в Иркутске 06:44, Апр. 19

Большое летнее путешествие в район Мунку-Сардык (2005 год, Киров-Иркутск)

[ стр. 1 | стр. 2 | стр. 3 | стр. 4 | стр. 5 | стр. 6 ]

День 2
Четверг, 18 августа
Вид c перевала Солярис
на запад

Вечер. Я сижу на перевале Контрастов. Здесь дует ветер, но ничего, выживем. Пока еще греет солнышко, я чуть не уснула под его теплом. Здесь красиво справа и слева – на Обзорной, куда все ушли. Я имела желание сходить туда, но не имела физической возможности. Так выпейте же сока апельсинового за то, что бы желания всегда совпадали с возможностями. Мы сегодня взяли небольшой перевал (Контрастов) – н/к. Брали под вечер, я уже устала, но он оказался небольшим, залезли быстро. Я думала, все будет хуже. Правда, так по камням лезть немного опасно, на меня чуть не поехала лавина камней. Жуткий момент. А так я себя даже неплохо чувствую. Обозреваю окрестности, прыгаю, согреваюсь. Жду всех. Видела их на горе – мааленькие точечки. Мне не хватает гитары. Иногда бубню себе что-нибудь под нос.
А еще костер – это супер. Слева от меня прикольная красная гора – никогда раньше таких не видела. За ней еще горы – темные, посеребреные снегом и льдом. Блестят, напоминают Кавказ. Справа виднеется долина, из которой мы пришли. Вова говорит, что все хорошо, все по плану. Буду ему верить.

Цирк перевала Солярис
На пути от перевала
Солярис

По плану, сегодня мы должны были обойти высоты 2465 и 2517, спуститься к среднему Иркуту и забраться на перевал Контрастов. За завтраком возникла идея обойти в.2465 слева – показалось, что это вполне возможно. Однако когда мы подошли поближе, то увидели лишь довольно крутой спуск в ущелье истока реки Средний Иркут. Тратить силы на траверс здесь было бессмысленно, так что решили огибать вершину справа. Вышли на широкую седловину между высотами 2465 и 2517, стараясь не терять высоты – места сырые, и чем ниже, тем больше топей. Хотя выглядит все очень здорово – яркие краски, много желтого и зеленого... Видно очень далеко, кругом широкие плато, озера и неизвестные вершины – ведь карта тут кончается гораздо ближе, чем видит глаз. Загнули небольшую петлю юго-восточнее в. 2517, и в конце концов решили спускаться вниз – двигаться далее на восток было совсем не с руки. Что самое странное, чего я не понял тогда, и не понимаю сейчас – откуда между нами и р. Средний Иркут выросла небольшая пологая вершинка? Дойдя до ее "подножья", мы бросили рюкзаки, оставили девчонок отдыхать и пошли на разведку. Вершина оказалась плоской, заваленной камнями. Отсюда уже была видна Обзорная. Подобравшись к самому краю, мы увидели реку внизу и наиболее логичный путь спуска в ущелье – покрытый травой склон с редкими камнями слева от нашей неизвестной вершинки, т. е. с восточной стороны. Двинули назад. Должен сказать, все это хождение туда-сюда в этот день изматывало нас даже больше, чем последующие перевалы – постоянно было такое ощущение, что битый час движемся на одном месте. Снова Лева с Катей убежали вперед, я спускался на несколько десятков метров и ждал Наташу. Когда дошли до реки, где Лева с Катей уже порядком отдохнули, я было стал корить их за то, что убегают вперед и не ждут нас. А случись чего? Лева на это мне резонно замечал, что ничего страшного – все-таки технически сложных участков еще не встретилось, да и, если что, "передовой" отряд всегда может выигранное время потратить на разведку. Словом, обе стороны приняли информация к сведению, и я немного успокоился. Действительно, паниковать рановато.

Озеро Солярис

Тронулись вдоль реки, к верховьям. Воды в реке примерно по щиколотку, и чем выще, тем чаще приходилось перепрыгивать по камешкам с берега на берег, сохраняя ноги сухими. Ориентирами мне были в.2930 и Обзорная (которую, вообще говоря, снизу и не видно). Дойдя до стрелки, повернули влево – в сторону пер. Контрастов, а за поворотом сели перекусить у рыжего склона. Впереди, вдоль ущелья, четко маячит в. 2930. Дальше было еще несколько притоков справа (орографически – левых), но я мучительно смотрел в карту, потом в компас, и решил не сворачивать. И вот он – небольшой подъем по камням. Лева особенно волновался за Наташу и вызвался "присмотреть" за ней, так что мы с Катей поднялись первыми. Перевал! Однако тура никакого мы не нашли – вполне возможно, залезли не там. С другой стороны, вспоминаю поход Эрдема: "Пришли мы туда! Но был путь легче:". Видимо, наш путь и был легче. Надеюсь!

Стоянка у озера Солярис
Начало подъема от озера

Немного отдохнув, выбрали место для лагеря и ринулись в 18:10 на Обзорную, оставив Наташу отдыхать в лагере. Штурм был стремительным, однако первый заряд энтузиазма оставил нас где-то посередине. Присели на камнях, скушали по конфетке. Вокруг красотища, видно широкое плато перевала Контрастов. Ринулись вверх, а вершины все не видно и не видно – за грядой камней встает еще одна, и еще, еще... После второй конфетки пошли спокойно – времени у нас много, – а тут раз, и вершина! Совсем чуть-чуть ведь было сразу не дошли! Вершина и впрямь Обзорная – видно все, от Тункинской долины до Мунку-Сардык. В туре записку не обнаружили, свою тоже не оставили. Я почему-то подумал ,что раз записки нет – значит и класть не надо :-) А самое главное – с Обзорной первый раз увидели озеро Солярис и гребень перевала Солярис, куда нам завтра предстояло дойти.

Озеро Солярис
Вид из цирка на
перевал Жохой

Когда дошло дело до установки лагеря, нас разобрал страх – а ну как тут нет воды? Это же вниз бегать придется! Срочно двинулись на поиски, которые увенчались успехом – немного южнее на плато множество ручеков и луж. Из одних мы брали воду, в других мыли ноги, в третьих... всего лишь посуду! Воспользовашись свободным временем, я ползал по траве и камням на животе, запечатлевая природные красоты. Глядя на высокие пики с одной стороны и зеленые долины – с другой, мне подумалось, что не зря это замечательный перевал назван перевалом Контрастов...

День 3
Пятница, 19 августа
Перевал
Жохойский
Вид на озеро
Солярис и цирк

Сегодня встали рано, с утра был иней и прохладно. Собрались необычайно быстро, вышли и пошли сразу на н/к перевал Архаров. Жить стало легче. Правда мы и забрались и спустились не там, где нужно, но главное, что все хорошо кончается. Сейчас разгружаемся. Делаем клад. Через 2-3 дня мы сами же его найдем. Видели только что первый водопад. Переходили опять реку – это у нас вчера развлечение такое было. Но самое трудное сегодня еще впереди. Мама и папа, я вас очень люблю. Ночевали на озере Солярис.

Утро выдалось холодное – бегал с фотоаппаратом, дабы согреться. Солнце предательски освещало восточный склон вершины 2930, а наш лагерь мерз в тени Обзорной. В ста одежках двинулись в сторону пер. Архаров в 9:40, и вскоре вышли из тени. Черт, как же жарко! Привал, раздеваемся. Терять высоту снова не хочется, решаю заходить на перевал траверсом, благо крутизна склона невелика – максимум 30 градусов. Как оказалось наверху – зря, поскольку снизу, чуть южнее, открывается более простой и пологий путь. Ну и ладно! Спускаться решили справа по узкому кулуару. Как снизу оказалось – опять-таки зря, путь слева (это если смотреть с перевала вниз, в долину р. Жохой) более пологий и безопасный. Пришлось идти очень осторожно и кричать по любому поводу "камень", хотя, слава Богу, ни одного серьезного камня никто так и не спустил.

Перевал Жохойский
Перевал Жохойский,
вид с севера

Внизу я сбросил рюкзак, и, пока спускалась Наташа, заснял панораму долины Жохоя. Прямо по курсу – вершины 3129 и 3032, которые нам предстоит обогуть сейчас слева – поднявшись к Солярису, – а затем вновь прийти сюда из низовий долины Жохоя справа, замкнув колечко. Спускаемся к реке и делаем заброску чуть выше, среди камней, долго решая,что нам пригодится, а что – нет. Учитывая, что придется брать пер. Жохойский (1А), к явному неудовольствию всех, берем веревки и ледоруб (вобщем-то, зря – не пригодились). Тщательно запоминаем место – один здоровенный валун нагроможден на другой. Очень надеемся найти "клад" по возвращении! Затратив на это дело порядка 45 минут, начинаем подъем в сторону оз. Солярис по пологому подъему вдоль левого (орографически) притока Жохоя, направление – юго-запад. Речка потихоньку ушла под камни, мы взяли немного западнее и подошли к первому озеру. Жарко. Вода в озере какая-то странная, пришлось прогуляться к "водопадику" – отсюда устремляется вниз приток Жохоя. Вода хорошая, набрал воды в бутылку, а также замочил свой перекус в кружке.

Спуск с Жохойского,
Первое озеро
Вид на Жохойский с
северной стороны

Наш перекус, думаю, заслуживает отдельного упоминания. Так, Катя категорически отказывалась называть обедом этот маленький пакетик с сухофруктами, орехами и кофетами, выдаваемый каждому. Обед – нет, максимум – перекус! На второй же день похода я пристрастился ссыпать орехи с сухофрукатми в кружку и заливать все это водой из ближайшего ручья или озера. Получаемая таким путем похлебка одновременно удаляла жажду. Катя же все время грезила о мясе и бурятских позах. Хорошо еще, что она взяла орехов, казинаков и шоколадок больше, чем я заказывал, так что время от времени у нас случались самые настощие праздники живота. Скромные по "долинным" меркам, разумеется.

Долина притока реки
Жохой, Первое озеро
Долина реки Жохой,
Первое озеро

Встал вопрос – как подниматься дальше. Честно говоря, я забыл, что говорилось в отчете Эрдема по этому поводу (потом прочитал – ребята шли слева). Видно 3 пути – слева очень крутая сыпуха, спереди – тропа на травянистом склоне, но весьма крутая в верхней части. Поэтому пошли траверсом справа, по склону морены. Зайдя на ее гребень, обнаружили справа проход с редкими участками зеленой травы. В итоге вышли к озеру Солярис с северо-восточной стороны, сверху видны участки желтой травы с южной стороны озера – по-видимому, единственное приемлимое место стоянки (странно, что в прошлом году группа Эрдема его не нашла и ночевала на гребне морены к востоку от озера). Пришлось спускаться вниз и огибать озеро с востока, где как такового берега у озера нет. Прыгаешь по камням, а внизу – вода. Встали у загадочного круга, выложенного из камней. Это здесь единственный участок ровной поверхности, с травой.

На этой стоянке есть круг, выложенный камнями, а еще на большом камне нарисованы люди (человечки), вертолет, стрелка и год 2005. Может быть, это выложена посадочная площадка? (мне не верят). Сегодняшние перевалы (н/к) меня утомили и на пер. Солярис я не пошла. Зато я искупалась-таки в чудесном озере Солярис. Оно даже теплее, чем я думала. Все вернулись очень усталые и голодные. Легли спать где-то в 10. Вечером я даже не смеялась.

Времени у нас вдоволь, так что решаю отдохнуть и, как и запланировано, сходить в радиалку на пер. Солярис. От озера его видно не очень, ни одного снимка этого перевала я не видел, карта обрывается как раз не нем... ну что ж, мы все равно попробуем! Взяли "на всякий" веревку, нацепили каски и двинулись, как вчера, втроем, оставив Наташу в лагере – она всерьез собиралась купаться в Солярисе, что и осуществила в наше отсутствие.

Долина реки Жохой,
вид на Первое озеро
На морене
у Первого озера

Около 16:40 вышли от "круга камней", обогнули оз. Солярис с южной стороны по камням у воды (встретили даже удивительно каменисто-песчаный пляж), и пошли вдоль ручья, втекающего в оз. Солярис с запада. У первой стрелки решили повернуть направо. Пришлось лезть по средним и крупным камням. На второй стрелке забрали направо, после чего двигались по очень крупным камням до маленького озерка. Ничего не видно, только камни кругом. От озера вновь пошли направо, преодолели очень крутой подъем, возможно градусов 45, живые камни. Далее ручей ушел под грязный снег, перешли на левый (орографически – правый) берег, вышли в цирк. На его осыпных склонах местами грязные языки снега, а где перевал – мне стало вообще неясно. Лева, однако, повел нас дальше. Снова двигались траверсом по средним и крупным камням (под нами журчал ручей – он стекает как раз посередине склона), и около 18:45 зашли на перевал. Седло длинное, узкое, в туре не нашли записку, своей не положили – бумагу забыли! К ужасу увидели на западе грозу, воображение живо нарисовало ужасную картину – мы под грозой спускаемся с перевала, – но все обошлось, гроза ушла севернее. Зато внизу открылся вид на озеро Солярис (до цирка его вообще не было видно). А на западе, в долине по ту сторону перевала – неизвестном краю, на который я так и не смог достать карту, мы увидели красивое озеро и далекие темные хребты. Спуск туда весьма сложный – крутой осыпной склон, никак даже не 1А (а с нашей стороны – н/к?). Назад шли по правым притокам ручья, т.е. по южной стороне, ближе к хребту-границе. Оказалось, что здесь склон более пологий, однако камни тоже большие и средние. Встретили небольшое болотистое плато, птиц.

Третье озеро
Второе озеро

Вернувшись в лагерь в 20:10, обнаружили первые потери. Лева забыл на перевале свою цветастную панамку, а я – хопку. Видимо, положил ее на камень, чтобы фотоаппарат не упал, когда запечатлевал нас втроем на перевале. А забрать – забыл. Пришлось выдать Леве запасную бандану и научиться использовать коврик вместо хопки. Погрустив по этому поводу, созерцая грозную вершину 3236, у подножья которой мы, в сущности, и находились, пришлось взятся, наконец, за установку лагеря. Палатку и оттяжки особенно тщательно укрепили камнями – отчеты говорят, тут ветренно. Действительно, после ужина задул сильный ветер, так что мы охотно ушли спать. Где-то в долине Жохоя наверняка шли грозы, что-то гремело. Ночью разок проснулся – ветер трепал палатку, шел легкий дождик. А в спальнике – тепло и уютно. Что бы не говорили, на Солярисе – хорошо!