в Иркутске 14:04, Янв. 11    

Байкальское техно

Несмотря на доступность и открытость, Байкал остается терра-инкогнито для большинства подводного сообщества. Погружение на Байкале... Не так много дайверов могут с гордостью продемонстрировать товарищам лог-бук с такой отметкой. И очень немногие из них совершали погружения, выходящие за рамки рекреационных. Тема нашего рассказа – глубокие погружения на Байкале.

Технодайвинг появился в России сравнительно недавно, но уже сегодня быть "Nitrox" дайвером такое же обычное дело как "продвинутый опен вотер", до уровня "Extended Range" (или аналогичных ему) доходят десятками, если не сотнями. Только большинство российских технодайверов предпочитает совершенствоваться за пределами Родины, в теплых краях, зачастую, где-то в районе Хургады. Но и у нас есть, на что посмотреть и где понырять!

Озеро Байкал как будто специально создано для технического дайвинга. Большая часть западного побережья Байкала, а также восточная сторона о.Ольхон – это узкий шельф (от 5 до 200 метров шириной), резко обрывающийся в бездну. Края свала очень разноообразны – от небольших ступенчатых уклонов до абсолютно вертикальных стенок, уходящих на 100-метровую глубину. На некоторых дайв-сайтах встречаются стенки с отрицательным уклоном, что весьма захватывающе, когда поднимаешься на декомпрессии, а над тобой внезапно нависает черная громадина. Отсутствие рэков, как объектов для глубоководной "нырялки", с лихвой компенсируется многообразием пейзажей. Глубоководные каньоны, начинающиеся на 60-90 метрах и уходящие в темноту, пещеры, гроты, интересные скальные формирования. Очень удобно проводить технические курсы. Во-первых, во многих местах свал начинается с небольших ступенек – на 6-9 метрах, что идеально подходит для отработки упражнений. Во-вторых, чтобы упасть даже до 100 метров, не нужно отходить далеко от стенки, так что во время падения сохраняется постоянный визуальный ориентир.

Есть мнение, что на Байкале просто скучно. Нет разноцветных кораллов и пестрых тропических рыб. Декомпрессия покажется бесконечной. Кто хоть раз нырял на Байкале, даже после поездки в экзотические моря, все (!) были поражены, насколько разнообразна подводная фауна. Да, она не очень крупная, но ее видовое и количественное множество не оставит скучающим никого. Скорее, вы даже не успеете рассмотреть все виды рыб и моллюсков, как время декомпрессии подойдет к концу. А величественные скалы, огромные валуны на фоне кажущегося безмолвия очень располагают к медитации и самоанализу. Погружение на Байкале – это, прежде всего созерцание, спокойствие и тишина.

После такого восторженного отзыва может показаться, что погружения на Байкале такие же расслабляющие, как и красноморские. Да! Но..., если делать их правильно. Холодная вода может Вам все испортить.

В летние месяцы (июль, август), когда температура воздуха достигает 35° днем и не опускается ночью ниже 18, вода в бухтах и заливах прогревается до 18-23° , и до 8°, а иногда и до 10° в поверхностных слоях на открытых участках. Но это всего лишь иллюзия. Уже на глубине 10 метров может ожидать резкий термоклин – температура падает до 2-3° . Здесь стоит упомянуть об одном явлении, связанном с байкальскими течениями. Существует множество ветров, которые различны по своей силе, направленности, времени и месте возникновения. Один из них – северо-западный или "горняшка". Сила этого ветра достаточна для того, чтобы вызвать движения глубоких слоев воды и поднять их к поверхности. Очень может быть, что сделав первый дайв в комфортно-теплой воде и отдохнув на корабле пару-тройку часов, второй придется делать как будто совершенно в другом месте. Температурные колебания, вызванные перемешиванием глубинных и поверхностных вод, могут достигать 12° в течение всего лишь нескольких часов. Но cеверо-западный ветер, приносящий по арктически ледяную воду, встречается местными дайверами с радостью. Скажем больше. Погружения в теплую воду (более 5°) считаются "не очень". С середины лета начинает цвести планктон, видимость в безветренную погоду может упасть до 2-3 метров. Вода приобретает густой желто-зеленый цвет. Бывает невозможно увидеть шельф с поверхности (а глубина шельфа всего лишь 3-4 метра). А при погружении в группе особое значение приобретает держание строя и дистанции. Но даже в таких условиях абсолютно точно, что глубже 10 или 50 метров (в зависимости от того, как долго не было ветра) чистая, холодная и прозрачная вода.

Обязательное условие не только для технических, но и для обычных погружений на Байкале – два регулятора. Это одна из специфических байкальских особенностей ввиду экстремально холодной воды. Кроме регулятора может перемерзнуть инфлятор компенсатора или клапан поддува на сухом костюме.

Даже простое погружение на 45 метров в рамках курса Decompression procedures невозможно сделать без сухого костюма. Хотя есть отдельные смельчаки, рискнувшие нырять в "семерке" и даже в "пятерке" (!), я не знаю никого, кто продержался бы дольше получаса. И совсем неплохо иметь сухие перчатки, ну или хотя бы трехпалые с двойной обтюрацией. Руки – это первое что начинает замерзать примерно минут через 20-25 после начала погружения. Если перчатки подобраны неправильно, вряд ли становится возможным совершать длительные декомпрессионные погружения. Одежда под костюм. Нами были протестированы все самые распространенные типы утеплителей. Вывод – все они отлично сохраняют тепло, при условии если их несколько. Только представьте – обязательный комплект термобелья, далее что-то толстое шерстяное (профессиональное водолазное верблюжье белье, к примеру), затем утеплитель типа "Тинсулейт" или "Флекталон 300". Некоторым приходится выбирать костюм на размер больше. А сколько дополнительного груза все это требует?! (Мы рекомендуем мембранные костюмы, так как только под них можно надеть максимум одежды, и, следовательно, не замерзнуть).

А теперь представьте насколько просто снять спарку в рамках технического курса на Красном море и как проскочить громоздкими кольцами сухого костюма с сухими перчатками, с тремя одеждами под ним, в достаточно узкие плечевые ремни ДИРовского компенсатора, щуря глаза от ледяной воды, когда упражнение делается без маски. Насколько все станет просто в теплых морях, если сделал это на Байкале.

Фонари – тоже одно из обязательных условий и особенностей глубоких байкальских погружений. Когда вода не цветет, т. е. когда она холодная по всей толще и видимость достигает 40-50 метров, фонарь может понадобиться глубже 130 метров. Но во время цветения мутный поверхностный слой не дает солнечному свету пробиться на глубину в полном объеме, и фонарь может понадобиться при экстремально мутной воде с 45 метров! Но чаще всего в этих условиях он необходим метров с 70. На большой глубине мощный свет – это большой фактор комфорта, поэтому надо иметь – аккумуляторные осветительные системы, дающие хороший свет. Необходим второй фонарь либо абсолютная уверенность, что Вы можете сделать всплытие из темноты, ориентируясь по светящимся компьютерам, если вдруг фонарь откажет.

И все-таки, это не так уж и сложно. Быть может, описание реального 100-метрового погружения, поможет вам проникнуться романтикой "байкальского техно".

...Июль. За бортом +25°...
Широкий шаг – и мы в воде. Опускаем лицо в воду, чтобы проверить видимость. Так и есть! Компьютер показывает +10°. Под кораблем не больше 2.5-3-х метров, но дна не видно. Суппорт-дайвер ныряет, находит край свала и обозначает его буем. Теперь можно ориентироваться – очень важно отойти от свала на достаточное расстояние, иначе план по глубине можно не выполнить из-за нехватки времени потраченного на выгребание на глубокое место. Да еще наркоз из-за физической работы, несмотря на маленькую эквивалентную азотную глубину, а затем ДКБ, СНС, deep water blackout, бррр... Лучше мы на поверхности немного погребем. Отошли вроде достаточно, обмен о'кеями и поехали.

6 метров
Видимость несколько улучшается. Температура падает – на табло высвечивается +6°. Уже можно наблюдать за напарником, висящим рядом. Последняя взаимная проверка перед падением в бездну. Баланс в норме, оборудование работает идеально, все герметично, можно продолжать спуск.

15 метров
Как будто вылетаем из густого тумана – видимость потрясающая. Температура +3°. Абсолютно вертикальная стенка уходит вниз и находится на расстоянии примерно 25 метров от нас, значит, на поверхности отошли достаточно. Мы знаем, что со 90 метров начнется крутой уклон, который затем снова в районе 110 метров оборвется в бездну уходящую в неизведанное никуда. Осознание того, что под тобой сотни, а метров воды, завораживает и притягивает. Как полет в космос.

50 метров
Слегка темнеет, звуки становятся приглушенными.

75 метров
Темнота абсолютная. Звуков практически не слышно. Не видно ничего. Ни стенки, которая была в десятке метров от нас, а теперь внезапно растворилась в пространстве, ни показаний компьютера. Невозможно понять где верх, где низ, лево и право. Только трезво работающий мозг не дает потеряться в этой пустоте. Но стоит на секунду потерять контроль, и погружение можно заканчивать. Ориентация теряется моментально. Дыхание сбивается, паника охватывает все тело. Возникает извечный страх человечества перед неизвестностью. Включаем свет, не замедляя падения. Ошибки на больших глубинах недопустимы, роскошь глубокого погружения в абсолютной темноте могут позволить себе лишь единицы. Свет мощного фонаря прорезает водную массу. Стенка обретает очертания. Множество гаммарусов, живущих своей жизнью, не обращают никакого внимания на огромных существ, падающих вниз. На душе становится как-то веселее и радостнее оттого, что мы не одни. Компьютер отсчитывает метры. Регулятор начинает подавать мельчайшие льдинки. От "фри-флоу" отделяет несколько секунд. Жесткий контроль дыхания. Необходимо сделать все, чтобы этого не случилось. Метр за метром падение продолжается. Стенка переходит в крутой уклон, значит скоро уступ после которого уже неизведанная бездна. Количество живности на единицу площади падает.

100 метров
Как будто переходишь невидимую черту. И идешь дальше... Но вынуждены остановить падение – все-таки промазали, примерно 10 метров надо двигаться в горизонте, чтобы пройти уступ. Нулевая плавучесть, двинулись, спешить нельзя, выше написано к чему может привести физработа на глубине. Минута в горизонтальном движении, затем разворачиваемся ногами вниз и снова падение. На несколько минут ты остаешься один на один с собой. Вокруг тебя абсолютная темнота и абсолютная тишина. Никакого движения. Очень тепло, хотя температура воды те же +2°. Слышен только стук сердца. Все проблемы остались где-то там, наверху. Голова работает ясно, но мысли направлены внутрь себя. Полная релаксация. В эти мгновения ты приобщается к частичке другого мира, чуть больше понимаешь свое место в нем, открываешь нового себя, проверяешь выдержку и характер. В свете мощного фонаря видна грандиозная стена и вот что-то новое – расщелина, грот или пещера? На обследование времени не остается, но есть задел на будущие погружения. Все хорошее когда-нибудь заканчивается, и компьютеры неумолимо показывают, что подошло плановое время всплытия.

40 метров
Ты паришь над бездной, словно космический корабль в невесомости. Под тобой и впереди – потрясающие горные пейзажи с разломами, небольшими пещерами, крохотными уступами, за которые едва можно зацепится рукой. Где-то впереди – подводный каньон совершенно фантастического вида. Эстетическое наслаждение прерывает начавший травить регулятор декобаллона. Низкая температура воды дает о себе знать. Последующие метры декомпрессии на "низком нитроксе" приходится проводить в режиме "открыть-закрыть" вентиль.

12 метров
Стенка закончилась. Перед глазами открывается подводный амфитеатр. Огромные валуны, поросшие губкой, расположились полукругом. Песчаное дно. Может быть, рыбы собираются здесь по выходным? Может быть. А пока здесь собрались технодайверы, начавшие погружение одной группой, и разделившиеся в соответствии со своими планами. Теперь каждый "отвисается".

6 метров
Самый длинный период. Замерзшие дайверы начинают быстро отогреваться в теплом поверхностном слое воды. Выбрасывается красный буй для того, чтобы сказать тем, кто наверху, что у нас все в порядке. Теперь можно по-настоящему расслабится, и понаблюдать за гаммарусами, бычками и прочей мелочью, копающейся в песке. За ближайшим камнем притаилась огромная щука, которая с любопытством разглядывает людей. Она совсем не боится. Десять минут зависания над ней в полуметре не сдвинули ее ни на сантиметр. Можно протянуть руку – и обед обеспечен. Но оставим байкальских обитателей, нарушение любой гармонично работающей экосистемы всегда оборачивается против нас. Декомпрессия окончена.

Инструктор клуба "БайкалТек" – Мисан Геннадий
Подготовка к погружению на 140 м
3 метра
Возвращаемся к кораблю. Видимость пара метров. Ориентация по компасу и обрывкам знакомых пейзажей. Наконец показывается трап корабля. Оборудование снимается и оставляется в воде – суппорт-дайверы помогут. У всех на лицах легкая усталость, но вместе с тем и неуловимый восторг. Все смотрят друг на друга и улыбаются. Все понятно без слов.

... Рекордное погружение на Байкале, на глубину 140 метров было совершено в июле 2005 года инструктором TDI Мисан Геннадием. Несмотря на всю экстремальность погружения – полная темнота с 80 метров, визуальные ориентиры появились только на 110 метрах, на всплытии потеря 32-го нитрокса из-за замерзания регулятора, еще один рубеж байкальской глубины успешно пройден. В ближайшее время покорение байкальских 150 метров.



Геннадий Мисан,
инструктор CMAS **, Extended Range instructor TDI, Advanced Trimix diver
Татьяна Опарина,
EANx instructor IANTD , Advanced Trimix diver TDI
26 декабря 2005