в Иркутске 14:10, Янв. 11    

Отчет о восхождении на скальник "Идол", или остросюжетный боевик "Шлямбур, френды, два лица"

Андрей Лесных
Игорь Малькевич
В фильме снимались: Малькевич Игорь в роли первого, Лесных Андрей (Galmir) в роли второго.

За кадром остались: Казаков Ефим (Thorn), Валентина Лукошкина (Splusha). Большое спасибо Марукевич Ярославе и Ружникову Михаилу за предоставленную фотокамеру.


Часть первая: предыстория

"Голову пора лечить!"
© Карты, деньги, два ствола

...Виноват во всем, конечно, алкоголь. Это есть наш основной мотивирующий фактор, ибо он провоцирует лень, а лень – двигатель прогресса. В прошлые выходные, 3 июля 2005 г., состоялся спортивный :) поход на Витязь. Спортивность его была, прежде всего, в том, что мы поехали туда на электричке в 14:15, до которой с утра пили пиво, бодро и интенсивно. По дороге тоже пили пиво, причем оно кончилось только на ЛЭП. А на ЛЭП мы попали потому, что ходить по нижней тропе – это слабость, и надо было как-то трезветь, ведь лазить в состоянии алкогольной эйфории опасно. И идеологически неправильно...

Двое участников, указанных в титрах, доскакали до скальника, достали веревки, обвешались железками аки новогодняя ель (кажется, на пару пятерок хватило бы) и полезли. Пролезли. Сползли к Олхе, жадно пили, потом долго лежали. Потом жадно пили. Потом пришел Ефим и принес пива, а в дополнение к нашему литру перцовки – еще одну, но поменьше. Тут-то я понял, чем это все грозит, и быстренько ушел спать. Помогло это мало, так как допившие литр перцовки на двоих Малькевич и Ефим принялись меня вытаскивать из палатки, дергая за ноги, склонять к распитию алкогольных напитков и половой близости, но я умудрился отбрыкаться и выспался лучше всех. Нетрудно догадаться, что утром, когда я (свеж и светел ликом) выполз из палатки, оба сильных участника не были морально готовы лезть куда-либо :) Тяжелая ночная вахта, покорение камина, воспоминания о прошлогоднем визите медведя не могли не повлиять на этих, без сомнения, мужественных людей...

Минут двадцать-сорок мы задумчиво смотрели на то, как могут лазить с утра те, кто не пил вечером, а потом в моей голове зародилась свежая мысль – прогуляться до Идола. Чтобы совместить приятное с полезным, а так же удовлетворить огромные спортивные амбиции, мы не пошли просто так гулять, а взяли с собой две веревки, три литра воды, кучу железа и даже, кажется, пару молотков. Таким образом, прогулка превратилась в переноску тяжестей по жаре, то есть из разряда бесполезных и приятных мероприятий перешла в разряд вредных и неприятных.

До Идола мы дошли приблизительно в третьем часу, около трех вылезли всей компанией к "голове" и начали рассматривать шлямбура. Зрелище омерзительное... Та нитка, которая промаркирована синим, находится высоко, ergo до нее надо еще долезть, а черные шлямбура (черные – потому что старые и ржавые) даже на фотографии, как мне кажется, вызывают естественное отвращение и приступ желания жить. Кончилось все вполне закономерно: посидели, покурили, попили воды, слиняли и пошли на Витязь. Но идея этого авантюрного мероприятия уже отравляла наши бедные, больные, слабые головы...

На неделе планы менялись три раза, и это минимум. Малькевич говорил, что у него ремонт, Ефим собирался идти с Константином Викторовичем Киселевым готовиться к поездке в Ергаки, я собирался пойти от безысходности на пик Черского и поискать там не совсем энцефалитных клещей... Сыграло роль два фактора. Первый – случайный, в поисках фотографий Идола я написал Splush'e (Валентина Лукошкина), найдя ее в Яндексе, и, посмотрев по присланной ссылке фотоальбом, был сильно замотивирован. Второй – закономерный. Пришел ко мне в пятницу вечером Малькевич, мы с ним съели полтора килограмма куриных крыльев, потом съели около шести литров пива, потом пришла Слава Марукевич, и все заверте... Голову надо лечить. Естественно, что после такого праздника души, легких алкогольных напитков и того, что мы там курили, захотелось подвига. И мы поехали его совершать.


Часть вторая: как мы лезли

"Мое место там, мое место не здесь –
Но я все-таки буду стоять...
"
© Вадим Мазитов

Достаточно очевидно, что мы поехали на электричке, не менее очевидно, что не на первой :) Примерно в семь вечера добрались до скальника, стали его осматривать, ставить палатку и надевать на себя разные мешающие лезть предметы (оттяжки, каски, закладки, петли для лесенок и так далее). Оделись, посмотрели. Впечатлились.

Теперь, собственно, про процесс. Первым делом нужно сказать, что опыт ИТО что у меня, что у Игоря исчерпывался подвешиванием петель к закладкам, когда за трещину неудобно (или западло) браться руками. Конечно, у Игоря опыт гораздо больше, но, как гласит индийская логика, a и b не сопоставимы – то есть задача, которую представлял из себя Идол, никому в практике не встречалась. Минут двадцать мы лезли к голове, и это было привычно и понятно. Потом вылезли к первому синему шлямбуру, собрали станцию, и стали чесать репу.

Ефим предлагал использовать для ИТО четкое "анжинерное" изобретение, под кодовым названием "удочка". Смысл сводился к следующему: "Все равно мы там не пролезем, так что давайте сделаем длиииинную палку, привяжем к ней карабин, вщелкнем его в шлямбур и будем жумарицца наверх". Мы эту удочку на всякий случай собрали, затащили на скалу – и начался цирк. К сожалению, фотографий именно этой части процесса нет, а нарочно такого не придумаешь – это неповторимо в принципе. Шлямбура старые, под тонкие титановые карабины. Минут пять сосредоточенного секса показали, что салевовские карабины в эти шлямбура просто не входят. Спустили мы уродскую удочку, привязали к ней карабин "более другого типа", вщелкнули в шлямбур – работает!

Малькевич уже нагрузил жумар, когда мне пришла в голову креативная мысль, и я тут же стал ею делиться. Игорь, говорю, а как ты будешь эту удочку из шлямбура доставать, если ты на ней висишь и она нагруженная? Игорь подумал, слинял вниз и говорит: "Не знаю!". Мы давай удочку доставать, а она не выщелкивается – карабин проворачивается, и все тут. Поковырялись минут пять, потом мне пришла в голову еще одна креативная идея: залезь, говорю, по шлямбурам, петельки лесенкой навешай и сними ты эту удочку оттуда! Игорь залез, снял, спустился. Репу почесал. И говорит: "***censored*** нам эта удочка, мы вот так и полезем! Откуда вообще эта дурацкая идея возникла, если тут ИТОшная дорожка нормальная пробита?" Хороший вопрос, конечно...

В результате, до синих шлямбуров, идущих вдоль головы Идола, провесили перильца примерно за полчаса, хотя страху нахлебались по самое это самое. Шлямбура старые, уши у них крутятся вокруг своей оси, а у последнего еще и болт торчит из скалы миллиметров на пять, по словам Малькевича (кстати, а я и посмотреть забыл, блин...). Ясно даже и ежу, что статическую нагрузку такой шлямбур, скорее всего, выдержит, а срыв как раз наоборот – скорее всего, не выдержит. То есть, если верхний шлямбур под Малькевичем вылетает, то он автоматически вырывает остальные и падает на меня. Н-да... Вот так мы лезли, и вот такая штука получилась.


Слиняли вниз, покушали, выпили перцовочки, покурили... голову надо лечить... ночью нашли совершенно обалденные профили – вот они:

Ну а утром началось самое интересное. Если говорить коротко, то вылезли по черным шлямбурам к синим, потом Игорь обошел под нависанием голову, вылез на самый верх, встал в кольцо, бросил мне перила и я на двух жумарах поднялся, попутно собирая оттяжки, которые было сложно снимать первому (решили, что он собирает за собой оттяжки под нависанием, так как их можно было выщелкивать, нагружая основную веревку – а второму только серией маятников, цепляясь зубами за карниз. Зато первые три надо было снимать только второму, там никак не разгрузишься...).

Но это коротко. А лезли мы около трех часов. Так что постараюсь все же передать те ощущения, которые мы испытывали в процессе – ощущения первого в пересказе (censored), и страхующего от первого лица.

Синие шлямбура проходят вдоль всей головы Идола, уходят под карниз и затем поднимаются к вершине. На первом была наша станция, второй находился относительно нее изрядно за углом. Лезть за угол очень не хотелось. Худо-бедно проскреблись до третьего, его хорошо видно на фотографиях, потом началось самое интересное – расстояние между третьим и четвертым шлямбурами около двух метров. Игорь висел на самостраховке минут пятнадцать, потом все же умудрился положить френду в щель и за нее подтянулся. Вщелкнулся, смог, спасся. Перешел под нависание. На этом фотоотчет заканчивается, так как страховать надо было уже всерьез, рук на фотоаппарат не хватало. После карниза маршрут выходит на угол, на который можно встать, и там, хочешь-не хочешь, метра полтора-два проходится лазанием. Последний шлямбур уже почти наверху.

Из-за огромного количества перегибов веревка шла, мягко говоря, туго. Игорь из-за угла уже даже матом не ругался – только очень выразительно интонировал :) И, наконец, я ни разу в жизни не слышал, чтобы человек с таким выражением говорил слово "самостраховка"... Крик сверху: "Гэлмир, это ПОБЕДА!". Перила. Я начинаю собирать оттяжки. Первая пошла хорошо и легко, вторая тоже нормально, до третьей метра два маятника. Маятник на жумаре – штука нетривиальная. Примерно раза с четвертого я до оттяжки достал, повис на ней, веревка градусов под 40, и начал думать, как же ее выщелкнуть-то, нагруженную... умудрился ухватиться за какую-то щель, разгрузился, собрал оттяжки – и дальше были только технические трудности переползания через перегиб на жумаре, когда к перегибу подходишь из-под нависания.

На вершине кольцо, цепь и офигительный железный ящик с записками. Очень трогательно было то, что на неделю раньше туда же влезли товарищи Башкирцев и Веретенин, соответственно МСМК по скалолазанию и МС по альпинизму. Наша записка – Лесных А.В., 3-й разряд и Малькевич И.А., значок – как раз следующая. Я плакал. Правда, ясно и ежу, что они лезли не зальцугом, но очень смешно получилось.


На вершине мы в общей сложности просидели минут пять, потому что даже эйфории особой не осталось, сил не было никаких. Когда спаслись и съехали вниз, минут 15 сидели и молча пили чай... Спуск дюльфером к нашей станции у подножия головы, потом вниз по перилам.


После мероприятия: былое и думы

"Забери меня отсюда, жандармерия,
Увези меня подальше, жандармерия,
И закутай меня в серую материю,
И зарой поглубже в землю, жандармерия...
"
© Вадим Мазитов

На самом деле, конечно, так делать нельзя. Авантюра невероятная, главным образом потому, что не было опыта такого лазания. С другой стороны, впечатлений куча, а объективной опасности практически не встретилось. Неоднозначное такое мероприятие. Опять же ощущения – как еще ни разу до того, и ради этого стоило заморачиваться. Это вам не на Витязь по тропинке зайти...

Спаслись – и это хорошо. Я бы даже повторил. Малькевич, правда, говорит, что он еще не знает, какая сумма денег должна быть в этом железном ящике наверху, чтобы он туда еще раз полез, но я уверен – это временное :) Если кто-то соберется туда лезть, вдохновленный примером, рекомендую дважды подумать, потому что Игорь – скалолаз от Бога, а я бы там, скорее всего, умер от истощения, проболтавшись на лесенках несколько месяцев без особого результата. Шлямбура, по которым мы шли первые несколько метров, напрочь гнилые и никому не рекомендуется ими пользоваться. Если мы попробуем повторить, то только по синим.

Хочется сказать спасибо всем, кто прямо или косвенно в этом участвовал, а еще вспоминается почему-то: "Потяни за рычажок. Нажми на кнопочку. Сам не ведаешь, что творишь – и вот ты уже покойник..." © Чак Паланик, "Бойцовский Клуб"

Удачи всем, Андрей Лесных aka Galmir & Малькевич Игорь


"А потом ты уснешь – и, быть может, увидишь еще,
Как медленно солнце встает, разгибая колени,
И маленький принц покидает свои укрепленья,
Горячим стволом согревая сырое плечо...
"
© Олег Медведев


Андрей Лесных, Малькевич Игорь
фото авторов
6 августа 2005