в Иркутске 14:40, Мар. 29    

Паводок: обзор по рекам Хамар-Дабана и Восточного Саяна

Некоторые термины:

Вал – возмущение водной поверхности в результате неровности дна в виде обычной волны. Может быть пологим и крутым, прямым, косым и пирамидальным, а также пульсирующим.

Бочка – страшная шумная пенная яма с обратным, хаотичным движением воды, расположенная после слива потока. Бывает поверхностная и глубокая. Поверхностная – шумная и страшная. Глубокая – коварная и опасная. Самая глубокая бочка называется котлом и является наиболее опасным препятствием.

Прижим – место на крутом повороте, где вас сносит к внешнему берегу и собирается припечатать к скале, после чего перевернуть, сломать или затащить в подводный грот.

Воронка – нисходящая вертикальная турбулентность. Вода, закручиваясь, уходит вниз и затягивает за собой различные предметы. Бывают воронки, способные затянуть под воду целый катамаран (пор. Тельдекпень-2 на реке Катунь в большую воду). Воронки – образования временные, существующие до нескольких секунд. Возникают чаще спонтанно, в различных местах, но бывают и локализованные.

Гриб (поганка) – восходящая вертикальная турбулентность в виде вспучивания (извержения) воды на поверхности. Создают неприятности в основном каякерам, но в паводок страдают и более крупные суда.

Шивера – каменистый участок реки с увеличенным уклоном и скоростью течения. Реально: в малую воду – много камней и мелких бочек, валов; в большую воду – много валов.

Улово – участок реки с почти спокойным течением или противотоком, находящийся за препятствием ниже по течению (в основном у берегов). В паводок очень часто с сильным противотоком.


Для рек Хамар-Дабана и Саян характерны, в основном, летние паводки, образующиеся в результате обильных дождей. Майский подъём воды в результате таяния льда и снегов, в большинстве случаев, не достигает критического уровня и обычно представляет собой нормальную высокую воду, по которой можно успешно сплавляться.

Весенний подъём воды может быть как в начале мая, так и в конце, в зависимости от погоды. Удачными маршрутами в это время можно назвать нижний и верхний участки Иркута, а также Лангутай. На остальные лучше идти, когда потеплеет ещё больше.

Позднее, в начале июня, вода чаще всего падает, если конечно не пойдут сильные дожди. И примерно в конце июня – начале июля начинается новый подъём воды в результате дождей с добавкой остатков растаявшего в горах снега. Вода в это время стоит обычно высокая, время от времени меняющаяся в зависимости от дождей либо в сторону увеличения, либо уменьшения. Но почти каждый год в разное время (чаще в июле, иногда в августе) в результате обильных дождей возникает мощный паводок, который существует непродолжительное время (до нескольких дней). В это время многие реки представляют собой очень большую опасность.

В августе стоит средний уровень воды, который считается наиболее благоприятным для сплава. Однако также возможны сильные дождевые паводки (обычно кратковременные).

Наиболее устойчиво малая и средняя вода держится в сентябре, а ближе к октябрю начинает постоянно идти на убыль. Правда, и в это время бывают исключения. Например, в начале сентября 2000 г. на реке Хара-Мурин нас застал сильнейший паводок.

К положительным свойствам паводка для сплава по рекам можно отнести следующее:
– увеличение скорости течения на спокойных длительных участках – "болоте";
– отсутствие мелководных непроходимых перекатов и "лишних" камней;
– появление новых проток;
– возможность сплавляться по некоторым речкам, которые в обычную воду являются несплавными.

Однако, при этом резко возрастает опасность. Особенно это относится к рекам, текущим в глубоких каньонах, с большим уклоном и каменными глыбами в русле (большинство рек Хамар-Дабана и Саян). Скорость течения чрезвычайно высока. Многие теневые участки за большими камнями сметаются. В месте уловов образуются мощные водовороты. Характер препятствий существенно меняется. Образуются новые бочки и котлы невероятной мощности, способные перевернуть почти любое судно. Пороги могут потерять своё разделение и представлять собой длинную сплошную "кашу", состоящую из сплошных бочек, пульсирующих валов и надвигающихся со скоростью поезда скал. Очень страшно. Чалка и организация страховки затруднена. В случае переворота у экипажа большие шансы проколбаситься в этой "каше" не один километр. Также повсюду возникает мощная вертикальная турбулентность в виде воронок и "поганок", которая наиболее опасна на реках с большим расходом. Воронки и поганки существенно затрудняют движение в заданном направлении. Иногда сводят на нет все попытки экипажа уйти от мощной бочки и заталкивают судно в эту ужасную молотилку. К тому же, вода при таком уровне холоднее обычного, очень мутная, грязная и противная.

Реальная категория сложности многих препятствий существенно возрастает, особенно её составляющая – степень опасности. Протяжённые пятёрочные каскады, скорее всего, выйдут за пределы нормальной шестёрки. Образуется настоящий экстрим.

В общем, стоит десять раз подумать стоит ли соваться в такую воду. Когда паводок застал уже на реке, которая по своему характеру представляет серьёзную опасность, то лучше отсидеться или сваливать, если есть такая возможность.

Теперь я коротко расскажу, что представляют собой некоторые реки в мощный паводок, на которых нам довелось побывать и в такую воду.


Нижний Иркут
(начало июля 1999 г.)

Участок от пос. Анчук до д. Шаманка протяжённостью около 100 км. Ходовое время чуть меньше 6 часов. Шли на байдарке Таймень-2, но гребли мало. Весь участок представляет собой сплошной быстроток со средней скоростью 15 км/ч. Все плёсы смело. Камней нет. Вода затопила большую часть берега и бежит среди кустов и деревьев. Всю дорогу нас сопровождают многочисленные брёвна, коряги, палки и т. д. Воронки с грибами есть, но особых проблем не создают. В шиверах валы большие, высокие, но пологие.

До Большого порога всё идётся нормально даже на байдарке. Пару раз окунало с головой при протыкании вала. Как всегда, среди остальных препятствий выделяется порог Большой, который в эту воду напоминал фрагмент бушующего Байкала. Валы высотой до двух метров, но пологие. Один раз ушли в воду на пару секунд. Вышли, наполненные водой, отчего байдарка успешно перевернулась. Сразу перевернули назад и залезли снова. Затем погребли к берегу, чтобы слить воду. Чалка на скорости больше 10 км/ч прямо в заросли кустарника, хватаясь за кусты. На всём остальном участке меньшей скорости, чем 10 км/ч, при зачаливании нет. А также нет песчаных, галечных и травянистых участков берега. Чалиться нужно прямо в лесу или кустарнике. В принципе удобно.

Что понравилось – тёплая вода в реке. Характер остальных шивер тот же, только валы значительно меньше, чем в Большом пороге. Для катамаранов, плотов и рафтов опасности не представляет (сложность около "троечки"). Правда, есть несколько фрагментов у берегов, в которые при желании можно попасть. Их лучше обойти, так как там может перевернуть даже большое судно. Был случай, в чуть меньшую воду, когда рафт-500 в таком месте, едва не перевернувшись, вытряхнул почти весь экипаж. Для резиновых лодок и байдарок паводок здесь будет опасен. Рассчитывать на официальную "двоечку" не придётся. Если у вас нет опыта сплава по сложным рекам, то от прогулки на этих судах в сверхбольшую воду лучше воздержаться.


Верхний Иркут
(август 2003 г.)

Этот участок имеет резко различающийся характер в малую и большую воду. Две совершенно разные реки. По малой воде часто приходиться ковыряться на мелких перекатах, с трудом протискиваться в узеньких проходах между крупных камней и даже иногда садиться на камни посреди крутого слива. Всё в камнях!

Самое лучшее состояние реки – нормальная большая вода. В это время большинство камней скрывается. У реки появляется мощь. Образуются сильные валы и бочки. Наиболее мощные и опасные бочки расположены в каньоне после пос. Монды на внешних поворотах прижимов. Их следует избегать даже большим судам. Проходы все чистые. Пороги интересные, сильные и техничные. Категория сложности – хорошая "четвёрка".

Паводок не особенно усугубляет положение по сравнению с нормально большим уровнем воды. Однако многие фрагменты возле скал в прижимах, образовавшиеся в результате заливания водой больших каменных глыб в сочетании с высокой скоростью течения и неоднородностью потока, будут представлять собой повышенную опасность. К тому же для верхнего участка Иркута характерны "шлагбаумы" из деревьев, перекрывающие иногда почти всё русло прямо посреди порога. На большой скорости они очень опасны.

Вода в паводок на верхнем Иркуте обычно очень холодная и мутная молочно-серого цвета. Дна не видна даже при глубине всего 20 см. Скорость течения очень высока. От места впадения Белого Иркута до пос. Монды с одной скоростью (20-30 км/ч) с нами ехал джип по дороге вдоль реки. Валы становятся высокими и при этом достаточно крутыми. Участок напоминает "маленький Орхо-Бом" (ущелье на реке Ока).

В каньоне после пос. Монды необходимо делать разведку и выставлять страховку. Идти лучше на четырёхместных катамаранах или двухместных с повышенным объёмом гондол. При этом следует держаться подальше от мощных бочек, расположенных у внешних поворотов. От прогулки на рафтах и, тем более, резиновых лодках в паводок лучше воздержаться, дабы она не переросла в спасработы.


Ока
(июль 2000 г.)

Шли на четырёхместном туристском катамаране ("банане"). До ключевого участка ущелья Орхо-Бом, как обычно, ничего нет. Скорость примерно 15-20 км/ч. Вода желтовато-коричневая. Орхо-Бом прошли за 5 часов, включая две остановки перед пор. Окинский и на туристском музее после пор. Бурятский.

В целом, ничего экстремального здесь не было. Образовались различные фрагменты аналогично тем, что присутствовали на описанных мною выше реках. На Оке они гораздо более мощные и очень опасные. Представляют собой обливные каменные плиты (глыбы) с сильными бочками и котлами. У попавшего туда судна очень большие шансы перевернуться. Также на протяжение всего ущелья периодически встречаются очень мощные бочки. Однако и те, и другие обходятся без особых усилий и с интересом наблюдаются со стороны как местная достопримечательность. Мы даже делали съёмку таких бочек прямо в пороге. Валы огромные, высокие – 2-4 метра, но в основном пологие. У берегов в месте улова часто попадаются мощные "поганки". Эти безобразники бесцеремонно швыряют катамаран, куда им захочется. В обычную большую воду у них даже близко такой силы не наблюдается.

Большинство порогов почти не отличаются друг от друга и, вследствие мощного быстротока между ними, образуют единую шиверистую цепь с высокими валами, растянувшуюся почти на всё ущелье. Для четырёхместного катамарана такие препятствия особых проблем не создают, если грамотно выбирать линию движения. Для этого нужно, чтобы экипажем управлял человек, имеющий хороший опыт. Не рекомендую идти в паводок на двухместных катамаранах и рафтах.

Обычно в Орхо-Боме выделяется, как наиболее сильный, порог Окинский. Он вместе с последующим – Бурятским – представляет собой наибольшую угрозу. В случае переворота в Окинском очень мало времени на экстренную чалку перед Бурятским. В нашу воду всё поменялось. В Окинском были плавные 4-метровые валы, как морские волны, по которым мы с удовольствием прокатились. Размер впечатлил! В нормальную воду здесь валы до 3 метров. А вот Бурятский оказался помощнее. Самое коварное место здесь справа у скалы. Один косой вал меня заставил поволноваться, когда наш катамаран накренило на бок на его верхушке. Дальше было ощущение полёта со второго этажа. Ужас! Высота его – не знаю сколько, но явно больше 4 метров. После такого аттракциона всё остальное в ущелье уже не напрягает. При заходе в Бурятский следует заранее уходить как можно ближе к левому берегу. Правой стороны нужно остерегаться не столько из-за огромного косого вала (присутствует в паводок), сколько из-за последующих мощных бочек.

После Бурятского, как я уже говорил, всё идётся нормально. Главное, держаться подальше от скал на внешних поворотах и вовремя обходить опасные бочки. Следует также иметь в виду, что наличие и характер препятствий существенно отличаются от указанных в лоции. Очень мощные бочки могут образоваться в местах, где вы их совсем не ожидаете.

Прижимы ущелья в паводок проходятся ещё легче, чем в очень малую воду, так как увеличивается пространство для манёвра. Это характерно и для многих других препятствий различных рек (Верхний Иркут, Зун-Мурин).

С чалкой у нас проблем не было. Но в случае переворота быстро зачалить судно к берегу будет сложно. Вполне может утащить на несколько километров вниз по течению. Особенно это касается идущих на рафте. Именно из-за ситуации, создавшейся в результате переворота, ущелье Орхо-Бом в паводок будет значительно более опасным, чем в нормальную воду. Хотя, следует отметить, что вследствие мощности и протяжённости препятствий, даже в малую воду сохраняется достаточно высокая опасность этого ущелья в случае аварийной обстановки.


Утулик
(июль 2000 г.)

Эта замечательная речка относится к разряду тех, на которые в паводок ходить не стоит, если вы не ищите себе лишних приключений.... В малую воду здесь много камней, валы в шиверах маленькие. Мощные бочки присутствуют только в ключевых препятствиях. Хотя порогов много и некоторые из них – далеко не слабые. По сложности тянет на "пятёрку". Но лучше всего идти либо в среднюю воду, либо нормально высокую. Лишних камней, которые иногда сильно надоедают, не будет. У реки появится сила. Вы сможете получить массу удовольствия. Только не нужно забывать, что эта официальная "троечка" (в связи с малой протяжённостью) на деле является "пятёркой".

В паводок, как и везде, на Утулике всё в корне меняется. Многочисленные камни, плиты и некоторые большие глыбы заливаются водой, образуя мощные, коварные бочки и котлы. Скорость потока очень высока. Валы большие до 2 метров. Плёсов нет. 90 с лишним препятствий на 60 км выглядят как один мощный каскад с многочисленными сливами, бочками, валами и крупными каменными глыбами. Создаётся весьма экстремальная обстановка. Весь каскад реально можно оценить шестой категорией сложности.

Шли на двухместном катамаране. От старта в устье Спусковой до финиша у автомобильного моста (около 60 км) шли 7 часов, включая остановки, разведки и один обнос. По пути обогнали три группы водников, которые не торопились сплавляться. Правильно делали. Мы бы тоже не торопились, если бы не вынуждали веские обстоятельства. В одной группе ещё до начала наиболее сложной тройки порогов произошёл переворот плота. Лица у многих представителей этих групп были как перед серьёзным боем.

Первое серьёзное препятствие Чижик прошли легко. Ярко выраженный слив на этом пороге смело гигантским бурлящим потоком. До порога Мангутайский шли без разведки, обходя самые коварные места. Линия движения везде хорошо просматривается с наплыва (в отличие от каньонов Хара-Мурина).

Посмотрев на Мангутайский, я чуть не опупел. Многие камни залило. Образовалась жуткая "каша" из мощных бочек. Наша двойка иногда скрывалась в пене, иногда взлетала под углом до 50 градусов. Жалко не было операторов на берегу.

Следующий порог Зев задал нам жару. Центральная бочка, которая и в малую воду сокрушает многие суда, сразила наша крохотную двоечку наповал. Переворот был мгновенный. После этого ещё изрядно поколбасило. Не понравилось.

Оценив порог Большой Мордоворот и шансы нашей двойки на его прохождение, решили обнести. Переворот в первой ступени был очевиден. А после этого ещё более опасная – вторая.

Нам хватило и Малого Мордоворота. В малую и среднюю воду мы неоднократно проходили его как обычную четвёрочку. Ничего особенного здесь не было. А в паводок его как будто подменили. Мощные валы и бочки на входе. Затем струя сильно наваливает на скалу левого берега и, отражаясь, падает мощным сливом, образую сильную бочку. В этой бочке нас поставило почти на свечку. Я даже вывалился с катамарана. Потом ещё пару бочек послабее и самые серьёзные препятствия закончились. Однако из-за мощности и высокой скорости потока сложность остального участка до турбазы Утулик на правом берегу была на уровне 4 к.с.


Хара-Мурин
(сентябрь 2000 г.)

Исключительный паводок в сентябре месяце преподнёс нам огромный сюрприз. Прокатившись в первом пороге Сайбатского каньона с одноимённым названием, мы приняли единственное разумное решение – сваливать. Подробно об этом событии я описал в рассказике "Настоящий экстрим на реке Хара-Мурин". Эту речку в паводок ходить нельзя.

Реки Снежная, Китой, Онот, Урик в паводок очень экстремальны. Если идти на карабубере, он выручит, но не везде и не всегда. Лучше остаться дома и смотреть сплавы по телевизору :)

Доброй и кристально чистой вам воды!


Максим Марков
7 февраля 2005