в Иркутске 16:36, Апр. 19

Поход на Хан-Улу (1 - 12 августа 2003 года)

Вверх по Осиновке
День 1

Началось все как обычно: с электрички. Вернее, с попытки на нее опоздать, но стольник и лихость водителя решили дело в мою пользу, и я успел воссоединиться со своими спутниками до посадки в вагон. В Байкальске оказались уже к вечеру и до темноты успели уйти километров на пять вверх по речке Осиновке.

Куда пропала тропа?
День 2

Переночевав, движемся дальше вверх по реке. После обеда потеряли тропу, как выяснилось позже, она отправилась по своим делам куда-то правее, а мы по невнимательности оказались в буреломах. Скорость передвижения упала до пятисот метров в час, и, когда, наконец, оказались на той же тропе, которую потеряли полдня назад, уже на гольцах, мы были вымотаны, выжаты и выстираны по полной программе. Во время перекуса выяснилось, что по плану нашего доблестного руководителя, нам предстоит преодолеть до ночлега еще десяток километров весьма непологого спуска. Последние сотни метров преодолевали уже в полной темноте, группа растянулась, тропа потерялась, река вышла из берегов, а берега покрылись первосортным буреломом... Полный абзац! Наконец к двенадцати собрались до кучи и разбили лагерь на берегу реки Хара-Мурин. Пройдено двадцать шесть километров. Мне лично этот "вводный" день стоил надорванных колен и стертых ступней.

Вверх по Хара-Мурин
День 3

Зато утро было великолепно! Солнце, красивая горная река, катящая свои воды среди крутых отрогов Хамар-Дабана. Путь наш в этот день пролегал вверх по левому берегу Хара-Мурин. Сочная зелень, следы медведей на песчаных отмелях, ягода и грибы – просто идиллия! По пути зашли на водопад Чарующий. Мощная лавина воды, низвергаясь с высоты метров десять-пятнадцать порождает сильный ветер, который в чаше водопада создает причудливые завихрения и возносит отдельные струи воды на несколько метров опять наверх. Стоять не щурясь, просто невозможно, брызги такие, как будто идет дождь! К вечеру добрались до места впадения в Хара-Мурин реки Тит-Тит, по которой и пролегал наш дальнейший маршрут, да вот беда – нужно переправляться. Если учесть, что прошли дожди и вода поднялась, то эта задача оказалась отнюдь не простой. Обнялись впятером и пошли. Пару раз чуть не уплыли, адреналина нахватались выше крыши! Оказавшись на правом берегу реки возликовали – ключ маршрута пройден! Можно продолжать путь! На ночлег упали тут же на берегу во мхах по колено.

Вверх по Тит-Тит
День 4

Утро снова пообещало яркий солнечный день, но нам это было не во благо, ибо пота было пролито не один литр. Пройдя около километра вверх по реке с забавным названием Тит-Тит мы очутились в зоне взрыва метеорита. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Весь лес, если быть точнее, около 90% крупных деревьев, дружно указывали на противоположный берег реки, валяясь на земле, лишь некоторые из этих поверженных великанов упали вдоль реки и могли служить нам импровизированным тротуаром. Подобная картина наблюдалась и на окрестных склонах. Так, где проходя по стволам лежащих деревьев, где перебираясь через них, мы преодолели около трех километров. Часть пути преодолели прямо по реке, бредя по пояс в воде, конечно там, где течение позволяло это сделать. Затратили на этот участок пути три часа и, как у нас уже стало входить в традицию, уйму сил. Кстати очень пчелоопасные места, три раза спугивали диких пчел, и все получили по несколько укусов этих полезнейших созданий. Затем начался нормальный лес, потом мы наткнулись на тропинку, потеряли ее, нашли на этот раз уже "зверскую" тропу, скорость возросла весьма солидно, и мы наверстали утреннюю потерю времени в буреломах.

Снова вверх...

Позади обед с легким мимолетным дождичком, и вот мы уже близ истока Тит-Тита. Сориентировавшись по карте, начинаем взбираться вдоль одного из основных рукавов вверх. Круто, но есть тропа. Тропа "зверская", но очень удобная. В общем глаза на лоб и прем вверх по склону. Лезем, лезем и вдруг, открывается великолепный вид на широкую долину реки расположенную между отрогами хребта, своеобразное плато. Течет спокойная речка, местами болота, местами островки сухого, хорошего леса. А так же два охотника и конь. Оказалось, пришли с другой стороны хребта, а нам туда и надо, расспросили дорогу – те указали: мол, идите по во-о-он той гривке, так наверх и вылезете. Мы пытаемся пройти так, как было указано, но пару раз оказавшись между кочками в воде по грудь, возвращаемся на оставленную было тропку, неспешно извивающююся вдоль речки. Кстати, эти парни, так бессовестно нас наколовшие, тоже не смогли спуститься по нашему пути вниз с плато – позже, через пару дней, мы их видели на хребте, они шли обратно. Через полчаса благополучно добираемся до склона хребта и начинаем подъем вверх. Ищем удобную стоянку и воду, наконец, благополучно получаем искомое и, в очередной раз обессиленные, падаем на ночевку опять уже в темноте.

Подход к Хан-Уле
День 5

Утром подъем, завтрак и снова вверх – перед нами лежит цель путешествия – высочайшая вершина Хамар-Дабана – гора Хан-Ула. Выйдя на хребет, мы ее прекрасно видим, и хотя восхождение запланировано на следующий день, на душе теплее. Делаем закладку продуктов и вещей, которые не пригодятся нам в следующие два дня, и идем по хребту, наша задача на сегодня – найти удобное место для базового лагеря, откуда удобно будет сделать восхождение на гору и не очень много возвращаться обратно. Находим удобное место, воду, дрова, грибы и, о, наконец-то, долгожданный отдых с обеда!

Легко
День 6

На следующий день с утра начинаем восхождение. Погода весьма благоприятная – солнца нет, дует прохладный ветер, правда, довольно сильный. Без происшествий легко подымаемся на вершину за несколько часов пути. Снимаем старую записку, кладем свою и обратно в лагерь. По пути попадается интересное каменное поле, своеобразный сад камней, очень красиво. На соседнем хребте пасется стадо оленей. Не могу определить, косули это или гураны. Практически сразу после обеда мы в лагере. Снова отдых до вечера.

Что такое Чача?
День 7

С утра сворачиваем лагерь и двигаемся к своей закладке, через час с небольшим достигаем ее и переупаковываем рюкзаки. Продолжение маршрута – идем к перевалу Нухен-Дабан. По ходу дела уже с пару часов наблюдаем, как на горизонте появляется вал облаков, затягивающий вершины. Спутники авторитетно заявляют – Чача падает! Какая такая Чача? – спросите вы, а вот я узнал об этом спустя еще пару часов. Это туман, упавший на вашу голову и скрывший все объекты по которым можно ориентироваться. Это облака, заполнившие собой все окружающее пространство и создающие сырую промозглую атмосферу. Это, наконец, нудный затяжной дождь, не прекращающийся ни на минуту в продолжение суток, а то и недель и превращающий мох под ногами в напитанную водой губку, а почву в жидкий кисель... В общем, самая настоящая ЧАЧА!

Не сахарные, не растаем

В последние минуты успели выскочить на гребень и сориентироваться – помогло небольшое озерко, недалеко от перевала. Обходили мы это озерко по небольшому, но весьма мокрому болотцу, воды набрали полные штаны, но это нас особо не беспокоило, так как, начав спуск с гребня одновременно с падением Чачи, мы к этому моменту уже не ощущали, находится наша рука или нога в воде или на воздухе. Заросли кедрового стланика на пути спуска усугубили наше положение – промокло почти ВСЕ! Что, страшно? На самом деле промокли только мы сами и то, что не было надежно упаковано во всевозможные непромокаемые обертки типа полиэтиленовых пакетов. Весьма удачно вышли к тропе на перевал и недалеко от нее под огромным кедром устроили лагерь. Развели костер, погрелись снаружи и изнутри, и жизнь стала прекрасной – и ветер не так сильно задувает, и Чача не такая тоскливая, и дождь вроде потеплел. Выкручиваем носки и ложимся спать.

Перевал Нухен-Дабан
День 8

Утром выяснилось, что Чача никуда не делась, висит себе и никуда не собирается. Кроме того, у меня лично появилась нехилая задачка – развести костер из абсолютно сырых дров. Для меня это вопрос чести и через пятнадцать минут уже горит надежный огонь, еще через пол часика изготовлен завтрак и весь народ поднят на уши – готовимся к выступлению. А как это непросто в дождь! Но вот мы уже на маршруте, буквально через триста метров перевал Нухен-Дабан. На самом деле это небольшой подъем и спуск тропы в зоне леса, однако же водораздел! Благополучно минуем его, заменив записку, и направляемся к следующему перевалу, который нам предстоит преодолеть за этот день – Лангутайские Ворота.

Лангутайские Ворота

На подходах к перевалу встречаем группу московских водников, те движутся к реке Снежной. Наши маршруты снова совпадут в последний день похода, мы выходим в районе устья Снежной в село Выдрино. Перебрасываемся фразами приветствия и выясняем, что недалеко за перевалом есть зимовье. С существенно поднявшимся настроением продолжаем путь и выходим на перевал. Весьма живописное место, перевал выглядит как пролом в сплошной стене хребта, очень сильный ветер, небольшое озерко. Хотел бы я пройти здесь еще раз в ясную погоду! Меняем записку и движемся вниз. Недалеко от перевала встречаем группу Кемеровских водников, идут по тому же маршруту, что и Москвичи. Выходим на зимуху к обеду и располагаемся с обалденным комфортом! Правда эта зимуха вовсе и не зимуха, а так, балаган летний, обтянутый полиэтиленом, но нас это вполне устраивает – там есть нары и печка. Дождь стихает, мы отогреваемся, наедаемся и начинаем осматривать местные достопримечательности в лице двух пар оленьих рогов подвешенных за потолочную балку, а еще мы наелись до отвала черникой и высушили палатки и другие промокшие вещи. Это немаловажно – рюкзаки полегчали сразу на несколько килограммов! Вечер – отбой.

По Лангутаю
День 9

С утра выходим на маршрут без происшествий. Предстоит преодолеть более тридцати километров до места впадения в Лангутай реки Голая. Кажется, нереальное расстояние, после того как мы, вымотавшись до предела, проходили за день двенадцать-четырнадцать километров. Но на этот раз у нас на пути не переправы и буреломы, а сравнительно хорошая натоптанная тропа, таежная магистраль.

Все бы ничего, но Лангутай от дождей разлился так, что посмывал все бревна-переправы и бродить его стало тоже весьма проблематично. Происшествие поджидало нас как раз на очередной переправе – через реку перекинуто срубленное дерево. Вершина с ветвями надежно лежит на другом берегу, но вот ствол полощется в бешеных струях воды. Успешно перебираюсь на другой берег, и, сняв рюкзак, поворачиваюсь к реке. Обхватив ствол руками, в воде, как флаг на ветру, полощется следующий участник: ноги мелькают с другой стороны бревна, перехватиться руками нет никакой возможности, сразу сорвет. Бросаюсь на выручку, с другого берега, тоже подоспела помощь, втроем, наглотавшись воды и адреналина, справляемся со стихией. Сушимся и обедаем.

К вечеру благополучно выполняем намеченную программу, хотя ноги и еле двигаются – добили пара последних прижимов. Разбиваем лагерь прямо напротив устья Голой.

Голая
День 10

С утра переправа, в этом месте Лангутай широк и не глубок, перешли без проблем. На другой стороне, на берегу Голой, обнаружили зимовье, о котором нам рассказывали. Жить в нем невозможно, достаточно сказать, что из нар растет симпатичная березка. Тропы вверх по Голой нет и намека. Те из нас, кто проходил эту часть маршрута раньше, рассказывали, что раньше они поднимались прямо по реке, по камням. Сейчас сунуться в этот ревущий поток казалось не очень умным поступком. Когда все же пришлось переправляться на другой берег, нам пришлось поплавать на рюкзаках, благо, что заплыв не превышал десятка-другого метров. В конце концов, стали обходить прижимы по верху. Здесь я впервые встретил стланик очень интересного вида – толщиной с ногу стволы, изгибаясь по параболе, поднимаются вверх на два-три метра, ветки начинаются выше головы, под ногами высокая трава. Идти, в общем-то, без проблем, только приходится изгибаться по вышеуказанной параболе, а с рюкзаком это, как бы сказать, неудобно, что ли? Скорость движения, конечно, минимальная, но и запланировано на этот день чуть больше десятка километров.

Заросли и буреломы

К обеду достигаем устья ручья Голого, по руслу которого будем подниматься на хребет. Едим и двигаемся далее. Снова буреломы, ползем в течение трех часов, затем лес становится почище, и появляется какое то подобие тропы, выходим к границе леса и располагаемся на альпийских лугах, у подножия хребта. Причем более-менее ровную площадку находим с превеликим трудом, все окрестности покрыты травой по грудь, при движении не угадаешь куда попадет нога при следующем шаге – в промоину или на камень. Ощущение, как будто идешь по степи, буйные травы, огромные пространства, правда, ограниченные горами... В эту ночь выпал иней.

Гора Валунная и пик Тальцинский
День 11

С утра подъем, хрустя замерзшей травой, сворачиваем лагерь и лезем вверх по склону. Начинаем подъем по руслу небольшого ручейка. Когда вода начинает литься на голову и за шиворот, забираем чуть правее и продолжаем пыхтеть. Полтора часа спустя, забираемся на гребень и начинаем траверс хребта. Ровных участков практически нет, все время круто вверх или вниз. Мои убитые колени надоумили изобрести "раковую" технику спуска. То есть спускаешься задом. Между прочим, быстро и удобно, особенно, если колени надорваны и болят при обычном спуске. Обедаем в виду горы Валунная, через нее нам предстоит перевалить и выйти на пик Тальцинский. С высоты уже давно наблюдаем Выдрино и Снежную. Все кажется рядом, но достигнем мы их только на следующий день. Валунную с трудом преодолеваем по мокрым скалам, начал моросить дождик, и по зарослям стланика. Перед нами перемычка до Тальцинского, по центру вздымается гребень ящера длиной метров в триста. До этого ЯЩУРА дошли легко, вдоль стланика по травке, а вот потом... Ползли по узкой терраске пересекающей отвесную стену этого гребня вдоль почти по всей длине, затем скальное лазание по сыпухе... В общем, к подножию Тальцинского подошли уже в свете вечернего солнца, а нам ведь еще подниматься! Используя проплешины курумника в зарослях стланика, выбираемся на вершину. Здесь, отдышавшись, дружно решаем, что этот день был самым трудным из всего путешествия. Вершину закрывает облако, и мы, дабы не мерзнуть, начинаем спуск по великолепной тропе, что идет из Выдрино. Сбрасываем метров триста высоты и в наступающих сумерках устраиваем лагерь возле лужицы тухлой воды, чудом обнаруженной нашим руководителем на хребте. Чай из этой водички был для измученных путешественников повкуснее любого лимонада или коктейля. Валимся спать без задних и передних ног.

Снежная
День 12

С утра подъем не ранний, но и не поздний, часов в девять. По моросящему дождичку сворачиваем лагерь, и начинается последний переход до Выдрино. Накануне в сумерках потеряли тропу, начинаем спускаться напрямки, в сторону Снежной, зная, что тропу обязательно подрежем где-то внизу. Мокрая трава, деревья, кусты, воздух и одежда. Ползем по всему этому вниз. Спуск длился пару часов, для меня он неимоверно растянулся из-за поврежденных ног. Но вот вышли в нормальный, равнинный лес. Еще двадцать минут идем по нему и, наконец, подсекаем широкую кондовую тропу, вскоре выведшую нас на лесную дорогу.

Обедаем на берегу Снежной – очень широкая полноводная горная река. Несколько лет назад во время наводнения были снесены мост, часть берега с дорогой и домами, часть карьера вместе с экскаваторами. Затем совершим омовение в водах одного из Теплых озер, названых так из-за высокой температуры воды благодаря бьющим со дна горячим источникам, и выгребаем в Выдрино за часик до электрички. Успеваю за это время подсушить палатку и часть вещей, ведь с момента выхода к Теплым озерам нам сопутствует солнечная жаркая погода, и грузимся в электропоезд. Без происшествий, насладившись по пути вкусом омуля горячего копчения и пивом, наконец-то добираемся до Иркутска и, пожелав друг другу легких отходняков и всего хорошего, расползаемся по домам.

А отпуск не кончается, через несколько дней у нас новое путешествие – в Крым. Но о нем совсем другой рассказ.