в Иркутске 18:11, Мар. 29    

Восхождение на пик Хан-Тенгри (7010 м)

День десятый – вершина – день одиннадцатый.

День десятый

Утром было очень даже "свежо". После легкого завтрака из кашки "Быстров" первые 200 м шлось очень даже хорошо. Сразу над пещерами висит веревка на перемычку. Все "северяне" стоят на самом седле. Из палаток начинает вылезать народ и надевать кошки с рюкзаками. Время 5:00. Погода отличная – легкий ветерок, зарево восходящего солнца. Небо звездное. Буквально за 30 минут стало светло. Зато, какие виды можно было наблюдать за такое короткое время! Все разнообразие красок, оттенков и света. На кого ни посмотришь, все с камерами. Все хотят запечатлеть рассвет. В том числе и Хан в первых лучах солнца.

Вид с 6400 на лагерь III
Подъем от лагеря IV
Перила
Подход к снежному "ножу"

До лагеря на 6400 путь не сильно сложный. Занимает примерно 3-4 часа. Из палаток высовываются собранные грузины. На гребне уже куча людей. На перилах висят Казань и Литва. Дальше начинается самый сложный участок – 600 м по вертикали. В целях безопасности пришлось ждать каждого человека, когда он освободит перила. На это ушло много времени. Все очень медленно преодолевали "камин" и подъем по крутому "кулуару". Далее довольно опасный траверс на другой гребень. От этого места еще 2 часа до снежного "ножа".

Нож в нормальном состоянии. Ветер не сильный, и поэтому передвигаться по нему не сложно. Периодически жумар оказывался просто в руках, а не в веревке. Таких мест очень много, где от перил остались только ниточки. Главное, в такие моменты "ворон не считать", а то дело может плохо кончится. Мы были приятно удивлены тому, что в самых трудных и опасных местах перила были из хорошей веревки. Их заменили в этом году. Но мы все равно старались их особо не нагружать. Даже не видно, на чем они держатся. В некоторых местах повешен синтетический трос, похожий на рыболовные снасти. Увидев его, все приходили в недоумение.

Палатка на 6600
Кулуар 6800
Подъём по гребню

Наконец-то, проходим "нож". От него 15 минут до вершины. Ветер начался только наверху и принес с собой облачность. Мы уже, было, расстроились о том, что нам не удастся увидеть великолепной панорамы, о которой рассказывали очевидцы, как все-таки появилась маленькая дырочка в небе, и мы даже разглядели Базовый лагерь. Увидели цепи гор, которые беспрерывно тянутся в бесконечность. Все вершины оказались под нами. Стена Пика Победы с высоты семи тысяч метров, просматривается полностью и выглядит очень впечатляюще. Сверху лучше виден перепад северной части в 3,5 км. Пока мы снимали все на камеру, какой-то испанец дошел до треноги, упал на колени и начал разговаривать сам с собой.

На вершине

Ира
Люба
Шота (Грузия)

Вид на Южный Иныльчек
Вид с вершины 7010 м
Вид на Северный Иныльчек

Спускаться по таким крутым скалам непросто. Особенно, если голова кружится. На десятиметровых кусках веревки по 5-6 узлов – спусковина отдыхает! Постоянные перестежки. И тут наступила жара. Вова Архипов (Красноярск) совсем устал. Да и не только он один. С предложением отдохнуть на 6300 согласились все. Товарищи грузины любезно приготовили теплую воду с сахаром и лимоном. Все сидели и смотрели на лучи заходящего солнца. После тридцати минутного отдыха идти, мягко говоря, совсем не хотелось. Но надо! Сил даже не было любоваться на красоту вокруг. С севера багряное зарево. Все залито желто-красными красками. Как будто все горы с приходом вечера надели на свои вершины ярко красные шапки. И торчат сквозь густые и темные облака.

Закат
С другой стороны стоит Победа. На ней вечная зима. Будто солнца там никогда не было. Почти над уровнем гребня весит огромных размеров луна, и освещает ее склоны. На небе появляются миллионы звезд. Вокруг все сияет и блестит. Кажется, что мы пришли на световое представление. Все краски меняются каждую минуту. На леднике в базовом лагере уже ночь, а у нас еще светло на шести тысячах.

Как ни странно, но желания достать фотоаппараты отсутствовало. Это смогла сделать только Ира. Мысль только одна – дойти до перемычки. Уже совсем стемнело, когда тропа привела нас к палатке Кыров (Красноярцев). Там нас ждал горячий кисель. Заботливый Саша Михайлицин, увидел, что мы спускаемся, и решил сделать нам приятное. Ему это сделать было нетрудно – он спустился 5 часов назад.

Уже поздно. Вова Архипов упал в палатку, а мы втроем пошли в нашу пещерку на южную сторону перемычки. Хоть мы целый день не ели, желание что-то варить не появилось. И мы завалились спать в мокрых штанах и носках.


День одиннадцатый

Шашлык на 4200
Утром проспали, поэтому вышли поздно – в 4:00. Быстро собрались и вниз. Леха К. остался спать в пещере. В бутылке встретили Ильдара. Лицо его выражало искреннюю радость. Он узнал по рации, что мы поднялись. Мы тоже были рады видеть его. Родное и знакомое лицо. Такое близкое, которого так не хватает среди чужих людей.

За три дня трещины хорошо подтаяли. Ходить без веревки стало довольно опасно. Но связываться мы не стали – было некогда. Зато потом очень пожалели об этом. Время уже 6:30, в 7:00 начинаются обвалы. Наступила невыносимая жара. Но мы были уже в безопасном месте. В базовый лагерь просто тащились. Уставшие, но победившие!

Казань спустилась с вершины в лагерь в тот же день, а грузины пришли только к обеду. В столовой нас накормили супом с грибами и пирожками. А вечером все ели шашлык из барана и отмечали победу.

Летим домой
Пик Победа (7439)
Чапаев и Хан-Тенгри

Через день мы улетели в Мойда-Адыр. Ильдар зашел на вершину, спустя три дня после нас (16 августа 2005). Мы с ним встретились только через неделю в Бишкеке. Было грустно со всеми расставаться. Ведь все самые лучшие воспоминания связаны с людьми, которые были рядом с тобой. С которыми веселился и хорошо проводил время. В памяти остаются только люди... Только они могут по достоинству оценить тебя и твои поступки. Горы это вряд ли оценят...

Вот и прошло еще одно лето... лето полное приключений и побед!

Релаксинг на Иссык-Куле
Любаня и Игорь (Испания)



Фото с акклиматизации в Ала-Арче

п. Свободная Корея
Восхождение на в. Бокс (4А)
в. Бокс

в. Корона



Любовь Ерко
фото – Ирина Рунова
фото – Алексей Комиссаров, Владимир Архипов (Красноярск)
август 2005
<<< предыдущая главаначало