания. Думаю, официанту Стефану (далее читай – Стёпе) было нелегко наутро после коктейля "черный сноубордист" (рецепт спрашивайте у участников ралли).

Утро ничем не отличалось от других, если не считать ныряние и освобождение якоря, который за что-то зацепился на дне.

Нам предстояло в этот день посетить два острова. В начале решено было пообедать на острове Олиб (Olib), а потом уйти ночевать на Силбу (Silba). Сказано сделано. Ветер хороший, идём 6 узлов. На нашей лодке не работает GPS. Поэтому мы и промахнулись маленько. Надеялись на глазомер и сделали петлю в 10 миль. Ну, да ничего. Ветер доставлял нам только положительные эмоции. Пока мы гуляли, команда второй лодки встали на якорь и предавались купанию и борьбе с медузами. Встретились на пирсе. Заправили водой лодки, и пошли обедать. Кальмары во фритюре были отменные. Хорошо пообедали. Выпили стандартный посошок и в путь.

Остров примечателен огромным столетним деревом неясной породы, веселым обедом в ресторанчике с хозяйкой-француженкой (там я поупражнялась в произношении). Когда отходили, чуть было не случилось ЧП.

Вот мы и подошли ещё к одному экстримчику в нашем путешествии. Алёна в момент отхода от пирса намотала на винт мунинг. То бишь стандартный якорный конец, который есть на каждом пирсе. Ну, так получилось. Двигатель заглох, ветром её стало наваливать на огромный паром, который ошвартовался у пирса. Выйти она не может, её яхту держит якорь, намотанный на винт, и наваливает на паром. Никто, ничего не понимает. Прыгаем в свою лодку и берём её на буксир. Громко командую, Срываю голос, ору, короче, на всех. Экипаж удерживает лодку, чтобы её на паром не навалило. Вовка прыгает в воду и обрезает верёвку. (Вот пара строк от его лица: "Жуть, там страшно, кругом винты, якорные – жуть!")

Толя Казакевич
Всё. Мы свободны и я увожу обе лодки в море, и мы встаём на якорь. Киря и Купреев минут сорок освобождали винт от намотанных на него остатков верёвки. Освободили, наконец. Идём на Силба (Silba). Темнеет. В гавань заходим уже в сумерках. Место только на одну лодку на краю пирса. Ничего. Встаём вдвоём. Ну и дёнёк сегодня. Все проголодались и пошли искать таверну. Пили вино, ели мясо и пиццу.

Пришли на остров Сильба. Что запомнилось: раскрашенный серф, прибитый к дереву, каменная набережная, кафе со столиками с видом на море, музыка из не помню какого старого французского фильма, шум ветра и волн. Я пила кофе и чувствовала себя героиней романтической сказки.

Ребята забавлялись, найдя площадку для игры в шары. Смысл я так и не понял. Короче, шары гоняли по земле. Спать!

Утро, рассвет, солёный морской воздух. Кофе на палубе и сигарета. Встаёшь на пирс и смотришь, как солнце всплывает из-за тёмного ещё моря. И вот уже все яхты блестят оранжевым цветом. А мы идём смотреть городок и завтракать. Около часа бродили по узким улочкам городка, залазили на какую-то башню, валялись в стогах сена, рвали виноград и фиговые листья. Пили кофе и ели сладости.

Малый Лошинь
Сегодня идём на остров Малый Лошинь (Mali Losinj). Как всегда, ветер. Попутными курсами идут старинные парусники. Тем временем на подходе к острову Сусак море начало штормить. Поднялась волна до 5 метров, ветер окреп до того, что пришлось зарифить паруса. Пытаемся зайти пообедать на Сусак. Не тут-то было. Еле протиснулись в бухту между волноломом и сухогрузом. Навальный ветер, маленькая гавань. Покрутились, покрутились и плюнули на этот остров. Еле протиснулись назад, и встали на якорь недалеко от деревни. Пообедали (спасибо девчатам), искупались и пошли на Малый Лошинь.

Summer Day на связи
Идти там недалеко, может миль 5 максимум. Но волна! Хорошо нас покачало. Команда в жилетах, ветер, в общем, стихия. Всем понравилось. Дошли до входа в узкий, длинный залив. Связались по рации с Summer Night. Они уже готовят мясо на гриле, который нам итальянцы вчера подарили. И место есть рядом с ними на пирсе. Идем в гавань по узкому проливу под мотором. А на берегу кипит жизнь! Машинки ездят. Уже несколько дней их не видели. Параллельным курсом идёт огромная океанская моторная яхта. Красавица.

Переход Сильба-Сусак-Малый Лошинь. Пытались остановиться у острова Сусак – огромные волны. Швартуемся в гавани города Малый Лошинь. Огромное количество яхт, шикарные американские катера. В этом городе доблестные участники ралли катались на арендованных велосах и мотиках, пели в баре с местным оперным певцом. Приватизировали арбуз с пришвартованной "Фруктовой яхты".

Ирина Бабкина
Все мы на берегу. Городок впечатляет. Узкие улочки, Набережная. Ресторанчики. Город большой (по меркам островных городков) – есть, где погулять и что посмотреть. Все разбредаются. Берём с Алёнкой мотоцикл и едем смотреть остров. Лиственничные леса, запах хвои, теннисные корты. Съездили в соседний город. Великий Лошинь (Veli Losinj). Плутали, плутали, но так и не смогли на мотоцикле проехать к центру. Улочки настолько узкие, что мотоцикл не развернёшь. Отовсюду веет стариной. Красиво. На обратной дороге заехали на какую-то фазенду и нарвали винограда. Спелый, сочный и просто так. Набили полный багажник, и назад на яхту. Пошёл дождь. Теплый. По дороге встретили Толю и Вовку на велосипедах, и Макса, Манану, Белого, Аню просто праздно гуляющих по городу. Потом ужинали и пошли спать.

Правда, часть нашей братии полночи гуляли в ресторане с каким то знаменитым оперным певцом. Пели Калинку-Малинку, ну и пили, конечно.

Утро, кофе, круассаны, и в город за сувенирами. Купили. Я, Костя и Серёга отоварились холстами местных художников. Все. Миссия на этом острове выполнена, идём на Бриуни (Brijuni).

Бриуни
Архипелаг островов, национальный парк и бывшая резиденция Тито. Ещё десять лет назад на этот остров просто нельзя было попасть простому смертному. А теперь милости просим. Но до него ещё дойти надо. А это, без малого, 40 миль. Но ветер крепкий и мы за шесть часов одним галсом вырезались прямо на архипелаг. Чалимся. На пирсе стоит ещё одна яхта с русскими. Москвичи. Отдыхают. А какой был закат. Ужинаем и идём в единственный ресторан на острове. Садимся на веранде, заказываем кофе, бисквит и по тридцать грамм дорогого французского коньяка. Чувствуешь себя человеком из другого общества. Веранда уютного отеля, брусчатая набережная, шум прибоя, подсвеченного из воды зелёным светом. Рай! Тосты за моря, за нас и за замечательную страну, имя которой Хорватия. Идём спать, и знаем, что утром нас ждёт прогулка по острову на велосипедах.

Кафе
Велопрогулка
Сергей Курлович
Закат

Рассвет, море штормит, но мы под защитой волнолома. Берём велосипеды и в путь. Едём смотреть сафари парк. Узкая дорожка петляет то у самой кромки воды, то уходит в лес, а то выскакивает на поля для гольфа. По дороге встречаем несколько оленей, спокойно пасущихся на лужайке. Красота. Разнообразие животных нас просто потрясло. Не было только жирафов. Были ланы, изюбри, буйволы, антилопы, козля разные, зебру можно было почесать за ухом. Страусы и павлины. В довершение всего слон со слонихой. Впечатлений масса. Потом были римские развалины. Идёшь по ступенькам, и в голове крутится мысль, что по ним ходили ещё римляне. Прикосновение к древности. Тут же встретили диких оленей. Они нам долго позировали и подпустили на три метра. Потом ещё одни развалины. Собирали ракушки, выброшенные прибоем, и рвали лавровые листья. Не зря мы сюда пришли. Просто как в сказке про тридевять земель.

Олени
Слон
Кают-компания
Ужин

Остров Бриуни – это национальный парк и место бывшей резиденции бывшего президента бывшей Югославии Иосифа Броз Тито. Утром арендовали велосы и три часа гоняли по острову, посетили сафари-парк со слонами, зебрами, страусами и прочими антилопами. А какой у слона смешной хобот! Сидели на развалинах крепости II века нашей эры. Видели и снимали непуганых оленей.

Но все хорошее когда-то кончается. И нам сегодня надо возвращаться в Пулу. Выходим в море, ставим в последний раз паруса, и яхта, взяв крен градусов в 25-30, рассекает воды Адриатического моря. Временами прилетают порывы и подветренная палуба в воде. Хорошее завершение нашего парусного путешествия.

Переход Бриуни-Пула
Схема путешествия
В марине нас встречают и помогают ошвартоваться. Всё. Даже немного грустно. Следующее море будет только в следующем году.

Вот и заканчивается наше путешествие. Собираем вещи, прибираемся на кораблях, приводим себя в порядок (в каждой марине есть возможность постирать, погладить вещи, есть души) и едем в Пулу. Едем на автобусе, проезд 10 кун (70 руб). Особенность: в автобус не пускают с открытой бутылкой пива. Да, амфитеатр в Пуле впечатляет – эти развалины относят к I веку нашей эры. Мы гуляем, сидим в кафе, заходим в магазины. Грустим, что все когда-то кончается.

Пула: центральная площадь
и амфитеатр.
Город
Ровинь.

Уже вечером все уехали в Пулу. Прощальный аккорд. А мы взяли машину и съездили в Ровинь. Но это уже другая история...