в Иркутске 16:24, Апр. 19

Патагония – страна счастья!

Автор:Евгения Варфоломеева
Опубликовано:26.04.2010
Ключевые слова: Аргентина, Фитц Рой, горный туризм, Патагония

Закрываю глаза и вижу лунный пейзаж – бесконечное снежное поле ледника, едва выглядывающие из-под снежных шапок, надвинутых на суровые осыпи гор, невероятно причудливые облака, таинственная башня Фитц Роя – "Мисти Маунтин", наверное, с нее Толкиен писал свой Мордор.

Патагония – страна самого синего неба с разнообразными облаками, бескрайних заснеженных ледников, ураганных ветров, озер с зелеными чернилами вместо воды и молочно-голубых непрозрачных рек, благородных лам и диких коров, смешных пингвинов, а так же самых гостеприимных, веселых, неунывающих и немного сумасшедших людей, энергия которых как какой-то вирус стремительно проникает в тебя и глаза начинают гореть, а тело забывает о болячках, нажитых в процессе сидения и лежания на мягких диванах в больших городах.

Небо Патагонии
Озере Архентино
Облака
Обычный пейзаж
Чальтен

20 февраля 2010 года самолет компании мыобязательнопотеряемвашбагаж Франс вылетел из Парижа в Буэнос Айрес, унося нас на встречу с удивительной страной Аргентиной. Разница с Иркутском по времени 11 часов – действительно, в Аргентине живут антиподы, у них лето, когда у нас зима, у них день, когда у нас ночь. Полет, длиною в 13 часов и 11 тысяч километров, прошел отлично, особенно после употребления бутылочки, как тогда казалось отличного французского вина – я просто еще не пробовала Аргентинский Мальбек. В Буэнос Айресе нас ждала пересадка на самолет внутреннего рейса до города Калафате и неприятный сюрприз. Наш багаж потерялся. Напрасно мы стояли в течение получаса возле ленты – наши рюкзаки так на ней и не появились. Чувства почти такие же как в детском саду, когда всех мамы уже забрали, а ты как сирота напрасно гипнотизируешь дверной проём – мамы все нет. Несколько звонков представителям разных туркомпаний, принимающему гиду в Патагонии – Диего, в Буэнос Айресе – Роберто, после чего наш телефон умер. Диего уговорил нас лететь дальше к нему в Патагонию. Кое-как написав запрос с описанием нашего багажа и получив заверения, что уже завтра мы непременно получим все свои вещи в конечной точке нашего перелета – Чалтене (El Chalten), мы направились в Доместик аэропорт, так как до нашего самолета оставался всего час. Для международных рейсов в Байресе один аэропорт, для внутренних – другой, расстояние между ними минут 50, такси стоит около 170 песо (1 доллар США – 3,8 песо). После регистрации, которая заняла не более 5 минут (никаких очередей), мы прогулялись по набережной огромной реки Ла Плата, которую я сначала приняла за море, так как противоположного берега не видно. Река образуется при слиянии двух рек и ширина ее в районе Байреса 164 километра!!! по ней проходит граница между Аргентиной и Уругваем. Мне удалось рассмотреть эту реку позже, когда мы улетали из Аргентины уже из самолета. Масштаб впечатляет. За обедом в аэропортовской забегаловке мы впервые за путешествие отведали аргентинского вина. Буэнисимо! Все проблемы с багажом показались мне мелкими и несущественными, ведь я в Буэнос Айесе – городе танго и асадо, через 4 часа я буду в Патагонии и увижу Фитц Рой. Ура!

В аэропорту нас встречал замечательный Диего. Я долго думала, на кого же он похож. Да, он же вылитый Адриано Челентано. И оказалось, что Диего наполовину итальянец. При встрече он обнял нас и даже однократно приложился к щеке губами – так принято. Знаю, что у французов принято при встрече троекратное лобызание – у аргентинцев однократное. Из Калафате до Чалтена 3 часа на машине, которые я успешно проспала. При высадке из машины Диего произнес: "С добрым утром, Евгения". "С Добрым!", – еще бы у нас 7 утра, а здесь 9 вечера. Он сделал круглые глаза – такие я еще не раз потом видела у других аргентинцев, когда говорила, откуда я приехала – я из Сибири! Легкий ужин состоял из ОГРОМНОЙ порции говяжьей отбивной (почти "асадо"), бутылки вина. И о чудо, я в чистой постельке – СПАТЬ!

Прогулка на
Фитц Роя
Ледник под
Фитц Роем

Проснулись в 6 утра по местному – у нас 4 вечера. Посетили офис Диего, где узнали, что нашелся мой рюкзак, который завтра будет в Чалтене-Ура!!! Второй рюкзак еще пока в поиске. Купили карту местности и отправились прямиком под красавец Фитц Рой. Погода была просто ОТЛИЧНАЯ! Ни ветра, ни снега, ни дождя – только СОЛНЦЕ. Мы в настоящем лете. Два часа по прекрасной тропе с указателями, небольшой метров 500 подъем в гору – и мы у озера Los Tres у подножия Мисти Маунтин – Фитц Рой. Толпы туда ходят большие, но, что поразило меня – вы не найдете даже фантика от конфетки – кругом идеальная чистота. Это очень порадовало – вот бы у нас было так. Очень много иностранных пенсионеров, что тоже меня порадовало. Хотела бы я видеть свою маму, наслаждающуюся прекрасным воздухом и потрясающими видами, а по вечерам – прекрасным вином и замечательной здоровой пищей. И вот оно вознаграждение – великолепная, ни на что не похожая громада Фитц Роя. ПЕРФЕКТО!!! Бывает на свете такая мистическая ни на что не похожая красота – гранитные скалы, лед и озеро, в которое как будто налили зеленой непрозрачной краски. Спасибо природе, что сделала такое – просто неописуемый восторг и счастье видеть это. Фото в разных позах и ракурсах, легкий перекус, еще наслаждение от просмотра и вниз – домой в "Сендерос" – знаменитую и очень уютную гостиницу в Чалтене. Еще раз заходим к Диего – второй рюкзак все еще не найден. Уславливаемся, что завтра еще день акклиматизационного треккинга, а потом не смотря на то, найден наш багаж или нет наша команда выдвигается в поход. Вечером мы были приглашены в винный бар брата Диего, где отведали изысканного вина в окружении вкуснейших салями и сыра и закончили нашу трапезу асадо (это типа нашего шашлыка – огромный кусок говядины на гриле – невероятно вкусный) и салатом из моей любимой рукколы, которую днем с огнем не сыщешь в Иркутске. Бутылка вина на голодный желудок приятно разлилась теплом по несколько уставшим мышцам и развязала язык, что укрепила российско-аргентинскую дружбу народов.

Красавец Торре
Озеро Торре
Сьерро Торре
Тоже Сьерро Торре

С утра погода нас порадовала солнцем и "небольшим" по меркам Патагонии ветром. Этот день был посвящен более короткому треккингу до озера под тремя иглами не менее прекрасной и мистической горы Сьерро Торре. Ветер был не хилый, так что 5 минут хватило, чтобы замерзнуть и скорее побежать вниз. Треккинг занял около 5 часов. Ноги окончательно забились так, что пришлось покупать в местной "фармасии" оранжевую баночку с запахом мази "бом бенге" и мазать нещадно сведенные в судороге икорки. Наконец привезли мой рюкзак, с моим снаряжением. Слава Богу!!! Не летайте самолетами Эйр Франс! Моему спутнику пришлось покупать и брать в аренду ВСЁ снаряжение: начиная от ботинок и заканчивая термобельем. Благо, что некоторые "Олигархи" могут себе это позволить. Вечером были недолгие сборы и вот рюкзак готов, я тоже в предвкушении похода.

Аргентинские мачо

В 10 утра за нами заехал интересный аргентинский молодой человек Ижермо – по английски Вильгельм. Симпатяга с косой до пояса и черным, волооким взглядом. С нами часть маршрута должен был пройти не менее интересный товарисч из Бахрейна – Басик, гидом которого были Ижермо и Сантьяго. Нашими гидами были Диего и Греко (Греко, потому что его отец грек). Двадцать минут в машине по долине и вот мы под рюкзаками стартуем.

Закат на
леднике Вьедма
подходах к леднику
Красивый
закат

Опять отличная погода! Где обещанный снег, ветер и дождь? Проходим частную территорию на реке Электрик, обедаем – еще два часа в гору по морене и вот мы под озером и ледником Маркони. 4 часа дня – делать абсолютно нечего. Я страдаю – палатки поставлены, до ужина 2 часа. "Диего мне скучно". И мы начинаем играть в игру "камушки". Моя команда – я и Диего, Ижермо и Греко наши противники. И мы с треском проигрываем 21:8. О ужас! Но зато сколько положительных эмоций. Я так с детства не смеялась – "Женя не переступай черту, Женя не говори по русски! Ижермо не говори по испански. Ай-Ай. Эта русская просто сумасшедшая!" Все наблюдали за нами, наверное, это было очень смешно!!! И тут включили закат. Фитц Рой осветился закатным солнышком, а небо раскрасили в розовые и лиловые тона. Горы прекрасны. Я в ПАТАГОНИИ. Какое счастье! Перфекто!

Перевал Маркони
Рефьюж в Чили
Внутри
Гора Бланка
На леднике
Ледник Вьедма
Ледовая равнина

Серое утро, завтрак овсянкой – идём. Потихоньку подошли к леднику Маркони. Надели системы, я пластиковые боты, отхлебнув пару глотков из термоса, нашли выход на сильно подтаявший ледник. Постепенно продвигаемся по нему. Надели кошки. Идем. Наконец, подул ветер, но он странно теплый. Потихоньку вверх. Снимаем кошки, проходим небольшие скалки. Обед. Идем вверх, вверх. Наконец пришла очередь снегоступов. Это мой первый опыт хождения в них. Очень необычно, но удобно. Вокруг горы, позади Фитц Рой. Впереди перевал Маркони – 1500 м. Идешь, идешь, а снежное безмолвие все не кончается. Погода смурная, но нет ветра и видно все горы – это очень необычно для Патагонии, как говорят наши гиды. Мы наслаждаемся движением и красотой вокруг. Еще немного вверх и вот перед нами Чилийский домик в горах – Рефюж, сделанный наподобие антарктических домиков – на растяжках и сваях, вход снизу. Нам повезло, что уже не сезон и мы здесь одни. Сушим носки, благо ветер и солнце присутствуют. В 4 вечера "легкий" перекус из сыра, салями и крекеров – ням! Непринужденная беседа на испанско, англо-русском. Куча прекрасных фото окружающих нас гор в лучах закатного солнца. И 33 напоминания мне: "Женя завтра мы встаем в 6 утра". Ведь завтра мы идем на Гору Бланка (2900 м) – что-то типа нашего Мунку Сардык, только с огромной трещиной посерединке. В 6 утра наши гиды обнаружили (я это поняла часа в 2 ночи), что на улице бушует тот самый Патагонский ураганный ветер. Вышли на гору в 10 часов. Небольшой подъем. Вышли на перемычку и поняли, что не понятно, где верх, а где низ. Мы в облаке. Гиды перестраховываются, поэтому идем вниз – прощай Гора Бланка. Ухожу вперед с Греко и вдруг он проваливается в трещину – торчит только его голова – вытаскиваю ледоруб и Греко – мы обнимаемся – слава Богу, все обошлось! Вниз, вниз, вперед к домику в Чили. Ухожу далеко вперед. Подходя к убежищу вижу, что на той стороне еще идут потихоньку Базик и сопровождающий его Ижермо. Я уже в домике. Наблюдаем, как гора Бланка: то открывается, то вновь скрывается в пелене приносящихся тихоокеанским ветром плотных облаков. Мужчины делают вывод, что виной в несостоявшемся восхождении всему "трансибирский экспресс", т.е. я, которая слишком быстро ходит. Шла бы медленней – попали бы в просвет – и возможно зашли бы. Да, сходили бы они хоть раз в наши Саяны на сборы с "Политехами", они бы поняли, что такое настоящий транссибирский экспресс. Ветер так и не выключают. Очень сильный ветер. Ужинаем полентой с сальсой: "Женя, ты очень много ешь...??? сальсы. Но полента, но сальса – так говорила моя мама," – делает мне замечание Ижермо. Ещё бы, сальса – это вкуснеший томатный соус с салями, а полента всего лишь кукурузная каша. И я предпочитаю сальсу. Матэ и спать – завтра длинный день. До сна успеваем вдоволь нахохотаться над шутками Басика и рассказами из дневника рефьюжа, где описано, что незадачливые туристы в ожидании хорошей погоды провели в нем неделю и почти сошли с ума, кто-то уже хотел резать вены, кому-то привиделась группа длинноногих горнолыжниц в бикини, совершенно случайно решивших покататься в этих местах...

Уфо Плейтс

Утром форточку в Чили так и не закрыли – дует сильный ветер, но мы идем вниз по леднику и ветер нам в спину. Два с половиной часа и мы у подножья Сьерро Торре, где должны были ночевать, но кто-то очень хочет купаться в атлантическом океане и решил сократить наше пребывание на леднике, поэтому ждем час – может, покажется красавец Торре из-за пелены облаков, и – О чудо! – вот он во всей красе – снежные грибы на вершине – пара фото и мы бежим дальше вниз. А как же мне хотелось остаться, чтобы насладиться этой красотой. Невероятная гора в причудливом узоре облаков. "Уфо Плейтс" – так называют их в Патагонии. Они и вправду как мистические летающие тарелки, принимающие различную форму. И бескрайнее синее небо, сливающееся с бесконечной снежной белизной ледника...

Ледник и облака
Возле г. Бланка

Два часа и мы переходим на другой ледник – грязный, изрезанный, с огромными трещинами. Некоторые участники уже подустали и еле плетутся, но до лагеря еще километров 5 по морене. И мы идем по грязи.

Лагерь на леднике
Мате Тайм

Наконец место для ночлега с видом на разорванный ледник. Ставим палатки, пьем уже ставшим привычным Мате – что-то типа нашего крепкого чая, заваренного в тыковке. Как хорошо жить! Обалденные равиоли в сливочном соусе, ставшая привычной беседа, полная шуток и интересных подробностей. И вот уже закат – причудливые облака в розовой окрасе, грязный разорванный ледник.

Ложимся спать, но через два часа в Чили, кто-то помимо форточки еще и вентилятор включает. Нашу палатку рвет на части – мы вот-вот взлетим, да и нас засыпает 5-сантиметровым слоем пыли. Кошмар. Кое-как засыпаю, под шум рвущейся палатки и легкого дождика. Утром встаем опухшие, невыспавшиеся и грязные как черти. Dirty Team – команда грязнуль.

Наш путь к перевалу Феррари – первопроходцу на Сьерро Торре, а вовсе не обладателю дорогой машины.

И вот минута прощания с чудесной страной ледников. Никто не отменял синевы неба, но в окружении снега она была совершенно другой, чем тогда, когда мы увидим зеленые деревья.

Тирольская
переправа
Высокогорные
яблочки

Теперь вниз, вниз – еще небольшой переход через ледник и вид на реку "какао" или шоколада – такого цвета в ней вода – брр, и мы у тирольской переправы, натянутой между скал, в которые уходит река. Пристегиваемся карабинами – 15 метров и мы на другом берегу. Еще чуть-чуть и вот уже приятная тень нотофагусов и защита от пронизывающего ветра – мы ставим палатки. Я иду к реке в надежде принять ванну, но эта сумасшедшая идея! Такой холодный ветер – и такая ледяная река – ограничиваюсь влажной салфеткой! Пусть моржи купаются, я до гостиницы потерплю.

Ужин был на славу – чечевица, салями и вино.

Полная луна давала основания Диего, как знатоку, полагать, что как минимум будет еще неделя отличной погоды. Как жаль, что завтра мы уже будем далеко отсюда.

Последний день маршрута. Очень грустно. Идем по лесу. Встречаем стадо диких коров. Реально диких, у них нет хозяев, они пасуться сами по себе. Преодолеваем пару бродов, болото, немного вверх и вот последний "мирадор" – вид на Сьерро-Торре и Фитц-Рой. Неужели все?

Спасибо, Диего за его оптимизм и тягу к приключениям и фразу – "Жизнь прекрасна, иногда не очень, но, в общем – Жизнь прекрасна!". И за самое часто употребляемое слово – "Буено!" – "хорошо!"

Потом был душ, чудесный вечер с вином и асадо. И прощание со сказочной страной Патагонией, с Фитц-Роем и Сьерро-Торре, с ветрами и пампасами.

Карта
Вид сверху

Теперь, когда мне грустно и кажется, что все плохо, я вспоминаю, что где-то есть страна самого синего неба, зеленых озер, диких коров, самых красивых на свете облаков, ураганного ветра, сверкающего льда, таинственных гор. Люди, населяющие эту страну, делают свою жизнь удивительной и помогают другим понять, что ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА. Они щедры и дают любому возможность погреться у костра любви к другим людям, к своей стране, к жизни. Стоит только купить билет, пролететь 20 000 километров. И...

Я уже замышляю побег...

Русско-аргентинский словарик:

Асадо – вкуснейшее аргентинское мясное блюдо, проще говоря, огромный кусок говядины, приготовленной на гриле, что-то типа шашлыка.

Буэно – хорошо.

Буэниссимо – очень хорошо.

Перфекто – отлично!!!!

Кэ Рико – очень вкусно!!!

Бино – исключительно сухое красное из винограда провинции "мендоза". Самым вкусным показалось то, что было выпито в хорошей компании.

Ель Чалтен – маленький туристский городок в Патагонии (Аргентина) у подножия гор Сьерро Торре и Фитц Рой. Основан в 1986 году.

Мирадор – вид, обзор (мирра – смотреть).

Рефьюж – убежище. Домик для туристов, типа аргентинского или чилийского зимовья.