Оглянуться на уходящую натуру
Спустя год после посещения штатов, возвращаюсь к впечатлениям, полученным на Вашингтонской миле
в музеях. Впечатления остыли за год, на старые впечатления легли уже новые,
(от встречи с Новой Зеландией), наиболее яркие, а также от событий, происходящих в последнее
время на Украине, в коих США тоже принимает активное участие, что, конечно же накладывает
отпечаток на мои впечатления от увиденного год назад, корректирует факты, меняет сознание
(пусть даже косвенно или на интуитивном уровне). Всё в голове перемешалось яркими букетами.
Новая Зеландия – это особый мир, целая жизнь, и чтобы рассказать о ней, потребуется
не один год, наверное... А пока требуется время для "остывания" кипящего мозга.
Вот съезжу на Родину, в Сибирь, погуляю по Байкалу и Саянам, (так похожим на некоторые уголки
Новой Зеландии!), разложу без суеты по полочкам все свои накопленные богатства впечатлений,
и напишу о Новой Зеландии как с чистого листа. Пусть черновики вылежатся немного.
Может быть, время скорректирует образы или дополнит новыми событиями, которые можно будет
сопоставить с прошлым... А сейчас вернёмся к Америке.
|
Вход в музей |
|
Водопад на стене музея |
Самым интересным музеем из всех посещённых нами на Моле (Вашингтонская Миля), оказался
национальный музей американских индейцев. Это интерактивный музей. Там можно не только посмотреть,
но и включиться в процесс созидания, охоты, быта, услышать звуки природы, попробовать
себя в ловкости на индейской доске (сёрфе), построить иглу, походить в снегоступах,
поиграть на музыкальном инструменте окарине, сплести корзину или циновку, совершить виртуальный
ритуал или обряд вместе с племенем, пообщаться с настоящим индейцем (смотрителем музея).
Вот только золото инков и оружие всех времён Вам потрогать не дадут – эти ценности
заперты за витринами из непробиваемого стекла.
Музей был основан под эгидой Смитсоновского института в 1989 году, а главное здание на
Вашингтонской Миле построено совсем недавно, в 2004 году. Здание напоминает песчаный берег
каньона с ласточкиными гнёздами, с одной стороны стены падает водопад.
Экспозиции музея расположены так, что с каждым этажом становится всё интересней.
Когда мы зашли, то на первом этаже обнаружили несколько бутиков с сувенирами и были очень
разочарованы ("у-у-у... не музей, а магазин"), но это было обманчивое впечатление,
потому что с каждым этажом вверх мы увлекались всё больше и больше, и посвятив этому музею несколько
часов (кажется, часа три-четыре), не хотели уходить! Нас выгнало из музея только одно
обстоятельство: хотелось попасть в этот же день ещё и в музей авиации и космонавтики
(сразу предупрежу: этого делать не следует, в один день больше двух музеев – это слишком;
наступает пресыщение и усталость). После музея индейцев даже такой шикарный музей,
как музей авиации и космонавтики, уже не смог так сильно впечатлить. Хотя там тоже было
что посмотреть и кое-чему сильно удивиться (например тому, что там находится большое
количество подлинных экспонатов наших советских космонавтов советских времён...)
Но это другая история. Вернёмся к индейцам.
Музей рассказывает о разных племенах, как Северной, так и Южной Америки.
Ныне в США насчитываются 565 индейских племен, официально признанных федеральными властями
И это только на сегодняшний день, а сколько их было истреблено! Для их обозначения используется
термин «суверенный народ такого-то племени» (sovereign nation). Они имеют право на формирование
своего правительства, на принятие законов (законы штатов в них не действуют).
Кроме того, племена, доказавшие что собственность их предков реквизировали агенты властей США,
получают федеральные дотации и гранты.
В США в настоящее время проживают около пяти миллионов индейцев, что составляет
примерно 1,6% населения страны. Средний возраст индейца — 29,7 года,
что заметно меньше возраста среднестатистического американца – 36,8 лет.
Примерно четверть всех индейских семейств живёт за чертой бедности.
Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней,
чем жизней других жителей США.
За чертой бедности в 2009 году жили 23,6% индейцев, тогда как в среднем по стране этот
показатель составлял 14,3%. Несмотря на то, что индейцы пользуются значительными льготами
при поступлении в высшие учебные заведения и обучение для них, как правило, бесплатное,
лишь 16% индейцев имеют высшее образование, тогда как в среднем по стране этот показатель
составляет 28%.
Из 565 индейских племён, мы, европейцы, пожалуй, можем назвать только чуть более десятка,
о которых узнали из истории, литературы и кино (апачи, ирокезы, сименолы, чероки, навахо, майя,
ацтеки, инки, алеуты, эскимосы, чиппева, сиу). В национальном музее американских индейцев можно
познакомиться с историей и бытом пусть не всех 565, но с несколькими сотнями племён – точно.
На сегодняшний день в США более 300 индейских резерваций, в которых существует самоуправление
племени, не подчиняющееся законам штатов. Ныне в США насчитывается 139 языков индейцев,
однако более половины из них находятся под угрозой исчезновения.
Ну это так, информация для размышления из Википедии...
На 1м этаже – фото-видео-экспозиция о том, как хорошо живётся теперь индейцам.
Мы, конечно, плохие переводчики, но и без знания языка понятно по изображённым довольным
и счастливым лицам индейцев, как они счастливы, что англичане их "освободили" от мракобесия
и нищеты. От экспозиции веет, мягко говоря, красивой сказкой. (Может быть, мы не всё увидели в
Вашингтоне, Роквилле и Вирджинии, но всё-таки, если мы видели там изредка маргиналов –
то это были именно краснокожие жители, а не белые).
|
Посуда в виде женских фигур |
|
Посуда для всадника |
На 2м этаже – экспозиция посуды. Вроде бы ничего особенного, глиняная как у многих народов: горшки, кувшины, миски, фляжки. Но внимание посетителя приковано к тому, что почти вся посуда
с узкими горлышками, чтобы не проливалось на бегу, на скаку, на плаву. Судовая посуда для шторма,
поилки для всадников, замысловатые витые фигурки женщин, черепов вражеских воинов и птицы феникс.
Наверное, современные фляжки это упрощённые до примитивизма потомки тех самых поилок для всадников.
Большое внимание в музее уделяется одежде индейцев, а также и "одежде" коней – попонам: боевым,
торжественным, рабочим. Индейских племён очень много – от южных окраин до северных,
у всех них очень разные наряды. Орнаменты некоторых племён северных индейцев один в один совпадают
с нашими тувинскими и хакасскими, камчатскими и эскимосскими. Откуда у древних людей,
живших так далеко друг от друга, на разных континентах, такие одинаковые орнаменты?
Это очень любопытно.
Нас, как активно путешествующих пешком и на лыжах туристов, больше всего заинтересовали вещи быта,
связанные с кочевьями и передвижениями. Например, люлька-рюкзак. Похожа на обычный станковый
рюкзак с дырками для ног. Для переноски совсем маленьких детей – нагрудные люльки-рюкзаки.
И даже люльки-сумки по типу велорюкзака, предназначенные для перевозки ребёнка на коне.
Очень понравился рыбацкий костюм северных индейцев, сшитый из рыбьей кожи. Это такой своеобразный
плащ-"дождевик", непромокаемый полупрозрачный пузырь, похожий на полиэтиленовый мешок.
|
Женское платье |
|
Мужское платье |
Тёплая одежда из меха, шерсти, перьев – экзотична, красива, ярка. Чего стоят одни только роучи
– головные уборы из перьев. Некоторые из них настолько огромны, что 2х-метровые перья,
изгибаясь дугой, свисают с головы вождя до самой земли. Женские роучи скромней и элегантней.
Роуч это торжественный наряд, включает в себя и украшения из золота, перламутра, жемчуга.
А в обычной жизни индейцы одевались просто: от белых льняных костюмов и цветастых ситцевых
юбок на юге, до оленьих парок, унтов и вязанных из шерсти свитеров на севере.
По всему музею можно пройтись как по разным индейским резервациям, взяв на входе паспорт индейца,
и символически сделав отметку о миграции в каждом штате или месте пребывания. Печать у каждой
резервации, как и флаг, изображает то, что является главным отличием данной местности
(черепаха, крокодил, рыба, горы, воинствующий вождь, змея, каноэ, пальма, конь, олень, и т.д.)
Например, на печати округа Команч в штате Оклахома – изображён воин-всадник.
А у резервации Нантикок в Милсборо на печати изображена черепаха.
|
Строительство иглу |
В одном из залов предлагается видео-мастер-класс по выживанию в тундре. Каждый посетитель может,
следуя видео-инструкции, построить настоящий иглу из пропиленовых "снежных" блоков, смастерить
снегоступы и опробовать их в пенопластовом "снегу". Сборные вигвамы, соломенные домики и типи,
складные дома-палатки: каких только видов жилищ не было у кочевых индейцев!
В музее разрешена фотосъёмка, за неё не берут плату (как и во всех Смитсоновских музеях),
но свет в некоторых залах приглушён, и снимать сложно из-за отсвечивания ламп и стёкол.
Поэтому далеко не всё удалось сфотографировать. Иногда очень хотелось сфотографировать каких-нибудь
ярких представителей того или иного индейского племени, гуляющих по этажам, но этого лучше не делать,
можно нарваться на неприятности, особенно, если сфотографируете ребёнка без ведома родителей.
Необходимо согласовывать съёмку с фотообъектом.
В экспозициях, посвященных флоре и фауне, глядя на чучела птиц, можно послушать и их пение,
приложив ухо к трубке с соответствующими звуками.
|
Соломенное каноэ |
|
Носовая фигура |
Каноэ, сёрф и скейтборд – изобретения индейцев, в музее можно проследить историю их эволюции,
а также попробовать самому покрутиться на доске. Особенно впечатлило соломенное каноэ –
огромная лодка, сплетённая из сухой травы.
|
Классический период |
|
Календарь майя |
Наиболее интересны экспозиции, посвящённые племенам майя и инков –
самых цивилизованных индейских племён. Древний календарь майя мы разглядывали очень долго,
пытаясь понять, где там индейцы напророчили конец света, о котором так долго нам выносили мозг
разные СМИ. Мы ничего не увидели. Наверное, у нас не хватило фантазии разглядеть в обычном
орнаменте фигур, цветов, зверей, конец света. Это надо очень изощрённо фантазировать.
А вот физиономия с высунутым языком в центре тарелки точно напомнила людоеда маори из Новой Зеландии.
Наверное, наш шарик совсем небольшой, и все народности перемешивались ещё задолго до того,
как люди начали их делить на расы...
|
Лоза для плетения |
|
Основа для плетения |
Интересные мастер-классы предлагаются по плетению корзин и ковриков, аппликаций, панно,
раскрашивания посуды. Можно сесть за стол, набрать материала для работы (бесплатно) и мастерить,
попутно изучая фото-видео-инструкцию. Если Вы проголодаетесь, гуляя по этажам огромного музея,
можно заказать себе в кафе какое-нибудь национальное блюдо. В общем, полное погружение
в местный колорит.
Большой популярностью пользуется экспозиции 3го этажа – золото инков и оружие. Некоторые золотые
украшения настолько велики и тяжелы, что не представляется возможным носить их на шее или голове
(например, золотая маска или шапка). Некоторые виды оружия тоже имеют внушительные размеры.
Как и в какие эпохи оно попадало к индейцам, догадаться не трудно, но, судя по количеству трофеев,
безоружные индейцы частенько выигрывали сражения против вооружённой английской армии.
По подсчётам Бюро переписи населения США, между 1775 и 1890 годами произошло более 40 индейских войн,
которые унесли жизни 45000 индейцев и 19000 белых. Эти грубые цифры включают также и геноцид
индейских женщин и детей, поскольку часто в ходе этих войн происходило истребление гражданского
населения (Википедия). Так что, судя по цифрам, индейцы с луками и копьями сражались весьма
достойно против вооружённых англичан.
|
Наконечники стрел |
|
Но теперь, благодаря улыбающимся со стен музея счастливым портретам индейцев,
мы должны безоговорочно верить тому, что индейцы в США свободны, счастливы и равноправны с белыми.
Ну что ж, не будем спорить с хозяевами, раз уж мы у них в гостях...
Дружбу народов символизирует отлитая в бронзе статуя: индейская семья и английский колонизатор
смотрят в одном направлении, у их ног расположились медведи, а маленькая индейская девочка
доверчиво прижимается сзади к англичанину, одной рукой обнимая куклу...
Белозубые улыбки уходящей натуры смотрели на нас с экспозиций музея как герои приключенческих
фильмов об Оцеоле и Чингачгуке... Но улыбающиеся лица индецев на улицах городов нам не удалось
увидеть (если не считать маленьких индейских детей в музее). Наверное, для этого нам надо было
углубиться в их привычную родную среду, например, куда-то ну очень далеко в Аппалачи...
|
Горшки |
|
|
Алеутские снегоступы |
|
Вигвам |
|
|
Берестяное каноэ |
|
Весла |
|
Долблёное каноэ |
|
|
Берестяные рисунки |
|
Рисунки на шкуре |
|
Игрушка-"вертолёт" |
|
Веселые человечки, как в Туве |
|
|
Современная индейская девочка |
|
Вездеход-лыжеход |
|
|
Одёжа для лошади |
|
Трубка мира |
|
Трубки мира и бубен |
|
|
Орнаменты северных индейцев |
|
Маис – основная еда |
|
Плетеная посуда |
|
Обереги |
|
|
Посуда для шторма |
|
Ткацкий станок |
|
Рабочая одежда |
|
Роучи |
|
Семейный тотем |
|
|
Украшения из золота и ракушек |
|
Календарь майя |
|